СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования является их деятельностный подход, во главе которого стоит развитие личности ученика.
Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Современная жизнь предъявляет сегодня жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, нестандартное мышление, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в огромном потоке информации. Сегодня «выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума, возник спрос на «выпускника умеющего, творческого, имеющего ценностные ориентации». Традиционная формула «послушай -повтори – выполни – получи отметку» не обеспечивает успешную социализацию школьников в обществе.
Учащегося необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации «разрыва» (знаю – не знаю, могу действовать – не могу действовать, ищу новый способ действия), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Иными словами ученик должен стать субъектом учебной деятельности.
Меняются цели, меняется содержание образования и требования к результатам, появляются новые стандарты и технологии обучения, но урок был, есть и остаётся по-прежнему основной дидактической единицей образовательного процесса, и именно от его содержательности, эффективности, результативности напрямую зависит качество получаемого в школе образования.
Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя, задача формирования новой личности не осуществима традиционными подходами к образованию школьников, так как:
Я думаю, что каждый учитель согласен с этими утверждениями теоретически, но на практике, волей-неволей, мы сталкиваемся с разнообразными проблемами, так как исходя из требований времени, меняется подход к уроку. Конечно, можно работать и «по старинке», ведь любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Так что же такое современный урок? Как его построить и провести, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он мог достигнуть желаемых целей и результатов?
Каждый учитель имеет на этот счёт свое совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов и обсуждение достигнутого на уроке. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос. Но ясно одно: современным урок делают вовсе не использование информационных технологий, не установка новейшего оборудования, и даже не изменение содержания изучаемого материала.
Конечно, мультимедийные доски, скоростной интернет в школах, и, теоретически подготовленные для внедрения нового ФГОС учителя – это хорошо, но степень современности урока определяется другими факторами.
В качестве основных характеристик современного урока называют: 1) новый тип отношений между учителем и учениками, основанный на сотрудничестве и сопровождении (а не проведении урока); 2) принципиальную интерактивность, которая проявляется не столько в технических, сколько в коммуникативных аспектах; 3) практическую ориентированность на решение жизненных, а не узко-учебных задач; 4) равнозначность различных источников информации и форматов их обработки и представления; 5) совместный поиск, проверка и формализация эффективных способов решения задач (проблем).
Если перевести этот перечень на повседневный школьный язык, понятный всем участникам образовательного процесса, то урок постепенно превращается в цикл организованного образовательного общения и взаимодействия, приводящего к практически значимому для всех участников результату, то есть перестает быть «уроком» в классическом смысле.
Доктор педагогических наук, профессор Юрий Анатольевич Конаржевский писал: « Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ».
Современный урок по ФГОС – это
• Профессиональная и методическая подготовка учителя
• Целеполагание и мотивация учения
• Системно-деятельностный подход
• Современные средства обучения
• Выбор оптимальных средств обучения
• Создание условий для саморазвития
• Анализ каждого учебного занятия.
Конечно, современный урок – это сложная организационно-педагогическая система, все компоненты которой взаимосвязаны, это звено целостного учебно-воспитательного процесса. Уметь конструировать урок, знать его структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.
Требования к уроку |
Традиционный урок |
Урок современного типа |
Объявление темы урока |
Учитель сообщает учащимся |
Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач |
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование |
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся |
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля |
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы |
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции |
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся |
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке |
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока |
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили |
Проводится рефлексия |
Домашнее задание |
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Проведение уроков в соответствии с новыми образовательными стандартами в корне отличается от привычных традиционных представлений об образовательном процессе. Назову некоторые отличительные черты:
Как видим, доминирующей на уроке становится деятельность ученика, а деятельность учителя, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Итак, Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку в соответствии с ФГОС?
· урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
· учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
· вывод делают сами учащиеся;
· минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
· время-сбережение и здоровье-сбережение;
· в центре внимания урока – дети;
· учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
· умение демонстрировать методическое искусство учителя;
· планирование обратной связи;
· урок должен быть добрым.
Требования к современному уроку в школе включают умелое использование учителем различных способов и методик для развития личности ученика, его умственного роста и осмысленного усвоения знаний - при объединении влияния педагога и самостоятельных действий учащихся.
Чтобы провести современный урок, который не только даст ученикам необходимые знания, но и научит их умению находить выход из сложных ситуаций, отстаивать свое мнение, не пасовать перед трудностями, необходимо знать наиболее важные характеристики урока, определяющие современные требования к нему.
© 2019, Трухачева Галина Александровна 171