СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ответы отдельных детей были развернуты и точны, однако их затруднения в понимании переносного значения слов и словосочетаний показали, что необходима специальная работа для развития умений точно употреблять смысловые оттенки слова. Составление детьми связных высказываний на тему, в которой были заданы слова с разными смысловыми оттенками, показало, что большинство детей не может сознательно отбирать уместные языковые средства при построении связного высказывания, поэтому и необходимо целенаправленное обучение. Методика выявления особенностей развития связной речи СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (СНОСКА: Исследования Н.Г. Смольниковой и Е.А. Смирновой.) Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи. «Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» (М.Р. Львов). Связная речь отражает уровень развития ребенка, показывает уровень овладения словарем, грамматическим строем, звуковой культурой речи. Овладение связной монологической речью происходит постепенно. Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, действия, связи и отношения), потребность в общении приводят к овладению разными типами речи — описанием, повествованием, рассуждением. Описание рассматривается как речевое сообщение (текст), в котором раскрываются в определенной последовательности признаки объекта. Описание имеет определенную языковую структуру. Повествование определяется как рассказ о действиях, поступках, событиях. Композиция повествования опирается на хронологическую последовательность событий. Рассуждение — это логическое развитие темы. Структура иная: утверждение — доказательство — выводы. Все типы речи требуют от говорящего владения общими умениями связной речи. Любое высказывание (монолог) требует развития следующих умений: 1) понимать тему; 2) собирать материал к высказыванию; 3) систематизировать материал; 4) совершенствовать высказывание; 5) строить высказывание в определенной композиционной форме;6) выражать свои мысли правильно. Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом речи. Овладение общими и конкретными умениями происходит постепенно. Начиная с младшего дошкольного возраста должна соблюдаться последовательность отработки отдельных умений. Вопросы диагностики речевого развития важны потому, что своевременное и правильное определение уровня связности речи (или другой стороны) позволит воспитателю правильно определить задачи и содержание работы, В предложенных материалах раскрывается методика диагностики связной речи детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее овладение умениями строить повествовательный (сюжетный) рассказ на предложенную тему, по картинкам, самостоятельно определять тему и строить рассказ, придумывать сказку. Умения создавать собственное высказывание тесным образом переплетаются с умениями воспринимать, анализировать литературный текст. Способность к анализу литературного текста появляется довольно рано, в младшем дошкольном возрасте, под руководством взрослого. В старшем дошкольном возрасте углубляется восприятие литературного текста, появляются элементы осознания формы, содержания, языка. Это дает возможность переноса полученных умений в собственную речевую деятельность. Поэтому методика диагностики связной речи старших дошкольников включает в себя: 1) задания, направленные на анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры); 2) задания на придумывание рассказа; 3) задания на придумывание рассказа по серии сюжетных картинок. Задание 1. Цель: выявить понимание темы и выделение основных структурных частей текста, определение названия текста. Методика выполнения. Детям (индивидуально) предлагается прослушать рассказ. Рассказ подбирается небольшой по объему, с четко выраженной композицией (например, отрывок из рассказа М.М. Пришвина «Еж» или рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка»). Название рассказа при чтении не дается. После чтения перед детьми ставятся вопросы: 1. О чем говорится в рассказе? 2. О чем говорится в начале рассказа? 3. О чем говорится в середине рассказа? 4. Чем закончился рассказ? 5. Как можно назвать этот рассказ? Ответы детей дословно фиксируются. При анализе ответов детей на 1-й вопрос необходимо обратить внимание на характер высказываний, их точность и обобщенность. 1. Ребенок говорит, что рассказ «Первая рыбка» Е. Пермяка «о рыбалке, о том, как мальчик поймал первую рыбку». Этот ответ свидетельствует о высоком уровне понимания темы литературного текста и четком ее выражении. 2. Если дети фактически начинают пересказывать текст, то это уже другой, средний уровень. 