СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
СТАРШАЯ ГРУППА При формировании грамматического строя речи старших дошкольников необходимо обучать их тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование имен прилагательных и имен существительных, образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении). У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть: учит, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или образовать слово по образцу: веселый — весело; быстро. (быстрый), громко. (громкий). Дети находят родственные слова в контексте, например со словом желтый: В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает. (желтеть). Листья на деревьях. (желтеют). Умение образовывать имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами помогает детям понимать различие смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и имен прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания. Такие задания тесно связаны с развитием умения догадываться о значении незнакомого слова. (Почему шапку называют ушанкой?) Составление коллективного письма в ситуации «письменной речи» (ребенок диктует — взрослый записывает) помогает совершенствованию синтаксической структуры предложения. В старшей группе вводится новый вид работы — ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова — из слогов и звуков, т. е. выработка у детей осознанного отношения к речи, является необходимой подготовкой к усвоению грамоты. Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи, так как они составляют основной ее фонд. Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говоритьправильно. «ОДИН-МНОГО» Цель: закрепить представление о множественном числе существительных. Эта игра упражняет детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; учит их подбирать к словам определения и действия, согласовывать их. — Это. стол, а это. (столы). Здесь много. (столов). Какие столы? (Деревянные, письменные, обеденные). — Это.;, ромашка, а это. (ромашки). В букете много. (ромашек). Какие они? (Белые, с желтой серединкой.) Что еще бывает белым? Желтым? Как ты понимаешь выражение «Скатерть бела весь мир одела»? Где встречается такое выражение? (В сказках, загадках.) В каких сказках? (О зиме.) — Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это. (лук). Какой он? (Желтый, сонный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.) Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображено много предметов, например: лыжи, коньки, предметы мебели, одежды и т. п. — Чего здесь много? — А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Лыж, коньков, столов, платьев.) Очень важно показать детям, как от изменения слова с помощью аффиксов (суффиксов и приставок) меняется его смысл. Используются упражнения, включающие лексические и грамматические задания. Различая оттенки слова, дети по-иному воспринимают смысл его в том или ином контексте. Приведем примеры таких упражнений. «БРАТ - БРАТЕЦ - БРАТИК» Цель: различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности, уменьшительности, глаголов, образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных суффиксальным способом. — Послушайте слова, которые я вам назову, и скажите, чем они отличаются: мама — мамочка — мамуля; брат — братец — братик; дерево — деревце; заяц —- заинька — зайчишка — зайчи-ще; дом — домик — домище. (Многие слова звучат ласково.) Какие из этих слов встречались вам в сказках? (Братец в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», заинька, зайчишка во многих сказках о животных.) — Придумайте короткую сказку про зайца и зайчишку. — Чем отличаются слова: бежать — подбежать — выбежать; писать — переписать — подписать; играть — выиграть — проиграть; смеяться — засмеяться — высмеять; шел — отошел — вошел? Составьте предложения с любыми двумя словами, которые вы услышали. (Мы играли в домино. Вова выиграл, а я проиграл.) — Объясните, чем отличаются эти слова: старый — старенький; умный — умнейший; злой — злющий; толстый — толстенный; полный — полноватый? «БЕЖАТЬ - МЧАТЬСЯ» Цель: учить детей объяснять оттенки значения глаголов и имен прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов. — Как вы понимаете слова? Чем они отличаются? Засмеялись— захихикали; бежать — мчаться; пришли — приплелись; плакать — рыдать; разговаривать — болтать; думать —размышлять; открыть — отворить; отыскать — найти; зябнуть — мерзнуть; поразить — удивить; шалить — баловаться; забавлять — развлекать; прощать — извинять; звать — приглашать; вертеться — кружиться; греметь — грохотать; опасаться — бояться; бросать — кидать; вертеть — крутить. — Придумайте предложения с любой парой слов. «КТО ХИТРЕЕ?» Цель: подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени имен прилагательных; образовывать новые слова (имена прилагательные) с помощью суффиксов еньк — оньк, оват — ев am; ущ — ющ; енн — ейш. — Вспомним сказку «Лиса и журавль». Какой показана в сказке лиса? (Зубки острые, шубка тепленькая, она красивая.) А какой характер у лисы? (Она хитрая, лукавая, коварная.) — Какой был журавль в сказке? Если лиса хитрая, то журавль оказался еще. (хитрее) или. (хитрющий). Лиса умная, а журавль (еще умнее, умнейший). — Волк злой, а волчище. (еще злее, злющий). Заяц труслив, а зайчишка. (еще трусливее, трусоватый). Этот человек худой, а этот. (еще худее, худющий). Один человек полный, а другой не совсем полный, а. (полноватый). Этот человек толстый, а тот еще. (толще, толстенный). — Будьте внимательны! Этот дом большой, а этот. (еще больше, большущий). Этот платок синий, а этот не совсем синий, а. (синеватый). Этот лист зеленый, а этот. (еще зеленее). Этот лист зеленый, а этот не совсем зеленый, слегка. (зеленоватый). Это платье красное, а это не совсем красное, а. (красноватое). — Бабушка старая. А как сказать ласково? (Старенькая.) Умный щенок. А как сказать по- другому? (Умненький.) Рисунок плохой или. (плохонький, плоховатый). ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Занятия, имеющие целью усвоение знаний из области морфологии, словообразования и синтаксиса, направлены на обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, на формирование языковых обобщений. Продолжается работа по согласованию имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже, но задания усложняются. Они даются в таком виде, что ребенок вынужден сам находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот»; даются сочетания с несклоняемыми существительными: пошел в новом пальто, играл на пианино; предлагается образовать степень прилагательного (умный — умнее; добрый — добрее; тихий — тише). В специальных играх и упражнениях детям дается задание с помощью суффиксов изменить значение слова, придать ему другой смысловой оттенок (злой — злющий, толстый — толстенный, полный — полноватый). Например, в игре «Как сказать правильно?» дети учатся различать правильное и возможное сочетание слов по смыслу. Воспитатель говорит: — Послушайте, что я вам скажу, и подумайте, правильно ли будет такое выражение: полный человек. Что это значит? (Толстый.) А можно ли сказать «полное дерево»? Как правильно сказать? (Большое дерево.) Полная бумага или толстая? Что может быть полным? Мы скажем полный (колодец, карман, кошелек, стакан); полная (чаша, тетя, тарелка); полное (ведро); полные (дяди, карманы). % — Жаркий день. Как сказать по-другому? (Теплый.) Жаркий спор (горячий). Можно ли сказать: «горячий день», «жаркий суп»? Как сказать правильно?
© 2017, Седых Ирина Николаевна 855