СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Чаще всего несоблюдение общеустановленных норм и правил демонстрируют парни и девушки возрастом 14-18 лет. Они обычно воспитываются в неблагоприятных социальных условиях, обладают наследственной предрасположенностью к расстройствам психики и разным видам зависимостей (алкоголизм, токсикомания, наркомания).
Основные признаки девиантного поведения:
агрессия;
отказ от соблюдения правил;
вранье;
уход из дома;
употребление психоактивных веществ;
проблемы с законом и школой.
К девиантному поведению относят любое отклонение от привычных для человека норм: от банального отказа поздороваться с тетей Надей с пятого этажа до кричащего внешнего вида или наглого хулиганства. Важно разграничить такой момент: одно и то же действие одной группой людей воспринимается как норма, а другой — считаться недопустимым. По этой причине социальной девиацией можно назвать поступки, которые:
оппонируют установкам, принятым и уважаемым в определенной социальной группе;
вредят как самому человеку, так и его окружению;
затормаживают развитие личности и снижают ее качество жизни;
вызывают осуждение у большей части общества;
повторяются на регулярной основе.
Часто ли наши дети проявляют агрессию, лгут или вовсе убегают из дома? Такие поступки указывают на девиантное поведение. Однако подобная особенность у детей и подростков не считается роковой болезнью, которую нельзя победить. Девиацию можно называть звоночком, указывающим на нужду ребенка в помощи и поддержке взрослых.
Закрывать глаза на отклоняющееся поведение невозможно, так как это крайне опасно, нарушает равновесие взаимоотношений в социуме, а также может угрожать родственникам, одноклассникам и просто прохожим.
факторы выступают основными источниками отклоняющегося поведения. К первой категории относят:
Неполные семьи. В этой ситуации у ребенка не формируется пример адекватного поведения с противоположным полом. Также, когда один родитель занимается воспитанием детей, он обычно требует от них беспрекословного подчинения и послушания. Нередко мать или отец не дают ребенку должного количества внимания.
Ошибки учебно-воспитательной системы. Выступают причиной конфликтов с одноклассниками и преподавателями. Все это негативно сказывается на успеваемости ребенка с девиантным поведением.
Асоциальные семьи или конфликты между детьми и родителями. В первом случае паразитический образ жизни или алкоголизм взрослых становится нездоровым примером для подражания. Во втором — конфликты выступают причиной недочетов в воспитании и отстраненности ребенка.
К физиологическим причинам девиации среди подростков относят:
Аномальные процессы ЦНС, сформированные вследствие черепно-мозговых травм или серьезных заболеваний в первые годы жизни малыша. Проявляются они в нестабильности эмоционального поведения и низком уровне адаптации.
Особенности переходного возраста. Гормональные сбои приводят к созреванию определенных участков мозга и развитию психических особенностей высшей категории. В итоге у детей, находящихся в переходном возрасте, наблюдается обострение черт характера и совершение асоциальных действий.
Генетические факторы, указывающие на интеллектуальную недостаточность, склонность к зависимому типу поведения, аномальные черты характера.
Для профилактики девиантного поведения у подростков нужно создать благоприятную атмосферу в семье, установить ряд правил и ответственностей, а также активно формировать навыки социализации и эмоционального интеллекта. Для достижения положительного результата требуется комплексная работа родителей, педагогов, врачей и других специалистов. Только вместе можно предупредить девиацию у детей и подростков.
© 2025, Перевезенцева Юлия Игоревна 39