СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в процессе эмоционального развития личности, сопряженный с большим количеством тревог, конфликтов и стрессов. Изучением эмоционального сферы личности занимались многие российские и зарубежные психологи, например Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Н. Андреева, В.К. Загвоздкин, Д. Гросс, Д. Мейер и Р. Брукс и прочие [1; 2; 3; 5; 7; 21; 23]. Одной из современных концепций, которая описывает эмоциональную сферу как совокупность различных личностных эмоциональных способностей является концепция эмоционального интеллекта. Способности, входящие в структуру эмоционального интеллекта, играют значительную роль в адаптации подростков к социальным и межличностным ситуациям. Подростковый возраст характеризуется стремительными эмоциональными и когнитивными изменениями, которые могут влиять на качество их взаимоотношений с окружающими, в том числе с родителями. Различные современные исследования указывают на тенденцию связанную с тем, что уровень эмоционального интеллекта может быть связан с пониманием и управлением эмоциями, с чувством одиночества и особенностями семейных отношений [1; 2; 8; 12; 13; 35; 37]. Однако на данный момент существует крайне мало научных работ, в которых анализируется связь одновременно всех описанных ранее конструктов, что и составляет актуальность и некоторую новизну данного исследования.
В отечественной психологии основу для появления и развития концепции эмоционального интеллекта заложили Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев, подчеркивающие важность социальной среды и межличностного взаимодействия [5; 23]. Л.С. Выготский выдвинул идею единства аффекта и интеллекта, которая детально расписана в его работе «Проблема умственной отсталости». Основной проблемой в психологии является определение сущности понятий интеллекта и аффекта как не взаимозависимых предметов. Под аффектом Л.С. Выготский понимал, непосредственную, бурнопротекающую, кратковременную эмоциональную реакцию на внешние обстоятельства [5].
Первопроходцами в области эмоционального интеллекта являются Д. Мейер и П. Саловей, которые в 1990 г. предложили свою модель, включающую четыре компонента: восприятие эмоций, использование эмоций для содействия мышлению, понимание эмоций и управление ими. На данный момент практически все современные концепции эмоционального интеллекта включают в себя способности к идентификации, дифференциации, пониманию и управлению эмоциями, как собственными, так и окружающих. Перечисленные компоненты критически важны для подросткового возраста, когда активно развивается эмоциональная саморегуляция и социальное взаимодействие; соответственно, низкий уровень развития данных элементов, например способности к пониманию и дифференциации своих и чужих эмоциональных проявлений, способен привести к повышению различных рисков, связанных с социальной изоляцией, в частности к усилению такого тягостного состояния для подростков, как одиночество.
Одиночество, как социально-психологический феномен, представляет собой субъективное ощущение недостаточности социальных связей и поддержки. В подростковом возрасте это ощущение может быть особенно острым из-за усиленной потребности в принадлежности и поддержке со стороны семьи и сверстников. Некоторые исследования показывают, что уровень одиночества связан с качеством детско-родительских отношений и эмоциональным интеллектом подростков [4; 17; 18; 19]. Исследователи из различных научных школ (например, когнитивной, экзистенциальной, социологической, психодинамической и проч.) писали о причинах и характеристиках одиночества. Согласно психодинамическому подходу, одиночество является результатом негативного детского опыта, в то время как гуманистический подход считает важными фактические последствия процессов социализации. К. Роджерс, выдающийся представитель гуманистической психологии, подчеркивал роль непосредственных переживаний и внутренних конфликтов в формировании одиночества. Когнитивный подход сравнивает переживание одиночества с реальными или идеальными отношениями [31]. Человеческое одиночество понимается как реализация антропологического принципа в закрытом мире, где внутреннее уединение является основой всего человеческого существования. Когда человек не может найти эмоциональный отклик, который делает возможной связь с другими, он выбирает одиночество; по мнению Ж.-П. Сартра, внутренний путь человека — это всегда борьба, которая заканчивается осознанием одиночества как условия существования в мире людей [32].
Одиночество и сегодня актуально как объективная психологическая проблема; Н.Е. Покровский называл его «бичом XX века» и утверждал, что к нему нужно относиться серьезно и изучать как теоретически, так и эмпирически [32]. Конец прошлого века ознаменовался возрождением интереса к проблеме одиночества. Последние исследования, подчеркивают положительные стороны одиночества. Эти исследования указывают на то, что периоды одиночества способствуют личностному росту, самосознанию и развитию творческих способностей. Феномен одиночества и его влияние на жизнь человека можно рассматривать в двух основных аспектах. С одной стороны, одиночество рассматривается как естественное состояние человека, неотъемлемая часть самопознания и самоопределения. В определенных случаях оно способствует внутреннему развитию, позволяя человеку лучше понять себя, свои желания и потребности. С другой стороны, подчеркивается разрушительное воздействие одиночества на внутренний мир и психическое здоровье [6]. Большая часть исследований посвящена именно этому подходу. Психология предлагает множество способов понять одиночество: классифицируя различные его типы, выявляя психологические механизмы и связывая их с различными чертами личности. Однако возрастное одиночество еще недостаточно изучено, особенно одиночество в подростковом возрасте [27].
Одиночество зависит от многих факторов, включая возраст, развитие самооценки, возрастную социализацию и психологические проблемы в подростковом возрасте. Влияние одиночества на развитие личности носит комплексный характер. Например, одиночество в подростковом возрасте может быть связано с жестоким обращением, потерями и неудачами. Однако мнения психологов о том, широко ли распространено одиночество в подростковом возрасте, расходятся [26]. Тем не менее можно говорить, что состояние одиночества подростками переносится достаточно болезненно, они могут чувствовать себя ненужными, незначимыми, нелюбимыми. Залогом или фундаментом благополучного переживания состояния одиночества являются особенности детско-родительских отношений, а именно насколько подросток может опираться на эти отношения с родителями, насколько они прочны, насколько подросток смог интериоризировать, т. е. «поместить внутрь себя» родительскую любовь, чтобы она стала для него опорой, в том числе и в сложных состояниях, связанных с переживанием одиночества.
