СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок - как основа эффективного и качественного образования в условиях реализации ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования является их деятельностный подход, во главе которого стоит развитие личности ученика.

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Современная жизнь предъявляет сегодня жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, нестандартное мышление, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в огромном потоке информации. Сегодня «выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума, возник спрос на «выпускника умеющего, творческого, имеющего ценностные ориентации». Традиционная формула «послушай -повтори – выполни – получи отметку» не обеспечивает успешную социализацию школьников в обществе.

Учащегося необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации «разрыва» (знаю – не знаю, могу действовать – не могу действовать, ищу новый способ действия), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Иными словами ученик должен стать субъектом учебной деятельности.

Меняются цели, меняется содержание образования и требования к результатам, появляются новые стандарты и технологии обучения, но урок был, есть и остаётся по-прежнему основной дидактической единицей образовательного процесса, и именно от его содержательности, эффективности, результативности напрямую зависит качество получаемого в школе образования.

Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя, задача формирования новой личности не осуществима традиционными подходами к образованию школьников, так как:

  • Стандарты первого поколения ориентированы на процесс и на содержание, а Стандарты второго поколения ориентированы на результат;
  • во-вторых, с появлением образовательных стандартов и на их основе появились обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании и требуют совершенствования форм обучения.
  • в-третьих – изменилась социальная ситуация развития детей: резко возросла их информированность;
  • переход на предпрофильное обучение в 9-м классе также ставит перед уроком новые задачи.
  • Кроме того, внедряются информационные и коммуникационные технологии в образовательный процесс, которые делают обучение более содержательным, зрелищным, способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, существенно повышают уровень индивидуализации обучения. И это тоже оказывает значительное влияние на урок.
  • И, конечно, важным событием для всей системы образования стало введение ЕГЭ и ОГЭ. В связи с этим, учителя вынуждены активно перестраивать свою педагогическую деятельность, ориентируясь на новые требования к содержанию урока и оценке образовательных достижений школьников.

Я думаю, что каждый учитель согласен с этими утверждениями теоретически, но на практике, волей-неволей, мы сталкиваемся с разнообразными проблемами, так как исходя из требований времени, меняется подход к уроку. Конечно, можно работать и «по старинке», ведь любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Так что же такое современный урок? Как его построить и провести, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он мог достигнуть желаемых целей и результатов?

Каждый учитель имеет на этот счёт свое совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов и обсуждение достигнутого на уроке. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос. Но ясно одно: современным урок делают вовсе не использование информационных технологий, не установка новейшего оборудования, и даже не изменение содержания изучаемого материала.

Конечно, мультимедийные доски, скоростной интернет в школах, и, теоретически подготовленные для внедрения нового ФГОС учителя – это хорошо, но степень современности урока определяется другими факторами.

В качестве основных характеристик современного урока называют: 1) новый тип отношений между учителем и учениками, основанный на сотрудничестве и сопровождении (а не проведении урока); 2) принципиальную интерактивность, которая проявляется не столько в технических, сколько в коммуникативных аспектах; 3) практическую ориентированность на решение жизненных, а не узко-учебных задач; 4) равнозначность различных источников информации и форматов их обработки и представления; 5) совместный поиск, проверка и формализация эффективных способов решения задач (проблем).

Если перевести этот перечень на повседневный школьный язык, понятный всем участникам образовательного процесса, то урок постепенно превращается в цикл организованного образовательного общения и взаимодействия, приводящего к практически значимому для всех участников результату, то есть перестает быть «уроком» в классическом смысле.

Доктор педагогических наук, профессор Юрий Анатольевич Конаржевский писал: « Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ».

Современный урок по ФГОС – это

• Профессиональная и методическая подготовка учителя

• Целеполагание и мотивация учения

• Системно-деятельностный подход

• Современные средства обучения

• Выбор оптимальных средств обучения

• Создание условий для саморазвития

• Анализ каждого учебного занятия.

