СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель новой формации!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для получения представления о целостном мышлении учителю необходимо знать, что это такое, и быть убежденным носителем этого знания. Сегодня перед учительством стоит масштабная задача: изнутри трансформировать систему образования, а через нее – всю зону воздействия образовательной системы общества в условиях его устойчивого развития. И здесь необходима внутренняя перестройка: структурная, функциональная, ценностная. Найти возможности перестройки изнутри системы образования – миссия учителей нового поколения, андрагогики и акмеологии, психологической педагогики и гуманной педагогики. Стратегическая роль учительства – проверка подлинности их нравственно-духовных начал, где этика и нравственность - это духовный акт философии духа с ориентацией на целостное восприятие мира, целостное мышление. Учительство должно исполнить свой нравственно-этический акт. В модернизации образования, в реформировании образовательного процесса центральной фигурой является учитель-исследователь, учитель-лидер как УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ. УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ - духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации. (Н.А. Назарбаев, президент РК.)

ЗАДАЧИ, которые должен решать УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ, следующие:

1. УЧИТЬ новому мышлению, методам познания и самоорганизации.

2. Уметь подвести к двери в мир знаний, дать ключ и научить ученика как участника общеобразовательного процесса (ОП) пользоваться этим инструментом. Помнить: никто, кроме самого ученика, не сможет войти в мир знаний.

3. Научить участника ОП самостоятельно рассматривать явления целостно и в динамике.

4. Научить учащегося самоорганизации и показать ему реальный путь к самореализации /по спирали/: Я – САМОИЗУЧЕНИЕ – САМОВОСПИТАНИЕ - САМООБУЧЕНИЕ – САМОУТВЕРЖДЕНИЕ – САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – САМОРЕГУЛЯЦИЯ – САМОРАЗВИТИЕ – САМОПОЗНАНИЕ – САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ – САМОРЕАЛИЗАЦИЯ. Это значит: 4.1. Показать всепроникающий принцип подобия в природе, мышлении. Научить искать подобия, аналогии для новых изучаемых явлений, углубляя и меняя их по мере необходимости; 4.2. Научить участника ОП использовать все навыки и умения в процессе познания; 4.3. Помочь раскрыть полный потенциал ученика и вывести его в космос творчества. Это и есть СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР на будущее, отличающийся от задачи традиционной школы – дать некоторый объем знаний и методов работы по школьным основам науки.

Отличительная разница:

АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Ориентир на «запоминающий субъект» как ориентир на прошлое.

Ребенок – АЛМАЗ, из которого нужно сделать БРИЛЛИАНТ, сверкающий своими гранями. Это ювелирная работа. Ф. Вассерман, Ташкент

НОВАЯ ПАРАДИГМА ЦЕЛОСТНОГО ДИНАМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ – необходимо учителю уметь работать, используя психологические методики корректирующего /трансформирующего/ типа; владеть методиками психологического моделирования и прогнозирования.

ЗНАНИЯ, которыми необходимо владеть УЧИТЕЛЮ НОВОЙ ФОРМАЦИИ:

1. Знание основ научной теории, гносеологии, методологии;

2. Хорошее знание предмета специализации;

3. Наличие энергии, которая позволит показать личную убежденность учителя и стимулировать творческий процесс познания.

УМЕНИЯ, которыми должен владеть УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ:

1. УМЕТЬ ЛЮБИТЬ детей – важнейший компонент принципа гуманизма и важные качества воспитателя, учителя; безусловно принимать мир и человека.

2. УВАЖАТЬ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА – видеть в каждом личность – необходимое качество учителя. 3. ВЕРИТЬ в РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА – залог успеха ОП, выражает оптимистическую линию гуманизма. 4. ЗНАТЬ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА – без знания души личности воспитание является слепым; быть гуманным - значит быть человековедом.

5. ПОНИМАТЬ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА – нужно уметь поставить себя на его место, увидеть мир его глазами.

6. БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ к ДУХОВНОМУ МИРУ и ПРИРОДЕ ЛИЧНОСТИ – каждая личность имеет свой неповторимый духовный мир, имеет свой опыт, привычки, взгляды.

7. БЕРЕЧЬ и РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА – без этого невозможно ни воспитание, ни самовоспитание.

8. СТАТЬ ДРУГОМ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА как соучастника ОП, который должен видеть в нем друга, чувствовать поддержку и помощь.

9. УМЕТЬ ЦЕЛОСТНО МЫСЛИТЬ. Учитель новой формации должен уметь трансформировать негативные проблемы, настроения, устремления в позитивные. Это учитель – практический психолог. 10. ОРИЕНТАЦИЯ на КУЛЬТУРУ педагогического труда – ориентация на формирование целостного мировоззрения учителя.

11. НЕ НАВРЕДИТЬ здоровью, психике, стремлению к творчеству личности.

12. Мотивировать целостное восприятие мира личностью.

13. Мотивировать позитивный выбор ученика в ситуациях заданности и неопределенности.

14. Работать в биоадекватных методиках и технологиях образования.

Важнейшая задача модернизации образования и перехода к целостному мышлению – это ВЗРАЩИВАНИЕ мыслящего и ищущего учителя новой формации, способного сделать самостоятельный мировоззренческий выбор познавательным и жизненно-практическим путем ТОЛЕРАНТНОСТИ – терпимости к мировоззренчески противоположному взгляду, позиции через сферу культуры, иерархию ее ценностей, чтобы увидеть, узнать, понять, осознать, принять человеческое ценное. Второе – переход к целостному мышлению самого учителя. Его задача – научить детей учиться, жить в мире по законам этики, природы, творчества и культуры. Учитель должен осознать и реализовать содержание образования неразрывно с формой и методом. Методика – всегда творческий акт учителя новой формации, должна быть охарактеризована. Она эффективна в сочетании с искусством учителя новой формации /организаторским, ораторским, актерским, человеческим/ и не может быть тиражирована. Это уровень искусства, где учитель – МАСТЕР взаимодействия. Зрелость учителя – это способность устанавливать внутренний контакт с другими людьми.

ЖИВОЙ КОНТАКТ – творит, буква – убивает. Методика навсегда не может быть. Методика — всегда творческий акт. УЧИТЕЛЬ новой формации – это и

УЧИТЕЛЬ-ЛИДЕР – современный гуманитарный этический ассертивный лидер как реальный человек, живущий открыто в своем миропонимании и поведении в миру. Он заботится о благе коллег, своей моральной стабильности и мировоззренческой определенности, понятной для окружающих людей. Он выявляет и искореняет несправедливость.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА – инициативность и гибкость, созидательность и творчество; честность, смелость и личностная целостность; уверенность и уравнове­шенность, независимость и самостоятельность; настойчивость и упорство, энергичность и работоспособность, обязательность;

УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ как ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ;

ü окружен своими лучшими учениками: вечно здесь светлое, радостное, мажорное лето;

ü он улыбнется – радость и праздник в душах учеников;

ü не скрытен: эмоции для него — педагогическое средство; он свободен от предубеждений;

ü он постоянен и последователен во всех своих деяниях; он обладает высшим знанием и делает все хорошо. Он ничего не забывает, ничего не путает, никогда не ошибается;

ü он поддерживает коллег, и все вместе они являются единым коллективом единомышленников, выступают единым фронтом, и нет у них различий в мнениях и ценностях. Учитель – живой пример эффективности воспитания и учения!

СОВЕРШАЙТЕ ДОБРО, ПОКА ВЫ СУЩЕСТВУЕТЕ. (Д. Дидро.)

Категория: История
21.01.2015 14:00


Рекомендуем курсы ПК и ПП