Особенности детско-родительских отношений в значительной мере определяют эмоциональное и социальное благополучие подростков. Не все родители понимают этот период, и многим трудно общаться со своими детьми, что достаточно странно, поскольку все родители были когда-то подростками. Часто переход ребенка в подростковый возраст сопровождается конфликтами и противостоянием с родителями, поскольку подросток оспаривает их «власть» над собой [11].
Определенные особенности подростков, находящихся в зависимых отношениях с родителями, заключаются в том, что они склонны прислушиваться к советам сверстников, некритично принимать их мнения и взгляды, чтобы стать популярными в их среде. В дальнейшем такие несамостоятельные подростки с большей вероятностью могут быть вовлечены в различные виды отклоняющегося поведения под влиянием своих ровесников [14]. Ф. Райс отмечает, что подростки могут воспринимать родителей: как источник эмоциональной поддержки и стимулирующей среды, в которой они чувствуют себя в безопасности; источник реализации потребностей (материальные потребности, наказания или поощрения, другие жизненные награды играют важную роль в формировании их отношений с родителями); как пример для подражания(хотя роль родителей в подростковом возрасте ослабевает, и их действия подвергаются критическому анализу подростком, они все еще стремятся гордиться ими). При этом родители являются источником развития автономии подростков, поскольку они могут делиться жизненным опытом благодаря более тесному взаимодействию и общению, выстраивать понятные семейные правила и границы, не проявлять жесткости, но при этом быть последовательными.
Подросткам крайне необходима поддержка родителей и значимых взрослых для развития собственной автономии [24]. Е.А. Шерешкова и Ю.В. Прокофьева описывают отношение молодежи к своим родителям следующим образом: положительное отношение — данный тип проявляется в уважении и доверии к родителям, стремлении к установлению близких доверительных отношений и проведению времени вместе; неустойчивое отношение — данный тип проявляется в неустойчивом уважении и доверии к родителям, а также в воспитании с эпизодами гиперопеки и редком стремлении проводить время вместе; негативное отношение — этот тип отношения характеризуется отсутствием уважения и доверия к родителям, непоследовательным воспитанием и нежеланием развивать близкие отношения и проводить время вместе [37].
По мнению Л.И. Вассермана, воздействие родительского поведения и воспитания играет большую роль в личностном развитии подростка. Таким образом, родители, которые проявляют чуткость, эмоциональное понимание и эмпатию по отношению к своим детям и своевременно и адекватно реагируют на их потребности, бессознательно развивают у детей чувство контроля над поведением других людей и способность достигать собственных целей. Когда родители сосредоточены на собственных проблемах и переживаниях и эмоционально игнорируют потребности своих детей, дети чувствуют угрозу и неуверенность в своем окружении и ощущают меньшую ответственность за изменение своего окружения и обеспечение хорошей жизни. Неспособность родителей удовлетворить потребности детей вызывает чувство беспомощности, что, в свою очередь, приводит к вялости, депрессии, избеганию новых людей, отсутствию любопытства и спонтанности, а также невнимательности к непредвиденным событиям [4].
Таким образом, с точки зрения особенностей эмоциональной сферы подростковый возраст характеризуется сильными гормональными изменениями, высокой чувствительностью, лабильностью эмоциональных проявлений, импульсивностью и иными особенностями, которые способны приводить к различным проявлениям отклоняющегося поведения. Подросткам часто не хватает уверенности в себе и самоуважения, они зачастую не адекватно оценивают высокую степень своей уязвимости, что может приводить к социальной замкнутости, конфликтам со сверстниками и иными значимыми взрослыми, в результате чего эмоциональные связи между ними и их окружением могут разрушаться и, как следствие, подросток может чувствовать себя одиноким, покинутым и несчастным. Соответственно проблема взаимоотношений в подростковом возрасте также выходит на первый план, в частности проблема детско-родительских отношений. Подростки, как правило, имеют напряженные отношения с родителями и мало знают о мире взрослых. Такие факторы, как гипо- или гиперопека, непоследовательность в воспитании, семейные конфликты, повышенная раздражительность родителей по отношению к ребенку, психологическое и физическое насилие и проч., способствуют формированию у подростка негативного отношения к родителям и негативного образа взрослого, с которым впоследствии он может быть идентифицирован.
В связи вышеописанным, целью данного исследования является изучение связи между эмоциональным интеллектом, уровнем одиночества и отношением подростков к своим родителям.
Основной гипотезой исследования стало предположение о том, что существует связь между эмоциональным интеллектом, одиночеством и особенностями отношения к родителям в подростковом возрасте.
Для уточнения основной гипотезы были выделены дополнительные гипотезы.
У подростков с более высоким эмоциональным интеллектом способности к идентификации и регуляции своих эмоций выше, чем у сверстников, что может способствовать снижению уровня одиночества и улучшению отношений с родителями.
Подростки, которые воспринимают отношения со своими родителями в положительном ключе, эффективнее справляются со своим одиночеством.
Процедура и методы исследования
В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 12 до 16 лет (средний возраст — 14,9 лет) в количестве 76 человек с помощью опросника в Google-forms. Мальчики составили 36 человек (46,6%), девочки — 40 человека (53,4%). Все дети проживают в полных семьях.
В исследовании были использованы следующие методики.
Портал психологических изданий PsyJournals.ru —
© 2024, Волкова Ульяна Юрьевна 129