© 2016 2000
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Прочитаем начало стихотворения Блока:
Ночь тёплая одела острова.
Взошла луна. Весна вернулась.
Слышите ли вы некоторую неровность, напряжённость интонации второй строки? Если нет, попробуйте произвести небольшой эксперимент.
Вторая строка – это два простых предложения, каждое из которых состоит из подлежащего и сказуемого, – по строению они одинаковы. Но порядок слов в них разный: сказуемое – подлежащее (в первом), подлежащее – сказуемое (во втором). Попробуем схему второго предложения полностью уподобить схеме первого, чтобы и порядок слов был одинаковым, т.е. добьёмся полного синтаксического параллелизма, например: Взошла луна. Вернулась весна (или: Взошла луна. Вернулось лето – если сохранять размер). Согласитесь, что интонация здесь ровная, спокойная, как всегда бывает при простом перечислении некоторых событий, следующих одно за другим (ср.: «Скрипнула дверь, задрожала рука»).
В настоящей блоковской строке всё совсем по-другому. Во втором предложении порядок слов не такой, как в первом (Взошла луна), а обратный (Весна вернулась): сказуемое и подлежащее поменялись местами. Тот параллелизм, который мог бы здесь быть, который подсказывается одинаковым строением предложений и которого мы могли бы ждать, – он отсутствует. Рядом оказались два подлежащих-существительных (луна. Весна). Всё это и заставляет нас прочитать второе предложение не так, как первое, а как-то иначе, выделить слово весна. Сдвиг в интонации сообщает стиху внутреннее движение, влечёт за собой и смысловой сдвиг: Весна вернулась воспринимается как сообщение, отличное от первого (Взошла луна), как сообщение о чём-то более значительном. И действительно, это предложение отмечает начало главной темы стихотворения, оно эхом отзовётся в последних его строках: «душа опять жива, Опять весна одела острова».
Такая стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений – называется хиазмом.
По принципу хиазма построены две строки М. И. Цветаевой:
Поэт – издалека заводит речь.
Поэта – далеко заводит речь.
Вот начало другого стихотворения Блока, где мы найдём не один хиазм, а сразу несколько:
Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия главных и второстепенных членов (жду дня – сумерек жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых) делают вторую строчку зеркальным отражением первой (= — ~~ - /- ~~ — =). И это не только красиво – это удивительным образом окрашивает второе жду, выделяет его, делает отличным от простого повтора. Сравните:
Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце, звеня:
Ты говорила: «Приду».
(А. А. Блок).
Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.
(А. А. Фет).
Внимание к структуре предложения, к структуре текста позволит вам увидеть новую красоту и гармонию, новые оттенки смысла даже в хорошо знакомых строчках.
Источник: «Русский язык в школе». – 2002. – № 6.
© 2016 2000