СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельностный подход в процессе воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная идея деятельностного подхода в воспитании заключается не в собственно деятельности как таковой, а в деятельности по становлению и развитию субъектности ребенка. Педагогически обоснованное использование определенных форм, приемов и методов воспитательной работы позволяет формировать личность ребенка, способную в дальнейшем самостоятельно выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны ее природе, удовлетворяют ее потребности в саморазвитии, самореализации. Следовательно, наиболее очевидной целю деятельностного подхода в воспитании является личность, способная практически преобразовывать собственную жизненную деятельность, критично относиться к самой себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты. В настоящее время педагогическая преобразующая деятельность в воспитании определяется как интегрирующая основа психических свойств личности. Внешняя предметная деятельность рассматривается в этом контексте как непосредственная причина и условие формирования субъектности ребенка, его мышления и сознания. Сам ребенок выступает в образовательном процессе как субъект учебно-воспитательной деятельности со всем многообразием собственных личностных качеств, свойств, состояний, единство которых достигается при помощи различных видов деятельности (трудовой, коммуникативной, познавательной, игровой ит. п.). Деятельностный подход в педагогике предполагает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ребенка в общем контексте его развития (интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта) в интересах становления его как субъекта собственной жизнедеятельности. Данный подход реализуется и в сфере обучения, и в сфере воспитания. В современных условиях организации образовательного процесса в школе его правильнее было бы именовать личностно- деятельностным подходом, поскольку он ориентирован на учет жизненных планов, ценностей каждого конкретного ребенка как субъекта образования. Воспитательная составляющая деятельностного подхода основывается на представлении о единстве личности и ее деятельности. Это единство проявляется в том, что многообразие видов деятельности ребенка непосредственно или опосредованно оказывает влияние на структуру его личности, а сама личность определяет выбор тех или иных адекватных жизненной ситуации форм и видов деятельности, преобразуя ее в соответствии со своими потребностями. Воспитание на основе деятельностного подхода предполагает совместную деятельность взрослых и детей по достижению обоюдно определенных воспитательных целей. В связи с этим главной задачей деятельности педагога становится совместный с ребенком поиск образцов нравственной и духовной культуры, коллегиальное определение норм и ценностей социальной жизни, создание ребенку условий для их понимания и принятия. Содержание воспитательного процесса на основе деятельностного подхода предполагает проектирование воспитательных ситуаций на основе объединения средств обучения и воспитания, стимулирующих разнообразные виды деятельности ребенка. Проектирование и реализация воспитательных ситуаций позволяют педагогу регулировать жизнедеятельность ребенка и создавать условия для его становления как субъекта собственной жизнедеятельности. Воспитательные ситуации предполагают:

– наличие социальных факторов, способствующих формированию духовных потребностей, мотивов общественно значимой деятельности;

– необходимость осуществления различных видов деятельности (творческой, поисковой, коммуникативной ит. п.).

Воспитание на основе деятельностного подхода ориентировано на сензитивные периоды развития ребенка, т. е. на учет возрастных особенностей восприятия тех или иных видов деятельности, и обусловлено наличием ведущего вида деятельности для каждого возрастного периода развития. Это диктует необходимость постоянного поиска адекватных сензитивным особенностям того или иного возраста форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Деятельностный подход в воспитании предполагает переход воспитанника из позиции объекта воспитательного воздействия в субъектную позицию со-деятеля, соучастника воспитательного процесса. В этом проявляется личностно ориентированная направленность рассматриваемого подхода. Специфика деятельностного подхода заключается в ориентации на формирование субъектности ребенка, что предполагает развитие у него умений не только совершать ту или иную деятельность, но и творчески преобразовывать ее вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости, ценности, значимости данного действия для него самого, общества в целом. Субъектная активность рассматривается в данном случае как непременное условие для реализации деятельности как фактора воспитания. Основными принципами реализации деятельностного подхода в воспитании являются:

– принцип субъективности воспитания;

– принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

– принцип учета сензитивных периодов развития;

– принцип преодоления зоны приближающегося развития и организация совместной деятельности детей и взрослых;

– принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;

– принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности; принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

– принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

– принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;

– принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

– принцип сотрудничества взрослых и детей при организации и управлении различными видами деятельности.

В младшем школьном возрасте ведущим типом деятельности является учебная деятельность. Именно на ней должны быть сосредоточены воспитательные методы становления субъектности ребенка. Результатом учебной деятельности становятся позитивные изменения личности, ее развитие, поэтому наиболее эффективными методами воспитания в этот период являются методы самоанализа, самооценки, самоконтроля, самокритики.

23.09.2021 19:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!