СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для получения представления о целостном мышлении учителю необходимо знать, что это такое, и быть убежденным носителем этого знания. Сегодня перед учительством стоит масштабная задача: изнутри трансформировать систему образования, а через нее – всю зону воздействия образовательной системы общества в условиях его устойчивого развития. И здесь необходима внутренняя перестройка: структурная, функциональная, ценностная. Найти возможности перестройки изнутри системы образования – миссия учителей нового поколения, андрагогики и акмеологии, психологической педагогики и гуманной педагогики. Стратегическая роль учительства – проверка подлинности их нравственно-духовных начал, где этика и нравственность - это духовный акт философии духа с ориентацией на целостное восприятие мира, целостное мышление. Учительство должно исполнить свой нравственно-этический акт. В модернизации образования, в реформировании образовательного процесса центральной фигурой является учитель-исследователь, учитель-лидер как УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ. УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ - духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации. (Н.А. Назарбаев, президент РК.)
ЗАДАЧИ, которые должен решать УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ, следующие:
1. УЧИТЬ новому мышлению, методам познания и самоорганизации.
2. Уметь подвести к двери в мир знаний, дать ключ и научить ученика как участника общеобразовательного процесса (ОП) пользоваться этим инструментом. Помнить: никто, кроме самого ученика, не сможет войти в мир знаний.
3. Научить участника ОП самостоятельно рассматривать явления целостно и в динамике.
4. Научить учащегося самоорганизации и показать ему реальный путь к самореализации /по спирали/: Я – САМОИЗУЧЕНИЕ – САМОВОСПИТАНИЕ - САМООБУЧЕНИЕ – САМОУТВЕРЖДЕНИЕ – САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – САМОРЕГУЛЯЦИЯ – САМОРАЗВИТИЕ – САМОПОЗНАНИЕ – САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ – САМОРЕАЛИЗАЦИЯ. Это значит: 4.1. Показать всепроникающий принцип подобия в природе, мышлении. Научить искать подобия, аналогии для новых изучаемых явлений, углубляя и меняя их по мере необходимости; 4.2. Научить участника ОП использовать все навыки и умения в процессе познания; 4.3. Помочь раскрыть полный потенциал ученика и вывести его в космос творчества. Это и есть СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР на будущее, отличающийся от задачи традиционной школы – дать некоторый объем знаний и методов работы по школьным основам науки.
Отличительная разница:
АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА
Ориентир на «запоминающий субъект» как ориентир на прошлое.
Ребенок – АЛМАЗ, из которого нужно сделать БРИЛЛИАНТ, сверкающий своими гранями. Это ювелирная работа. Ф. Вассерман, Ташкент
НОВАЯ ПАРАДИГМА ЦЕЛОСТНОГО ДИНАМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ – необходимо учителю уметь работать, используя психологические методики корректирующего /трансформирующего/ типа; владеть методиками психологического моделирования и прогнозирования.
ЗНАНИЯ, которыми необходимо владеть УЧИТЕЛЮ НОВОЙ ФОРМАЦИИ:
1. Знание основ научной теории, гносеологии, методологии;
2. Хорошее знание предмета специализации;
3. Наличие энергии, которая позволит показать личную убежденность учителя и стимулировать творческий процесс познания.
УМЕНИЯ, которыми должен владеть УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ:
1. УМЕТЬ ЛЮБИТЬ детей – важнейший компонент принципа гуманизма и важные качества воспитателя, учителя; безусловно принимать мир и человека.
2. УВАЖАТЬ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА – видеть в каждом личность – необходимое качество учителя. 3. ВЕРИТЬ в РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА – залог успеха ОП, выражает оптимистическую линию гуманизма. 4. ЗНАТЬ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА – без знания души личности воспитание является слепым; быть гуманным - значит быть человековедом.
5. ПОНИМАТЬ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА – нужно уметь поставить себя на его место, увидеть мир его глазами.
6. БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ к ДУХОВНОМУ МИРУ и ПРИРОДЕ ЛИЧНОСТИ – каждая личность имеет свой неповторимый духовный мир, имеет свой опыт, привычки, взгляды.
7. БЕРЕЧЬ и РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА – без этого невозможно ни воспитание, ни самовоспитание.
8. СТАТЬ ДРУГОМ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА как соучастника ОП, который должен видеть в нем друга, чувствовать поддержку и помощь.
9. УМЕТЬ ЦЕЛОСТНО МЫСЛИТЬ. Учитель новой формации должен уметь трансформировать негативные проблемы, настроения, устремления в позитивные. Это учитель – практический психолог. 10. ОРИЕНТАЦИЯ на КУЛЬТУРУ педагогического труда – ориентация на формирование целостного мировоззрения учителя.
11. НЕ НАВРЕДИТЬ здоровью, психике, стремлению к творчеству личности.
12. Мотивировать целостное восприятие мира личностью.
13. Мотивировать позитивный выбор ученика в ситуациях заданности и неопределенности.
14. Работать в биоадекватных методиках и технологиях образования.
Важнейшая задача модернизации образования и перехода к целостному мышлению – это ВЗРАЩИВАНИЕ мыслящего и ищущего учителя новой формации, способного сделать самостоятельный мировоззренческий выбор познавательным и жизненно-практическим путем ТОЛЕРАНТНОСТИ – терпимости к мировоззренчески противоположному взгляду, позиции через сферу культуры, иерархию ее ценностей, чтобы увидеть, узнать, понять, осознать, принять человеческое ценное. Второе – переход к целостному мышлению самого учителя. Его задача – научить детей учиться, жить в мире по законам этики, природы, творчества и культуры. Учитель должен осознать и реализовать содержание образования неразрывно с формой и методом. Методика – всегда творческий акт учителя новой формации, должна быть охарактеризована. Она эффективна в сочетании с искусством учителя новой формации /организаторским, ораторским, актерским, человеческим/ и не может быть тиражирована. Это уровень искусства, где учитель – МАСТЕР взаимодействия. Зрелость учителя – это способность устанавливать внутренний контакт с другими людьми.
ЖИВОЙ КОНТАКТ – творит, буква – убивает. Методика навсегда не может быть. Методика — всегда творческий акт. УЧИТЕЛЬ новой формации – это и
УЧИТЕЛЬ-ЛИДЕР – современный гуманитарный этический ассертивный лидер как реальный человек, живущий открыто в своем миропонимании и поведении в миру. Он заботится о благе коллег, своей моральной стабильности и мировоззренческой определенности, понятной для окружающих людей. Он выявляет и искореняет несправедливость.
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА – инициативность и гибкость, созидательность и творчество; честность, смелость и личностная целостность; уверенность и уравновешенность, независимость и самостоятельность; настойчивость и упорство, энергичность и работоспособность, обязательность;
УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ как ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ;
ü окружен своими лучшими учениками: вечно здесь светлое, радостное, мажорное лето;
ü он улыбнется – радость и праздник в душах учеников;
ü не скрытен: эмоции для него — педагогическое средство; он свободен от предубеждений;
ü он постоянен и последователен во всех своих деяниях; он обладает высшим знанием и делает все хорошо. Он ничего не забывает, ничего не путает, никогда не ошибается;
ü он поддерживает коллег, и все вместе они являются единым коллективом единомышленников, выступают единым фронтом, и нет у них различий в мнениях и ценностях. Учитель – живой пример эффективности воспитания и учения!
СОВЕРШАЙТЕ ДОБРО, ПОКА ВЫ СУЩЕСТВУЕТЕ. (Д. Дидро.)
© 2015, Сугурбаева Индира Жаскайратовна 780