Конечно, современный урок – это сложная организационно-педагогическая система, все компоненты которой взаимосвязаны, это звено целостного учебно-воспитательного процесса. Уметь конструировать урок, знать его структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Проведение уроков в соответствии с новыми образовательными стандартами в корне отличается от привычных традиционных представлений об образовательном процессе. Назову некоторые отличительные черты:

  1. Педагог в традиционной школе ставил цели урока сам, а современные стандарты требуют, чтобы этот этап работы проводился совместно с учащимися для полного осмысления ими тех задач, которые необходимо решить.
  2. Для усвоения материала важна мотивация. На традиционном уроке учитель мотивирует сам за счет внешних стимулов, а современная школа требует наличие опоры на внутренние мотивы школьников.
  3. Для достижения целей и учебных задач на традиционном уроке педагог сам выбирает подходящие средства обучения, а на современном уроке происходит совместный выбор наиболее эффективных средств.
  4. Педагог полностью организует и регламентирует все действия на традиционном уроке, а образовательные стандарты приветствуют, когда есть для учащихся вариативность в соответствии с их возможностями.
  5. На современном уроке важно достижение учащимися личностно-значимого результата и на первом плане внутренние позитивные изменения, а на традиционном уроке сам педагог подводит класс к тому результату, который был им намечен.
  6. Традиционный урок не предполагал самооценку, учитель всегда сам оценивал результаты труда своих учеников. Стандарты ориентируют на возможность производить оценку своей работы на уроке самими школьниками.

Как видим, доминирующей на уроке становится деятельность ученика, а деятельность учителя, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Итак, Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку в соответствии с ФГОС?

· урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

· учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

· вывод делают сами учащиеся;

· минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

· время-сбережение и здоровье-сбережение;

· в центре внимания урока – дети;

· учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

· умение демонстрировать методическое искусство учителя;

· планирование обратной связи;

· урок должен быть добрым.

Требования к современному уроку в школе включают умелое использование учителем различных способов и методик для развития личности ученика, его умственного роста и осмысленного усвоения знаний - при объединении влияния педагога и самостоятельных действий учащихся.

Чтобы провести современный урок, который не только даст ученикам необходимые знания, но и научит их умению находить выход из сложных ситуаций, отстаивать свое мнение, не пасовать перед трудностями, необходимо знать наиболее важные характеристики урока, определяющие современные требования к нему.

  • Во-первых – это комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания школьников.
  • Современный урок ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
  • Урок имеет не только обучающую, но и развивающую направленность, способствует воспитанию детей. С учётом требований ФГОС урок должен быть построен на основе идей развивающего, а не традиционного обучения.
  • Урок должен быть построен на основе системно – деятельного подхода, то есть
  • Урок должен быть направлен на становление школьника как субъекта учебной деятельности. Это предполагает активную деятельность учащихся на уроке, их самостоятельность и инициативность.
  • В процессе урока формируются личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
  • На уроке создаются условия для возникновения у учащихся положительной учебной мотивации, в том числе учебно – познавательных мотивов.
  • Перед учащимися ставятся учебные задачи, организуется работа по их осознанию детьми и по их решению. Учащиеся принимают участие в целеполагании (учатся самостоятельно определять цели своей деятельности).
  • Учащиеся принимают участие в планировании собственной деятельности и в оценке её результативности.
  • Организуется работа по усвоению школьниками обобщённых способов действия.
  • Урок имеет рефлексивную направленность. Дети являются участниками контрольно – оценочной деятельности.
  • Организуется оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляет своевременную коррекцию ошибок.
  • Следующей характеристикой современного урока является продуманность методической системы урока, которая включает в себя:
  • Продуманность целей и задач урока.
  • Комплексная направленность и целесообразный отбор содержания урока.
  • Целесообразный выбор форм и методов обучения.
  • Целесообразное использование средств обучения.
  • Продуманность структуры и логики построения урока. Компонентами которой являются:
  • Соответствие структуры урока системе основного общего образования, особенностям УМК, учебной программы и специфике урока.
  • Логическое и системное построение урока, обоснованное соотношение частей урока; продуманная последовательность учебных заданий.
  • Отражение в структуре урока этапов учебно – познавательной деятельности (мотивационного, операционно – познавательного, рефлексивно – оценочного).
  • Чёткая организация класса.
  • Оптимальный темп урока. Соблюдение временных рамок выполнения заданий.
  • Рациональное использование времени урока.
  • Поддержание дисциплины за счёт интереса детей к выполнению заданий и их включения в активную деятельность.
09.04.2019 13:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП