СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стилистические фигуры. Хиазм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитаем начало стихотворения Блока:

Ночь тёплая одела острова.

Взошла луна. Весна вернулась.

Слышите ли вы некоторую неровность, напряжённость интонации второй строки? Если нет, попробуйте произвести небольшой эксперимент.

Вторая строка – это два простых предложения, каждое из которых состоит из под­лежащего и сказуемого, – по строению они одинаковы. Но порядок слов в них разный: сказуемое – подлежащее (в первом), подлежащее – сказуемое (во втором). Попро­буем схему второго предложения полностью уподобить схеме первого, чтобы и поря­док слов был одинаковым, т.е. добьёмся полного синтаксического параллелизма, на­пример: Взошла луна. Вернулась весна (или: Взошла луна. Вернулось лето – если сохранять размер). Согласитесь, что интонация здесь ровная, спокойная, как всегда бывает при простом перечислении некоторых событий, следующих одно за другим (ср.: «Скрипнула дверь, задрожала рука»).

В настоящей блоковской строке всё совсем по-другому. Во втором предложении порядок слов не такой, как в первом (Взошла луна), а обратный (Весна вернулась): сказуемое и подлежащее поменялись местами. Тот параллелизм, который мог бы здесь быть, который подсказывается одинаковым строением предложений и которого мы могли бы ждать, – он отсутствует. Рядом оказались два подлежащих-существи­тельных (луна. Весна). Всё это и заставляет нас прочитать второе предложение не так, как первое, а как-то иначе, выделить слово весна. Сдвиг в интонации сообща­ет стиху внутреннее движение, влечёт за собой и смысловой сдвиг: Весна вернулась воспринимается как сообщение, отличное от первого (Взошла луна), как сообщение о чём-то более значительном. И действительно, это предложение отмечает начало глав­ной темы стихотворения, оно эхом отзовётся в последних его строках: «душа опять жива, Опять весна одела острова».

Такая стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелиз­ма, подобия предложений – называется хиазмом.

По принципу хиазма построены две строки М. И. Цветаевой:

Поэт – издалека заводит речь.

Поэта – далеко заводит речь.

Вот начало другого стихотворения Блока, где мы найдём не один хиазм, а сразу несколько:

Жду я холодного дня,

Сумерек серых я жду.

Инверсия подлежащего и сказуемого (жду я я жду), инверсия главных и второ­степенных членов (жду дня сумерек жду), инверсия определения и определя­емого слова (холодного дня сумерек серых) делают вторую строчку зеркальным отражением первой (= — ~~ - /- ~~ — =). И это не только красиво – это удивительным образом окрашивает второе жду, выделяет его, делает отличным от простого повтора. Сравните:

Жду я холодного дня,

Сумерек серых я жду.

Замерло сердце, звеня:

Ты говорила: «Приду».

(А. А. Блок).

Жду я, тревогой объят,

Жду тут на самом пути:

Этой тропой через сад

Ты обещалась прийти.

(А. А. Фет).

Внимание к структуре предложения, к структуре текста позволит вам увидеть новую красоту и гармонию, новые оттенки смысла даже в хорошо знакомых строчках.

Источник: «Русский язык в школе». – 2002. – № 6.

Категория: Всем учителям
21.10.2016 21:25


© 2016 2001

Рекомендуем курсы ПК и ПП