3. Если дети не отвечают на вопрос или отвечают не по существу темы, то такие ответы следует отнести к низкому уровню. Данные ответов можно представить в таблице 1.Таблица 1 Группа Время проведения Кол-во детей Характер определения темы 1. обобщенно распространенно Не определяет 2. В таблицу 2 заносятся данные первого обследования детей и данные обследования после обучения этому умению. При анализе ответов детей на 2, 3, 4-й вопросы необходимо обращать внимание на умение обобщенно представлять структурные части текста, умение выделить тему, микротемы той или иной части и увидеть, насколько дети видят границы структурных частей текста. Таблица 2 Кол-во детей Начало Середина Конец обоб- не пере- не обоб- не не выде- обоб- пере- щенно расчл. сказ опре- щенно расчл. ляет щенно сказ нач. и дел. нач. и серед. серед. начало серед. Последний вопрос позволяет определить, насколько точно дети дают название рассказу. Название, данное ребенком, будет свидетельствовать о прямой зависимости между умением определять тему литературного произведения и умением озаглавливать его (табл. 3). Таблица 3 Время проведения Кол-во детей Соотносят тему и название (правильно озаглавливают) Не озаглавливают Задание 2. Цель: выяснить последовательность передачи структуры текста, полноту содержания всего текста и отдельных его частей, выяснить, как дети используют связи, данные в тексте. Методика выполнения. Читается литературный текст. После чтения предлагается ответить на вопрос «О чем этот рассказ?» и затем следует предложение пересказать текст. Пересказы детей фиксируются дословно. Критерии для анализа пересказов детей: 1. Понимание темы рассказа. 2. Объем пересказа (через подсчет предложений и слов). 3. Структурная соотнесенность. 4. Полнота раскрытия каждой структурной части. Задание 3. Цель: выявить понимание нарушения целостности структуры текста при опускании начала и умение придумывать содержание начала. Методика выполнения. Каждому ребенку читается рассказ, например «Про снежный колобок» Н. Калининой, в котором опускается начало. (Можно дать любой другой рассказ, в котором очень отчетливо представлена взаимосвязь начала с другими структурными частями, от понимания началазависит понимание развертывания события, факта.) После чтения детям задают вопросы: «Все ли было понятно в рассказе? Какой части в рассказе не хватает? О чем может говориться в начале рассказа?» Характеристика ответов. 1. Ребенок замечает отсутствие начала и предлагает свой вариант. Это будет свидетельствовать об осознанном понимании структуры текста, так как ребенок на основе анализа содержания текста не только определяет недостающую часть, но и наполняет ее содержанием. Это свидетельствует о высоком уровне. 2. Ответы детей, которые справляются с заданием после дополнительных вопросов, относятся к среднему уровню 3. К низкому уровню относятся ответы детей, которые не справились с заданием. Таблица 4 Кол-во детей I II III Задание 4. Цель: выяснить особенности понимания и осознания детьми значения середины рассказа (главной его части, где развертывается основная мысль). Методика выполнения. Читается рассказ, в котором опускается основная часть (читаются только начало и конец). После чтения задаются вопросы, аналогичные предыдущему заданию: «Все ли понятно в рассказе? Какая часть в рассказе выпущена? О чем можно рассказать в середине рассказа?» Характеристика ответов. 1. Ребенок сразу замечает отсутствие недостающей части и предлагает содержание середины. Это высокий уровень понимания литературного текста, осознание его смысловых связей. 2. К среднему уровню отнесены ответы детей на вопросы 2иЗ. 3. Дети, не справившиеся с заданием, относятся к низкому уровню. Таблица 5 Кол-во детей I II III Задание 5. Цель: выявить особенности понимания завершенности текста (концовки). При подборе текста необходимо учитывать, что завершенность текста проявляется в соотнесенности содержания, в частности концовки с заголовком. Примером того, как все элементы текста связаны, может служить рассказ В. Осеевой «Кто хозяин?», Е. Пермяка «Самое страшное», где концовка и само название находятся в тесной взаимосвязи. Методика выполнения. Читается рассказ, концовка опускается. После чтения предлагается ответить на вопросы: «Все ли в рассказе понятно? Какой части в рассказе недостает? Как можно закончить рассказ?»Характеристика ответов. 1. Дети сразу замечают отсутствие структурной части рассказа и логически его завершают. Это высокий уровень. 