СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дальтон-план

Нажмите, чтобы узнать подробности

Американская учительница Хелен Паркхерст разработала дальтон-план — методику индивидуального обучения школьников. Паркхерст была противницей классно-урочной системы, поэтому предложила ученику самому определять уровень сложности и скорость работы. Американская школа в Далтоне одной из первых внедрила методику в образовательный процесс — отсюда и название. В 20-х годах дальтон-план стал популярен в США, Европе, Великобритании и Советском Союзе. Рассказываем, в чём суть дальтон-плана и что о нём думали советские школьники. Что такое дальтон-план Каждый ученик составляет свой график работы. Например, ребята, которым с трудом даётся математика, могут выбрать низкий уровень сложности и медленный темп работы, а успевающие наоборот — высокий уровень сложности и быстрый темп. Определившись со своим учебным графиком, каждый ученик подписывает трудовое соглашение. В нём указывают все условия обучения, конкретные задания и сроки. Оценок учителя не ставят: вместо них у педагога и школьника есть контрольные бланки. В них отмечают объём проделанной и предстоящей работы по контракту. Деление на классы условно, ребят объединяют по возрасту для общения и командного участия во внутришкольных мероприятиях. Иногда педагоги проводят для всех обзорные лекции или вводные занятия, чтобы рассказать ребятам о программе по каждому предмету. Но в основном обучение индивидуально. За учителем-предметником закрепляется конкретная аудитория. Туда ребята приходят в соответствии со своим графиком. Педагог выступает в роли помощника и консультанта. Школьники могут общаться между собой, спрашивать друг у друга совета, заниматься совместно. Дальтон-план в СССР В СССР методика Паркхерст с изменениями тоже прижилась. Индивидуальную работу заменили на коллективную, и после Октябрьской революции по дальтон-плану заработали все школы. Советские школьники самостоятельно разбирались с новой темой и делали задания бригадами по 5–6 человек. Учебные кабинеты переименовали в лаборатории по конкретным предметам. У классов не было единого расписания, в школе между уроками не звенели звонки. Учитель-предметник организовывал работу бригад, контролировал результаты и консультировал, если что-то было не ясно в новой теме. Переход на дальтон-план в советских школах, вероятно, не всегда проходил гладко. Иногда ученики и учителя не понимали, как им взаимодействовать и что делать. Состояние растерянности советских подростков от новой учёбы детально описано в художественном произведении Николая Огнева «Дневник Кости Рябцева». Главный герой — подросток, учившийся в дальтон-школе 20-х годов. В его дневнике — многочисленные записи о трудной учёбе, например, там есть такой фрагмент: «С Дальтоном выходит дело дрянь. Никто ничего не понимает… У нас только и нового, что скамейки вместо парт и книги прятать некуда… Все книги по данному предмету будут в особом шкафу в лаборатории. И каждый будет брать, какую ему нужно». И далее: «Скоро сдавать зачёты за октябрь, а у меня ещё ничего не готово. Проклятый Дальтон — словно ватой голова набита! Я не предполагал, что так трудно заниматься в одиночку». В 30-х годах дальтон-план из советских школ убрали. Методика вновь стала популярна спустя полвека. В то время в Москве заработала дальтон-школа № 1080 «Экополис». Там все ученики в параллельных классах разделялись на группы по уровню и темпу обучения по каждому предмету. Уроки у параллелей проводились в одно и то же время, поэтому было сложно составить расписание и организовать работу педсостава.

30.08.2020 13:07


© 2020 640

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!