СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с
ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
Есть поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.
Здоровье человека – тема разговора достаточно актуальная, она всегда волновала умы человечества Множество пословиц и поговорок связано с оценкой роли здоровья в жизни человека. «Здоровью цены нет», «Болезнь человека не красит» – говорят издавна на Руси, а казахская народная мудрость гласит «Чем исцеление от болезни искать, лучше предупреждающее средство искать».
Охрана здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производственно – полезным трудом.
Сегодня, когда мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен, когда современное состояния общества, высочайшие темпы его развития предъявляют более высокие требования к здоровью человека, а демографические показатели Р.К. заметно ухудшаются и особую тревогу вызывает здоровье детей – эта проблема становится первостепенной.
В связи с этим все больше ясли – садов объявляют сохранение и укрепление здоровья дошкольника своей приоритетной задачей и находятся в поиске нового, действенного пути ее решения, ведь именно дошкольный возраст является одним из наиболее ответственных в жизни человека, потому что в этот период закладываются основы здоровья.
Согласно данным НИИ педиатрии сегодня только 14% детей можно назвать условно здоровыми, то есть не имеющими патологий, серьёзных психологических и физических заболеваний, в то время как порядка 40% страдают хроническими заболеваниями практически с самого рождения, а 50% имеют проблемы в развитии опорно-двигательного аппарата. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений м сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный
статус.
В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Неоспоримо, что основная задача детского сада – подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определённые привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию
здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это психологические приемы и методы работы, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Реализация здоровьесберегающих технологий – это такая организация образовательного процесса, при которой происходит качественное развитие без нанесений ущерба здоровью ребенка.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной
реализации здоровье сберегающих технологий для нас является:
• Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей;
• исследований состояния здоровья детей;
• диагностика физической подготовленности дошкольников
• анализ профессиональной компетенции воспитателей;
• тематическая проверка состояния физкультурно-оздоровительной работы
• исследование среди родителей «Какое место занимает физкультура в вашей семье
• Анализ созданных условий в детском саду.
• Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по здоровьесбережению.
• Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
• Выработка алгоритма деятельности.
• Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения.
Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении строится на основе мониторинга, который проводят педагогические работники с участием медицинских работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используется специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медикопедагогических совещаниях. Медико-педагогический контроль над организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующий ДОУ, медсестра, врач,
закреплённый поликлиникой, старший воспитатель. Данные оформляются в специальном журнале с указанием выводов и предложений.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Г.А. Сперанский писал: «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья».Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности.
Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.
Будьте здоровы и всегда помните слова Сократа: «Здоровье не всё, но всё
без здоровья – ничто».
Литература
1. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт. Сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская, канд. психол. наук. – Волгоград: учитель, 2009. – 186 с.
2. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервис школа, 2006. – 400 с.
3. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
4. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3–7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: МОЗАИКА–Синтез, 2002.
6. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка / Динамические упражнения для детей 6–10 лет. – М., 2002.
7. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход Школа здоровья. – 2002. – Т. 7. – № 2. – С. 21–28.
© 2018, Коваленко Светлана Ярославовна 664