СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные требования к уровню сформированности читательского интереса у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами «образование» и «развитие», и состоит в том, что ученик сам в своей личностно-мотивированной деятельности создает свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и искусстве, познавая которые ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания обучающихся, особенно в наше время, когда современная жизнь с СМИ скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения [2, с.21].

Большинство педагогов всерьёз озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать модные журналы или сканворды.

Выделяют следующие причины снижения читательского интереса: 1) усиление влияния средств массовой информации – чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером; 2) резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло; 3) изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек: «Ты теперь большой, читай сам»); 4) отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников [15, с.36].

Можно выделить два подхода к исследованию читательского интереса: узкий и широкий. Отличаются они набором критериев литературного развития: исследователи, представляющие узкий подход, выделяют 2 – 3 критерия; сторонники широкого подхода – до 6 критериев. Узкий подход представлен в работах Л.Г. Жабицкой, Н.Д. Молдавской, широкий – в трудах М.П. Воюшиной, Г.И. Кудиной, З.Н. Новлянской и Т.В. Рыжковой. Для всех без исключения исследователей важнейшим уровнем читательского интереса является восприятие художественного произведения. Почти все ученые признают необходимость определения уровня речевого развития. Остальные показатели читательского интереса – объем литературоведческих знаний, начитанность, умения, связанные с анализом произведения, учитываются лишь частью ученых.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательского интереса [1, с.17].

Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение обучающихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны [27, с.49].

Вопрос формирования читательского интереса всегда волновал преподавателей начальной школы. Формирование читательского интереса проходит под влиянием внутренних причин – возрастных особенностей школьников, и внешних, к которым в первую очередь относится обучение.

Одним из направлений работы учителя начальных классов является создание условий для формирования читательского интереса у младших школьников. Для достижения ожидаемых результатов в данном направлении работы предполагается решение следующих задач: 1) формирование потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной деятельности; 2) формирование читательской компетентности обучающихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации; 3) стимулирование творчества детей [10, с.66].

Под читательской компетентностью понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению. В качестве критериев интереса Е.Л. Гончарова рассматривает: 1) активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы); 2) положительное эмоционально – окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности [6, с.8]. Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются: 1) положительное отношение к самой читательской деятельности «люблю читать»; 2) заинтересованность конкретными книгами «хочу эти книги»; 3) увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»); 4) стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали»). В основе работы с детьми по формированию интереса к чтению должны лежать основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания, изложенные в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, Н.Е. Щурковой: 1) принцип учета сензитивных периодов развития; 2) принцип определения «зоны ближайшего развития» и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых; 3) принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; 4) принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности; 5) принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности; 6) диалогический принцип [7, с.19].

Уроки литературного чтения должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. К окончанию начальной школы будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы. Таким образом, сформированность читательского интереса младших школьников определяется по таким критериям, как: 1) наличие эмоционального отношения к процессу чтения; 2) устойчивость доминирующих потребностей и мотивов к чтению художественного произведения; 3) потребность в чтении литературных произведений определенной тематики, жанров; 4) умение ориентироваться в группе книг, выбрать среди них книгу с заданными параметрами (жанр, тематика), объяснить своё отношение к книге, высказать мнение о прочитанном; 5) умение извлекать и пользоваться необходимой информацией из прочитанных текстов различных жанров [15, с.41].

03.04.2018 17:31


Рекомендуем курсы ПК и ПП