СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
Основным источником познания является книга.
К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности (ФЧС) школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.
Современные требования общества, модернизация образования диктуют необходимость внедрения новых образовательных программ. Среди большого количества программ наиболее успешно решает проблему ФЧС, на наш взгляд, курс “Литературное чтение”
Теория ФЧС, разработка которой принадлежит Н. Н. Светловской, существует в методической науке 30 лет, она дала школе научно обоснованную систему внеклассного чтения. Н. Н. Светловская определяет читательскую самостоятельность как “личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и времени, реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью. Объективным показателем того, что читательская самостоятельность сформирована, следует считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все знания, умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с книгой. Читательская самостоятельность – надёжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития”.
Основная цель предмета “Литературное чтение” – ввести детей в мир отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.
Из основной цели предмета “Литературное чтение” вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка – читателя:
Эти задачи реализуются в большей или меньшей степени на каждом уроке.
Важнейшим итогом обучения должно стать литературное развитие школьников, устойчивая потребность и способность читать книги по осознанному выбору, стремление к самообразованию и саморазвитию.
Среди особенностей программы, которые способствуют ФЧС, необходимо отметить следующие:
При реализации программы возникла необходимость определить
этапы ФЧС. Этапы различаются: целями обучения, задачами, структурой урока, методикой работы, учебным материалом, требованиями к ЗУН.
Первый этап – подготовительный (1 класс).
Цель: обучение восприятию литературного произведения.
Задачи:
Основная форма работы: урок литературного слушания. Проводится 2 раза в неделю.
Основной метод: наглядное моделирование через введение системы заместителей для жанров, тем, героев; составление схематических планов.
Второй этап – начальный (2 класс)
Цель: развитие читательских и речевых умений
Задачи:
Основная форма работы: уроки разного типа (урок литературного чтения, урок – слушание, нетрадиционные формы уроков).
Третий этап – основной (3 класс).
Цель: обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.
Задачи:
Четвёртый этап – заключительный (4 класс).
Цель: формирование самостоятельного читателя.
Продолжается реализация задач, поставленных на основном этапе.
Исходя из целей и задач курса, особенностей программы, учитывая этапы работы, выделены критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательской самостоятельности на выпуске из начальной школы:
На основе указанных показателей определяем уровни читательской самостоятельности младших школьников.
Высокий уровень – сформирован устойчивый интерес к чтению книг; техника чтения вслух более 110 слов в минуту, осознанное чтение про себя на 50 слов выше чтения вслух, самостоятельная подготовка к выразительному чтению; восприятие произведения на уровне “идеи”; широкий читательский кругозор; программа усвоена полностью
Выше среднего – устойчивый познавательный интерес к чтению книг; техника чтения вслух более 100 слов в минуту, осознанное чтение про себя на 20-30 слов выше чтения вслух; восприятие произведения на уровне “героя” или на уровне “идеи”; читательский кругозор может ограничиться знанием определённых жанров, тем или отдельных авторов, программа усвоена частично.
Средний – интерес к чтению книг проявляет, но он неустойчив; техника чтения вслух более 90 слов в минуту, чтение про себя осознанное, но по темпу недостаточно беглое; восприятие произведения на уровне “героя”; читательский кругозор недостаточно широк; программа усвоена частично.
Низкий – нет интереса к чтению книг, читает по необходимости; техника чтения вслух ниже 90 слов в минуту, темп чтения про себя такой же, слабо осознаёт прочитанное; констатирующий уровень восприятия; ограниченный читательский кругозор; программа усвоена частично.
Использованные источники
1. Джежелей О.В., Сергеева В.А., Игнатьева Т.В. Готовимся к урокам внеклассного чтения. - М., 1997
2. Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков // Начальная школа. - 1998. - № 9. - С.11-16.
3.Рыбкина Е.А. Шаг навстречу книге, или как приобщить ребенка к чтению // Начальная школа -2009.-№2.с14-17.
4. Рамзаева Е.Г. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ Е.Г. Рамзаева - М.: Просвещение,1979.- 431 с.
5. Ефросининой Л.А. Омороковой М.И. Литературное чтение в свете современных требований. // - 2010.- №11. - 73 -77 с.
6. Львов М.Р. Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. - М.: Академия, 2007. - 462 с.
7. Львов М.Р. Рамзаева Т.Г. Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р.Львов - М., 1987. - 401с.
8. Лебедева Н.Н. Это наша с тобой судьба… // Начальная школа -2010.-№6. С. 7-9.
9. Морозова С.Э. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения // Начальная школа - 2010.-№11.-С. 29-31.
10. Никулина Н.В. Особенности уроков литературного чтения в рамках УМК «Начальная школа XXI века» // Начальная школа -2010. -№6. -С.36-38.
© 2016, Бысик Марина Викторовна 1610