СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ пед.деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Афанасьевой Елены Станиславовны

Общие сведения

  • Афанасьева Елена Станиславовна, 13.10.1967 г.р.
  • Учитель начальных классов МБОУ Тихолиманская ООШ
  • Образование - высшее; закончила Вёшенское педагогическое училище им. М. А. Шолохова в 1988 г. по специальности «Учитель начальных классов с доп. подготовкой ст. пионервожатый»; Калмыцкий государственный университет в 1996 году по специальности «Биология. Преподаватель биологии и химии».
  • Стаж педагогической работы 23 г, в должности учителя начальных классов – 8,5 лет.
  • Стаж работы в МБОУ Тихолиманская ООШ - 5 лет.
  • Дата предыдущей аттестации – 25.12.2010 года,

присвоена вторая квалификационная категория.

Повышение квалификации:

- С 11 мая по 27 мая 2011 г, ГОУ ДПО Ростовский областной институт повышение квалификации и переподготовки работников образования, по проблеме «Управление качеством начального образования в условиях внедрения ФГОС второго поколения», 72 часа;

- С 22 октября по 31 октября 2012 г, ФГАОУ ВПО «Южный Федеральный университет». «Повышение квалификации педагогических кадров по вопросу внедрения электронных образовательных ресурсов в учебно-образовательный процесс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Ростовской области» - 72 час.

  • Четвертый год работаю по УМК «Перспективная начальная школа».

Ранее работала по программе «Школа России»

  • Предстоящая аттестация: апрель 2015 г. в форме самоанализа опыта педагогической деятельности по теме: «Общекультурное, личностное и познавательное развитие младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий».

Сегодня ученики приходят в школу с определенным багажом знаний, и с недетскими проблемами, поэтому, чтобы прожить школьную жизнь вместе с детьми и заслужить их уважение надо быть искренним, мудрым и любящим детей человеком, эрудированным, уметь ответить на вопросы детей.

За годы работы в школе я четко поняла, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, наполненный раздумьями, открытиями и неудачами.

Главное качество у современного учителя – это любовь к своему делу, связанная с любовью к ученикам.

Основные качества учителя считаю: ум, культура, знание, дисциплинированность, коммуникативность, эрудиция, интеллигентность, умение слушать, справедливость, доброта, трудолюбие, чувство юмора, увлеченность, любовь к детям, профессионализм и благородство.

Четвертый год я работаю по УМК «Перспективная начальная школа», основная идея УМК «ПНШ»- оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Исходя из этого, главной задачей своей работы, я считаю, организацию педагогической поддержки индивидуальности ребенка, организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

Моя цель: гармоничное развитие личности в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребёнка на основе его субъектного опыта.

Определяя цель своей педагогической деятельности, я исхожу из того, что основная цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, и природой.

Я определила цель своей работы общекультурное, личностное и познавательное развитие младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий.

Научно-методическая деятельность учителя

Основываясь на содержании личностно ориентированного подхода в образовании, я использовала и использую на уроках соответствующие формы, методы и приёмы работы. На моих уроках ученики выступают то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. УМК «ПНШ» предполагает задания разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребёнка с его работой в малых группах. Программа помогает обеспечить условия, при которых обучение идёт в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

Одной из основных задач начальной школы является формирование учебной деятельности школьников. На своих уроках я учу детей самостоятельной постановке целей, планированию путей их достижения, самоконтролю и взаимоконтролю, самооценке и взаимооцениванию, рефлексии своей деятельности.

В своей работе использую технологию сотрудничества, проблемно-диалоговую форму изложения учебного материала, чтение текста с остановками, маркирование текста символами. Широко использую приёмы внешней и внутренней дифференциации, приёмы графического моделирования, выбор способов решения задач.

Большое внимание уделяю созданию положительного эмоционального настроя на работу всех учеников. Учащиеся моего класса не боятся высказаться, даже если не уверены в правильности своей версии. Поощряю творческую активность учащихся, ориентируя их на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации. На уроках использую сюжетно-ролевые игры, элементы тренинга, анализ ситуаций и их моделей.

В результате у большинства обучаемых мною детей (к сожалению, не у всех) развивается интерес к процессу обучения, самостоятельность мышления, умение работать с различными источниками информации, применять знания на практике, и оценивать свою деятельность.

Результаты педагогической деятельности

Чтение играет огромную роль в воспитании и развитии человека. Чтение – это аспект, посредством которого детей воспитывают и развивают. Интерес к чтению у нынешних детей значительно снижен. Этот вопрос волнует не только педагогов, но и их родителей. Изучив данную проблему и пообщавшись с родителями, я поняла, что существуют разные причины такого спада:

• усиление влияния средств массовой информации и компьютеризации;

• изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности;

• отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.

Ценным является то, что учебники литературного чтения по УМК «ПНШ» содержат, как произведения классиков, так и произведения современных детских писателей. Навык чтения определяет и эффективность обучения другим предметам. Поэтому я считаю очень важным становление и постоянное совершенствование навыка чтения. В целях развития интереса к предмету использую различные формы проведения уроков: уроки-сказки, уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-викторины и т. п.