2. Отвечают после дополнительных вопросов — средний уровень; 3. Не справляются с заданием — низкий уровень. В старшем дошкольном возрасте, на основе накопленного опыта восприятия литературы разных жанров (рассказ, сказка, стихотворение), развития воображения, сформированных первоначальных умений в рассказывании, появляется способность к овладению новым видом речевой деятельности — сочинением сказок. Выявить сложившиеся умения новой для ребенка речевой деятельности можно по следующей методике. Задание 1. Цель: выявить понимание детьми жанровых отличий произведений. Методика выполнения. Детям предлагается (индивидуально) прослушать три произведения — сказку, рассказ, стихотворение. После прослушивания каждого жанра задаются вопросы: 1. Что тебе прочитали? (Выявляется узнавание жанра. Если ребенок не отвечает, воспитатель сам называет жанр.) 2. Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение)? (Проверяется понимание специфических особенностей каждого жанра.) 3. О чем говорится в произведении, которое тебе прочитали? (Выявляется понимание содержания.) 4. Чему нас учит это произведение? (Понимание идеи.) 5. Какие слова и выражения тебе больше всего запомнились и понравились? 6. Как автор описывает. (явление, персонаж)? 7. С чем сравнивает? Вопросы на вычленение средств художественной выразительности задаются в зависимости от особенностей произведения. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Максимальная сумма баллов — 21. В зависимости от набранных баллов можно выделить уровни восприятия. Задание 2. Цель: выявить умения сочинять сказку. Методика выполнения. Детям предлагается придумать сказку и дать ей название. Никаких указаний по выполнению задания не дается. Выполнение задания оценивается по следующим показателям: 1) выраженность сказочного содержания; 2) соответствие названия содержанию; 3) логичность, законченность построения; 4) грамматическая правильность речи; 5) использование языковых выразительных средств. Каждый ответ, соответствующий предложенным критериям, оценивается по 3 балла, общая сумма — 15 баллов. Количество набранных балловсвидетельствует об уровне сложившихся умений сочинять сказку. Полученные данные позволят определить содержание работы воспитателя в дальнейшем: или работать над обогащением словаря ребенка, или формировать умения строить сказочный сюжет, или формировать элементарные знания о жанровых отличиях. Для выявления возможностей детей самостоятельно строить высказывание на тему, предложенную воспитателем, предлагаем следующие задания. Задание 3. Цель: выяснить, как дети по названию раскрывают основную мысль высказывания, строят повествовательный рассказ, какие связи используют при построении высказывания. Методика выполнения. Каждому ребенку предлагается составить рассказ на тему, определенную воспитателем, при этом следует помнить, что тема должна быть конкретна, реалистична. Воспитатель, обращаясь к ребенку, говорит: «Мы придумывали разные рассказы и на занятиях, и на прогулках на разные темы. Сейчас ты подумай и придумай рассказ на тему "Как Сережа нашел котенка"» (тема может быть любой). Рассказы детей фиксируются дословно, с указанием имеющихся пауз, повторов и т. д. В протоколах отмечается и поведение детей: как принял задание, как приступил к его реализации, обращался ли за помощью к воспитателю, характер обращений. Для определения связности рассказа необходимо ориентироваться на следующие показатели. 1. Раскрытие темы. Рассказы детей анализируются с позиций соответствия темы, заданной в названии, и содержания. 2. Объем рассказа. Объем высказывания ребенка определяется через подсчет слов, предложений. Важным является не только количественный подсчет, но и качественный анализ, так как объем рассказа будет зависеть от наличия осведомленности о сообщаемом предмете, тематике, интереса к ней со стороны ребенка, стремления к полноте передачи информации, от уровня развития мыслительной деятельности. 3. Соблюдение структуры повествования. При анализе рассказов детей следует обратить внимание не только на последовательность передачи события, на наличие начала, середины, конца, но и на соотнесенность концовки с названием. 4. Средства связи. Структурная организация текста рассказа обусловлена наличием логической схемы построения и выражения в специальных знаках начала и конца рассказа, в синтаксисе отдельных предложений, в строении и сочетании соединений предложений. При анализе важно обратить внимание на то, как ребенок начинает свое высказывание, каким словом определяет место или время начала события, как связывает предложения между собой, обусловливает ли предыдущее предложение структуру последующего. Так как у дошкольников мысль в основном развивается линейно, то связь чаще всего осуществляется помощью повтора какого-либо из членов предложения. Например: 1. Однажды мальчики собрались в лес. 2. Они взяли с собой корзинки. 3. Они нашли хорошую полянку.
© 2017, Седых Ирина Николаевна 3821