СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение химии - процесс длительный и достаточно сложный. За время обучения обучающийся должен усвоить сотни новых терминов, понятий, законов и научиться свободно ими оперировать. Возможно ли это? Да, но, как правило, ценой огромных перегрузок. По данным психологов только 30% обучающихся способны освоить программу химии в полном объёме. Согласно медицинской статистике у многих школьников наблюдаются неврозы, у 60% учащихся повышенное чувство тревожности, почти треть страдают сердечно-сосудистыми, желудочно-кишечными заболеваниями, у половины плохое зрение. Как предотвратить ухудшение состояния здоровья обучающихся?

Выход из сложившейся ситуации нужно искать с учётом возрастных особенностей обучающихся. Химию изучают школьники 13-15 лет. Это переходный возраст, когда происходят изменения всех процессов психического развития, ломка и перестройка прежних отношений к миру и себе, развитие процессов самосознания и самоопределения. Вслед за кризисом 13 лет наступает посткризисный период, характеризующийся наличием у подростков множества личных проблем. Для построения конструктивных отношений с учащимися важно учитывать их потребность в личностном общении со взрослыми, динамику саморегуляции поведения.

Так, у восьмиклассников наблюдается высокий уровень проявления саморегуляции, но недостаточная её устойчивость – планируя что–либо, они часто не доводят начатое дело до конца. Большинству учащихся 9-го класса уже свойственна способность к содержательному и глубокому самоанализу, у них возникает стремление разобраться в себе, оценить собственные возможности.

Общение - ведущий вид деятельности подростков. Именно поэтому обучение химии следует строить как процесс общения. При правильной организации общения между участниками учебно-воспитательного процесса исчезает психологический дискомфорт, учащиеся чувствуют себя более уверенно, свободно, охотно включаются в учебные диалоги. Таким образом, первый принцип здоровьесберегающей технологии обучения – обучение в ходе личностного общения. Методика организации адаптивно – развивающего общения в процессе обучения химии разработана И. М. Титовой. Её смысл сводится к совмещению делового и личностного планов общения учителя и учеников на занятии.

Следующий принцип здоровьесберегающей технологии обучения заключается в том, что обучение каждого учащегося должно осуществляться на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а также организацией различных форм деятельности учащихся на занятии (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная). Эти два принципа обеспечивают психологическую комфортность обучения.

Ещё один принцип - перенос большей части учебной нагрузки на занятие при сокращении до минимума домашних заданий. Немаловажным, на наш взгляд, является принцип чередования разных видов деятельности на занятии с целью предупреждения утомления и поддержания у обучающихся интереса к изучаемому материалу и процессу обучения.

Проведение занятий в форме диалогов с учащимися привлекает их внимание к новой теме, актуализирует знания. Такая форма обучения эффективна при проблемном изложении нового материала. Диалоги позволяют выявить проблему, найти пути её решения, обсудить результаты химического эксперимента и способы решения задач, закрепить и повторить теоретические вопросы и т.д. Однако, для того чтобы учащиеся участвовали в диалоге, нужно создать на уроке атмосферу взаимопонимания, преподавателю важно показать, что он не сомневается в высоком интеллектуальном развитии обучающихся, поощрять их участие в диалогах, дискуссиях, обсуждениях ошибочных утверждений.

Конечно, для организации продуктивного диалога учащимся необходимы определенный запас знаний, свободное владение химической терминологией. Поэтому в педагогической практике следует использовать приёмы, обеспечивающие их тренировку: опросы и решение задач по алгоритмам, тренинговые задания, само- и взаимоконтроль с помощью тестов и т.д.

Алгоритмы особенно эффективны для выработки прочных умений решения задач, составления химических формул или уравнений реакции, они приучают обучающихся к построению логичных ответов, способствуют развитию навыков самостоятельной работы с оборудованием и веществами.

План (алгоритм) устного ответа записываем на доске, карточке или специальном плакате. Приведем, например, план ответа о каком-либо химическом производстве.

План характеристики химического производства

  1. Сырьё для производства и требования к его выбору. Месторождение сырья (используются знания по экономической географии).
  2. Химические реакции, лежащие в основе производства вещества.
  3. Оптимальные условия осуществления каждой из них.
  4. Технология процесса.
  5. Общие научные принципы производства.
  6. Перспективы развития и значения данного химического производства.

Использование алгоритма устного ответа развивает речь учащихся и, что особенно важно, обеспечивает самоконтроль и коррекцию знаний. При опросе по алгоритму учащиеся отвечают по очереди, поэтому не отвлекаются, следят за ответами товарищей и быстро включаются в продолжение ответа. При такой форме работы эффективность опросов значительно возрастает. За 3-4 мин отвечают 3-8 человек.

Алгоритм используется и как руководство для самостоятельного решения задач. Приведем пример.

Алгоритм вычисления

по уравнению химической реакции массы (количества вещества, объёма) одного вещества по массе (количеству вещества, объёму) другого вещества

1. Внимательно прочитайте текст задачи.

2. Составьте краткое условие задачи с помощью общепринятых обозначений.

3. Составьте уравнение.