С сентября 2011 года я обучаю детей по-новому УМК. В современных учебниках представлен обширный материал для развития кругозора и обогащения словарного запаса учащихся. Дети уже взяли за правило на любом из уроков гуманитарного цикла работать с толковым словариком, представленным во 2-й части учебника «Русский язык».

В процессе обучения чтению стремлюсь, чтобы каждый текст вызвал у детей положительные эмоции. Работа с картинами помогает развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать, сопереживать, обобщать и делать выводы. При помощи этого развивается речь ребенка. В методической литературе очень подробно описан план работы над картиной, что мне очень помогает в работе.

Для развития навыка чтения я использую различные приёмы, которые условно можно разделить на следующие группы:

- упражнения на развитие зоркости;

- артикуляционная гимнастика;

- метод динамического чтения;

- упражнения на развитие речи без повторов;

- упражнения на развитие осознанности чтения.

Особенно нравится детям чтение по ролям или инсценирование. Выполнение таких заданий в учебниках УМК «Перспективная начальная школа» облегчено цветным маркированием. Со второго класса дети учатся выполнять цветное маркирование самостоятельно.

Чередование различных видов деятельности на уроках чтения снижает утомляемость, дети больше успевают, понимают цель, смысл своей работы, так как их деятельность мотивированна.

Динамика развития навыка чтения в 1-м классе

Класс

1

Не знали буквы

(%)

Знали

Буквы (%)

Читали по слогам

(%)

Читали целыми словами (%)

Нач. года

12 чел

65

35

35

10

Конец года

9 чел.

100

20

90

На уроках русского языка я учитываю тот факт, что почти каждый ребёнок, приходящий в начальную школу, - это ребёнок со своим набором логопедических проблем и главная проблема нашей школы состоит в том, что 90% учащихся - нерусскоязычные. Для ребят русский язык является неродным. Дети, приходя в 1 класс, многие совершенно не говорят на русском языке. Детский сад посещают не все ребята, так как они живут на отдаленных животноводческих точках и родители не имеют возможности каждый день возить детей.

Поэтому свою работу нацеливаю прежде всего на формирование фонематического слуха. Система упражнений, включающая в себя звукобуквенную зарядку и последовательную работу со словарями, постепенно приводит учащихся к пониманию фонетических закономерностей.

Решить проблему не знания языка помогает мне курс по ВД «Развитие речи», который ведет моя коллега, где ребята с 1-го класса учатся разговаривать, работать в паре, участвуют в сюжетно-ролевых играх. Эти занятия помогают в изучении русского языка на уроках.

Программа ПНШ позволяет сформировать у учащихся элементарные представления об устройстве словарных статей в различных словарях: орфоэпическом, орфографическом, толковом, этимологическом, обратном. Эффективность использования этимологического словаря и произведений живописи я вижу в том, что они позволяют формировать и развивать интерес к занятиям языком и литературой.

На каждом уроке использую различные виды анализа. В 1-м классе это фонетический анализ слова. Начиная со 2-го класса, этот вид анализа дополняется морфемным, что даёт детям ещё один инструмент для решения орфографических задач. С 3- го класса эти два вида анализа слова дополняются морфологическим анализом, где слово исследуется в изменениях его форм, что практически завершает создание инструмента, обеспечивающего проверку правописания основного круга орфограмм.

Программа «Перспективная начальная школа» предлагает так же этимологический анализ слова, который помогает обнаружить меняющуюся со временем структуру слова и привлечь значение слова для решения орфографической задачи. Синтаксический анализ простого предложения призван помочь учащимся обнаружить функции разных членов предложения и понять зависимость между смыслом высказывания и структурой предложения.

Решая проблемы развития речи, провожу две линии работы: помогаю детям усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; помогаю освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до короткой рецензии на литературное произведение.

Большое место уделяю словарной работе. Начиная со 2-го класса, провожу работу над группами слов, сформированными с учётом орфограммы. Каждая группа слов отрабатывается в течение недели с использованием различных приёмов работы, которые я подбираю с учётом темы и целей урока. В конце каждой недели дети пишут небольшой словарный диктант.

Исходя из требований новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, учу детей распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д. Хотя мы с ребятами работаем много и применяются различные формы работ, детям нравятся уроки русского языка, детям трудно усвоить правило и применить его на практике. Часто допускают много ошибок в диктантах и самостоятельных работах. Часто допускают ошибки при написании окончаний из-за акцента в речи. Неправильно пишут букву Щ (Ш), так как неправильно произносят эти звуки.

