СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика и игры на развитие речи у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика и развитие речи

1. Обследование восприятия ритма

Автор: Сысоева Ольга Васильевна "Обследование просодической стороны речи"

Возраст: 4-7 лет

Цель: определение, умеет ли ребенок определять количество и типы ударов.

Оборудование: карточки с графическим изображением ритмических структур://, ///, ////, // //, // // // //, /// ///, //// ////, U/./U/U/ и т.д., где / - громкий удар, U - тихий удар.

Послушай, сколько было ударов. Покажи карточку, на которой изображено нужное количество ударов».

- серии простых ударов: а) // // // // б) /// /// в) //// //// г) /// /// ///

Критерии: 4 балла - задание выполняется правильно и самостоятельно;

3 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;

2 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;

1 балл - для выполнения задания требуется активная помощь взрослого;

О баллов - задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

2. Обследование восприятия интонации

Автор: Сысоева Ольга Васильевна "Обследование просодической стороны речи"

Возраст: 5-7 лет

Цель обследования: выявление возможностей детей различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

Оборудование: карточки со знаками.

Ребенку предлагается послушать предложения, которые произносились с различной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной). Слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом спокойным, ровным голосом - подними карточку с точкой:

1. Ах, какая красивая картина!

2. Медведь спит в берлоге.

3. Ты съел суп?

3. Обследование звукопроизношения.

Автор: Сысоева Ольга Васильевна "Обследование просодической стороны речи"

Возраст: 5-7 лет

Цель: оценка звукопроизношения.

Оборудование: наглядный материал.

Ребенку показывают картинки с нужными звуками в начале, середине, конце слова, и предлагают самостоятельно назвать изображенный предмет. Если он допускает ошибку впроизношении, ему рекомендуется посмотреть на проверяющего и послушать, а затем повторить. В случае правильного произнесения можно сделать вывод, что звук имеется, но не автоматизирован, не закреплен.

4. Изучение словарного запаса.

Автор: Методика № 1 (Ю.С. Ляховского, Ч. Осгуд).

Возраст: 5-7 лет

Цель: оценка словаря и анализ словарного запаса

Оборудование: картинки, предметы.

детям предлагается описать предмет на основе зрительного восприятия; рассказ по памяти, из личного опыта;творческий (продуманный рассказ); беседа о видах, классификациях (в зависимости от темы); рассказ в процессе игровой деятельности;

Для оценки словаря: высокий уровень- слово правильно используется и употребляется; средний- слово имеется в словаре, но применяется ошибочно, только в определенных ситуациях; низкий- слово отсутствует в активном и пассивном словарях.

Для анализа словарного запаса: высчитывается коэффициент лексического богатства.

5. Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.

Автор: Методика № 1 (Ю.С. Ляховского, Ч. Осгуд).

Возраст: 5-7 лет

Цель: выявление уровня сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.

Детям предлагается выслушать фразу, и определить, какие формы употреблены не правильно (как ты думаешь, я все правильно сказала? что неверно? как надо сказать?).

Словесный материал: девочка «рисовает» красками, а мальчик лепит из глины «матрешков»; я ем «спелый красный яблок»; мальчик пришел домой и сказал маме, что был в «кине»; у конуры лежит собака с «пять щенят»; я построю много домов из «песков».

Игра 1. «Горячий чай»

Автор: Гущина Юлия Викторовна

Возраст: 3-5 лет

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не набирая воздуха)

Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» из голубого мешочка прикрепляется к чашке с помощью скотча.

Описание: Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует, а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.

Игра 2. «Листопад»

Автор: Гущина Юлия Викторовна

Возраст: 3-5 лет

Цели: обучение детей плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: дерево, листочки разного цвета.

Описание: Воспитатель рассказывает детям, что осенью происходит листопад, разноцветные листья падают с деревьев. Когда дует ветер - все листья разлетаются в разные стороны по земле! Давайте подуем на листья!

Игра 3. Игра «Угадай, кто позвал»

Автор: Гущина Юлия Викторовна

Возраст: 5-7 лет

Цель: различение по тембру звука голоса.

Описание: Педагог предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

Игра 4. Игра «В гостях у сказки»

Автор: Гущина Юлия Викторовна

Возраст: 4-6 лет

Цель: формирование умения изменять голос по высоте и силе.

Педагог предлагает ребенку сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

Кто сидел на моем стуле?

- Кто ел из моей чашки?

- Кто спал в моей постели?

Кто же был в нашем доме?

Игра 5. «Кто кем становится»

Автор: Гущина Юлия Викторовна

Возраст: 3-7 лет

Цель: формирование умения у ребенка показать маленькое и взрослое животное посредством тембровой окраски.

Описание: Воспитатель предлагает ребенку, используя тембровую окраску голоса, показать маленькое и взрослое животное.

Жил – был маленький ЩЕНОК.

Он подрос, однако.

А теперь он не щенок-

Взрослая…. (СОБАКА)

ЖЕРЕБЕНОК с каждым днем

Подрастал и стал…. (КОНЕМ).

БЫК, могучий великан,

В детстве был… (ТЕЛЕНКОМ)

Толстый увалень БАРАН-

Маленьким…. (ЯГНЕНКОМ)

Этот важный КОТ пушок-

Маленьким…. (КОТЕНКОМ)

А отважный ПЕТУШОК-

Крохотным… (ЦЫПЛЕНКОМ)

А из маленьких гусят

Вырастают….УТКИ

27.03.2025 12:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП