© 2020, Титова Людмила Николаевна 430
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: Деепричастный оборот. Знаки препинания при
деепричастном обороте.
Цель: способствовать осознанию понятия «деепричастный оборот»,
познакомить с пунктуацией при деепричастном обороте и
графическим обозначением деепричастного оборота.
Задачи: 1) сформулировать определение деепричастного оборота на основе
сравнения с причастным оборотом;
2)развивать умение видеть деепричастный оборот в тексте;
3)формирование навыка выделения знаками препинания
деепричастного оборота.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оформление: презентация.
Ход урока :
1.Орг. момент:
Здравствуйте!
Улыбнувшись друг другу, мы сказали
Здравствуйте!
Что особого мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте»
Больше ведь мы ничего не сказали?
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Оттого, что друг другу мы улыбнулись!
Предлагаю начать наш урок с улыбки. Подарите свои улыбки друг другу.
Спасибо! Садитесь.
В этом году мы с вами знакомимся с необычными частями речи, которые совмещают в себе признаки других частей речи.
-Посмотрите на слайд.
Отгадайте загадку В.Даля - о какой части речи в ней говорится?
/ причастие/
-Правильно! А признаки каких частей речи соединяет в себе причастие?
/прилагательного и глагола/
-А теперь прочитайте воспоминания В. Григоровича, русского писателя.
Объясните, что это за слова, которые живописнее глаголов, дорисовывают
движения?
/деепричастие/
-А что такое деепричастие?
/ответы уч-ся/
-Признаки каких частей речи соединяет в себе деепричастие?
/наречия и глагола/
- Обратимся к таблице «Причастие и деепричастие», которую мы с вами
составили на предыдущем уроке. Скажите, что общего между причастием
и деепричастием?
Причастие |
Деепричастие |
||
признаки |
признаки |
||
прилагательного |
глагола |
глагола |
наречия |
|
время
|
|
|
/Признаки глагола/
-Среди этих признаков есть «управление словами».
Давайте вспомним. Как это происходит у причастия? Что значит управлять словами?
/от него зависит/
- Как называется причастие с зависимым словом?
/причастный оборот/
-Посмотрите на предложения, укажите, в каком из них есть причастный оборот?
1)Береза, посеребренная инеем, казалась драгоценной шкатулкой.
2) С березы осыпались блистающие искорки серебристого инея.
/№1/ Почему? Проблемный вопрос: Если причастие имеет зависимое слово,
то деепричастие, которое тоже может управлять словами,
может иметь зависимое слово?
Деепричастие + зависимое слово = ? |
-Как бы вы решили данный пример? Какой ответ?
/деепричастный оборот/
-Итак, тема нашего урока : Деепричастный оборот. Знаки препинания
при деепричастном обороте.
-Посмотрите на запись:
-Цели нашего урока:
1)Зачем нужно изучать деепричастный оборот?
2)Что нужно узнать о деепричастном обороте?
3)Чему нужно научиться?
3. Овладение новыми знаниями
- Ребята, работаем в парах.
Прочитайте строки А.С. Пушкина, определите тип речи, стиль текста.
Найдите в тексте деепричастия, определите, какое из них образует
деепричастный оборот?
Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь,
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как – нибудь.
А.С. Пушкин
- Сравните : …, торжествуя,./…,снег почуя,…
-Какие вопросы можно задать к деепричастиям?
/Что делая? Как ?/
-А какой член предложения отвечает на вопрос Как?
/обстоятельство/
- Если деепричастие является обстоятельством в предложении, то деепричастный оборот каким членом предложения будет?
- Вспомните, что причастный оборот является одним членом предложения - определением
/обстоятельством/
- Посмотрите, как выделяется на письме деепричастный оборот и деепричастие?
/запятой или запятыми/
-Обратимся к учебнику,к параграфу № 29. Прочитайте теоретический материал и сделайте вывод: всё ли мы с вами правильно определили?
Сравните со схемой:
Деепричастие, деепричастный оборот,…
…., деепричастный оборот, деепричастие.
4.Выполнение тренировочных упражнений:
1) Улыбнемся!
Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши – маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька.
Э.Асадов «Лес»
-Сколько в этих строчках деепричастий? Есть деепричастный оборот? Как выделены деепричастие и деепричастный оборот? Можно ли сказать на примере этого четверостишия, что Деепричастия украшают глагол, дополняют его другими действиями?
2)Подберите к деепричастиям зависимые слова:
Смотреть, определяя
Уехать, не простясь
Знал, прочитав
Читал, смеясь
3) упр.184 – работа в группах, выписать глаголы с относящимися к ним д/о
по образцу : 1 ряд-1,2 предложения
2 ряд -3,4
3 ряд -5,6
Сравниваем /взаимопроверка/
4) упр.186 /самопроверка/
/задание, проверка/
5.Итог урока
Рефлексия: - Что узнали нового?
-Зачем нам нужны эти знания
-Определите свое состояние на уроке, интересно было? Для этого у вас
на столе лежат два шарика, которые соответствуют:
- розовый - радостно, интересно, познавательно!
- зеленый – нерадостно, неинтересно, непознавательно!
Помогите герою собрать букет из шариков, и все увидим, как вы чувствовали на уроке.
6.Д\З: на выбор:
7.Заключение:
Пролетел и наш урок,
Школьный прозвенел звонок,
Все трудились, не ленясь,
Не медля и не торопясь.
Говорили, улыбаясь,
Отвечали, не теряясь,
В работе приняли активное участие,
Скажем «спасибо» Деепричастию!
© 2020, Титова Людмила Николаевна 430