В формировании целостной картины мира важную роль играют уроки математики. Ребёнок воспринимает окружающий мир, прежде всего как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Уроки математики учат адекватно ориентироваться в пространстве и времени. Это те умения, без которых невозможно обойтись как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности. Знакомство с тем или иным математическим понятием я осуществляю при рассмотрении конкретной реальной или учебной ситуации, анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. Веду систематическую работу по формированию у детей таких приёмов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, что приводит детей к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Моим первоклассникам было трудно самостоятельно сформулировать выводы из-за несформированности математической речи, но некоторые дети с этим успешно справлялись. Развитие мышления становится основой развития других психических процессов: памяти, внимания, математической речи и способностей. Это ещё одно направление в моей педагогической деятельности, в котором предстоит работать в следующие годы.

Как и на других уроках, на уроках математики стремлюсь сформировать у детей основы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, знаково-символических и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приёмов мыслительной деятельности.

В вычислительном плане особое внимание уделяю рациональным способам и технике вычислений.

Для формирования умения решать задачи учащиеся в первую очередь учатся работать с текстом и иллюстрациями: Решению задач отвожу на уроках особое место, во-втором классе учила детей умению моделировать задачи, указываю на уроках на различные способы решения задач, поощряю детей, которые находят нестандартные, рациональные способы решения задач. По предыдущему опыту знаю, какую важную роль при решении задач имеет правильно составленная модель. В 2010 г. работала с детьми 4 общеобразовательного класса по программе «Школа России». Решая административную контрольную работу детьми, были допущены вычислительные ошибки, но алгоритм выполнения последовательности действий дети усвоили четко.

Дети моего класса любят уроки математики, на уроках стараюсь использовать разнообразные виды работ: индивидуальные (повышенной сложности), в парах («учитель» - ученик), творческие в группах, использую электронные тренажеры (на переменах и после уроков).

Для мониторинга успешности обучения математике я использую систему самостоятельных и контрольных работ. Её главной целью являются проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач, осознание понятий, умение применять конкретные правила и понимать закономерности. Контрольные работы позволяют проверить уровень обязательной подготовки учащихся.

Особую значимость для младших школьников имеет курс «Окружающий мир».

Он формирует у ребёнка целостную картину окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

На уроках окружающего мира, помимо общеучебных, я формирую у детей специальные умения работы с научно-популярной и справочной литературой. Дети учатся проводить фенологические наблюдения, физические опыты, простейшие измерения. На этих уроках я часто использую приём необычного начала урока, например сказки собственного сочинения на тему урока, музыкальные и видеозаписи. Часто использую игру как метод и средство обучения. Через игровую деятельность у ребёнка формируется стремление к общественно-значимой и учебной деятельности. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, поэтому он сам стремится преодолеть трудности, ставит перед собой задачи и решает их.

На уроках окружающего мира учащиеся впервые пробуют заниматься проектной деятельностью. Здесь же они обучаются правилам гигиены, правилам поведения на воде, безопасному поведению дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т. д.

Повышение образовательного уровня

Сегодня, чтобы уверенно ступать на пути педагогического поиска, я понимаю, что нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. В 2010 и 2011 году обучалась на курсах повышения квалификации. С помощью интернета осваиваю новые программы, повышаю образовательный уровень, часто посещаю сетевые сообщества, использую презентации с сайтов школ и создаю сама. Я зарегистрировалась на сайте «Продленка», куда помещаю свои материалы, делюсь опытом своей работы.

В моей коллекции имеются, электронные пособия, коллекция презентаций по предметам, которые я использую в своей педагогической деятельности. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, посвящённые дню семьи, дню матери, 8 Марта, Дню Защитника Отечества, создаю презентации, клипы. Готовлю вместе с детьми презентации для внеклассных мероприятий.

Принимаю участие в методических и предметных неделях, провожу творческие отчёты, мастер классы по теме самообразования на ШМО. Выступаю с докладами, сообщениями перед коллегами. Провожу открытые уроки в рамках методических недель и на районных методических семинарах. Регулярно посещаю открытые уроки своих коллег.

Внеурочная деятельность

Работа классным руководителем ОооОБщие

В своей педагогической деятельности важное место отвожу работе с детским и родительским коллективом, так как это способствует успешной социализации детей в обществе, развивает их навык общения с взрослыми и сверстниками, позволяет им применять багаж, полученный в учебной деятельности в неформальной обстановке.

Так как я определила целью своей работы общекультурное, личностное и познавательное развитие младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий, мною в межаттестационный период была изучена Программа формирования универсальных учебных действий школьников.

Считаю, что «ПНШ» – это программа нового поколения, отвечающая требованиям времени, дающая возможность реализации Программы формирования универсальных учебных действий, то есть дающая мне возможность реализовать цель моей педагогической деятельности.

Говорить о полной реализации моей цели слишком рано, так как я всего лишь первый раз работаю по новому УМК. Я знакомлюсь с современными образовательными технологиями, учусь работать в этих технологиях. Постепенно осваиваю работу с интерактивной доской, продолжу изучение проектной технологии, технологии модульного обучения, буду изучать методики повышения уровня учебной мотивации школьников.

15.04.2015 09:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!