4. Подчеркните в уравнении реакции формулы веществ, о которых идёт речь в условии задачи.

5. Подпишите под формулами количество вещества, соответствующие коэффициентам в уравнении реакции.

6. Рассчитайте количество вещества, указанного в разделе задачи «Дано». Для этого воспользуйтесь формулами:

n=m/M; n=V/Vm.

Помните, что молярная масса вещества M(в-ва) [г/моль] численно равна сумме относительных атомных масс всех элементов, входящих в формульную единицу вещества, а Vm=22,4 л/моль для всех газов при нормальных условиях.

7.Надпишите над формулой этого вещества в уравнении реакции найденное количество вещества.

8. По пропорции рассчитайте количество вещества, указанного в разделе задачи «Найти».

9. Определите массу или объём искомого вещества, используя формулы:

m=nM; V=nVm.

10.Запишите ответ.

Применение алгоритмов создаёт реальные условия для самоорганизации учащихся в учебном процессе, что позволяет формировать системные, обобщенные и действенные знания.

Изучение нового материала можно сопровождать составлением опорных схем-конспектов, работу над которым ведём в ходе диалога с группой. Опорные схемы выступают в качестве материализованных результатов совместной учебной деятельности, позволяют воспринимать материал целостно и наглядно. Воспроизведение учащимися схемы-конспекта вслух приводит к лучшему осмыслению и запоминанию опорных знаний. Можно организовать групповую и парную работу по воспроизведению конспектов с выставлением отметок.

Для отработки умений на индивидуальном уровне и в темпе, характерном для каждого учащегося, используем универсальные дидактические карточки матричного типа. Нумерация позиции по горизонтали и вертикали позволяет проводить работу по не повторяющимся в классе вариантам, при этом карточка составлена таким образом, что с увеличением номера варианта повышается сложность задания. С использованием подобных карточек проводим химические диктанты, устные экспресс-опросы, они пригодны также для организации письменных работ, взаимо- и самопроверки знаний учащимися. По карточкам можно повторять, систематизировать и закреплять учебный материал по разным темам. Например, карточку, фрагмент который представлен ниже, используем для закрепления и проверки знании о классификации, номенклатуре, химических свойствах неорганических веществ, степени окисления, об электролитах, неэлектролитах и уравнениях электролитической диссоциации, о реакциях ионного обмена.

По такой карточке могут быть предложены разнообразные задания.

Универсальная дидактическая карточка

п\п

Вариант

1

2

3

4

5

1

H2O

Na2SiO3

K2CO3

HCl

Ba(OH)2

2

NaOH

CO2

HNO3

Al(OH)3

FeSO4

3

H3PO4

Fe(OH)2

Fe2O3

Na3PO4

SO3

4

CuSO4

H2SO4

KOH

CaO

H2S

1.Определите по формулам, к какому классу относится каждое из веществ.

2.Назовите каждое вещество.

3.Укажите, какие из данных веществ реагируют между собой, запишите уравнения реакций.

4.Определите степени окисления каждого элемента по данным формулам.

5.Выберите формулы электролитов, составьте уравнения их диссоциации.

6.Укажите, между какими веществами возможны реакции ионного обмена, запишите их в молекулярном и ионном виде.

Созданию благоприятной эмоциональной атмосферы на уроках способствует проведение занимательных демонстрационных опытов. Например, при изучении теплового эффекта химических реакций показываем следующий эксперимент. В фарфоровую чашку кладём сырое яйцо и засыпаем его смесью дигидрата хлорида меди (II) и порошка алюминия. Постепенно к смеси приливаем воду (2-3 мин.). Потом достаём и разбиваем яйцо - оно сварилось.

Для улучшения восприятия материала и предупреждения утомления учащихся эффективны разнообразные дидактические игры. Они формируют умение применять предметные знания в новых условиях, содействуют активизации мыслительной деятельности и эмоциональной разрядке учащихся, вовлекают их в работу, освобождая от ощущения тревожности. Мы используем такие общеизвестные игры, как «Третий лишний», «Синонимы», «Антонимы», «Химическое лото», «Химический хоккей» и др. Приведём пример игры «Кладовщик». Формулы веществ различных классов написаны на фишках, их комплект выдаём группе игроков, и каждый из них должен собрать фишки с формулами веществ определенного класса. За один ход ученик может выбрать только одну фишку. Побеждает тот, кто ни разу не ошибётся в выборе фишки.

Педагогическое общение, использование алгоритмов, универсальных дидактических игр, занимательного демонстрационного эксперимента – вот основные приёмы, составляющие разработанную нами здоровьесберегающую технологию обучения химии. Важнейшие результаты её применения – снятие учебных перегрузок и создание психологической комфортности процесса обучения.

Анкетирование обучающихся показало, что на занятиях химии, проводимых в условиях сочетания делового и личностного общения, они чувствуют себя комфортно. Резко сокращается число конфликтов с преподавателем. На непонимание учебного материала жалуются только 10-20% опрошенных, обучающися не страдают от учебных перегрузок, и 80-90% из них показывают знания, соответствующие требованиям учебной программы.

10.11.2019 15:01


Рекомендуем курсы ПК и ПП