СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Диагностика и развитие речи
1. Обследование восприятия ритма
Автор: Сысоева Ольга Васильевна "Обследование просодической стороны речи"
Возраст: 4-7 лет
Цель: определение, умеет ли ребенок определять количество и типы ударов.
Оборудование: карточки с графическим изображением ритмических структур://, ///, ////, // //, // // // //, /// ///, //// ////, U/./U/U/ и т.д., где / - громкий удар, U - тихий удар.
Послушай, сколько было ударов. Покажи карточку, на которой изображено нужное количество ударов».
- серии простых ударов: а) // // // // б) /// /// в) //// //// г) /// /// ///
Критерии: 4 балла - задание выполняется правильно и самостоятельно;
3 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
2 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;
1 балл - для выполнения задания требуется активная помощь взрослого;
О баллов - задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.
2. Обследование восприятия интонации
Автор: Сысоева Ольга Васильевна "Обследование просодической стороны речи"
Возраст: 5-7 лет
Цель обследования: выявление возможностей детей различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.
Оборудование: карточки со знаками.
Ребенку предлагается послушать предложения, которые произносились с различной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной). Слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом спокойным, ровным голосом - подними карточку с точкой:
1. Ах, какая красивая картина!
2. Медведь спит в берлоге.
3. Ты съел суп?
3. Обследование звукопроизношения.
Автор: Сысоева Ольга Васильевна "Обследование просодической стороны речи"
Возраст: 5-7 лет
Цель: оценка звукопроизношения.
Оборудование: наглядный материал.
Ребенку показывают картинки с нужными звуками в начале, середине, конце слова, и предлагают самостоятельно назвать изображенный предмет. Если он допускает ошибку впроизношении, ему рекомендуется посмотреть на проверяющего и послушать, а затем повторить. В случае правильного произнесения можно сделать вывод, что звук имеется, но не автоматизирован, не закреплен.
4. Изучение словарного запаса.
Автор: Методика № 1 (Ю.С. Ляховского, Ч. Осгуд).
Возраст: 5-7 лет
Цель: оценка словаря и анализ словарного запаса
Оборудование: картинки, предметы.
детям предлагается описать предмет на основе зрительного восприятия; рассказ по памяти, из личного опыта;творческий (продуманный рассказ); беседа о видах, классификациях (в зависимости от темы); рассказ в процессе игровой деятельности;
Для оценки словаря: высокий уровень- слово правильно используется и употребляется; средний- слово имеется в словаре, но применяется ошибочно, только в определенных ситуациях; низкий- слово отсутствует в активном и пассивном словарях.
Для анализа словарного запаса: высчитывается коэффициент лексического богатства.
5. Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.
Автор: Методика № 1 (Ю.С. Ляховского, Ч. Осгуд).
Возраст: 5-7 лет
Цель: выявление уровня сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.
Детям предлагается выслушать фразу, и определить, какие формы употреблены не правильно (как ты думаешь, я все правильно сказала? что неверно? как надо сказать?).
Словесный материал: девочка «рисовает» красками, а мальчик лепит из глины «матрешков»; я ем «спелый красный яблок»; мальчик пришел домой и сказал маме, что был в «кине»; у конуры лежит собака с «пять щенят»; я построю много домов из «песков».
Игра 1. «Горячий чай»
Автор: Гущина Юлия Викторовна
Возраст: 3-5 лет
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не набирая воздуха)
Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» из голубого мешочка прикрепляется к чашке с помощью скотча.
Описание: Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует, а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.
Игра 2. «Листопад»
Автор: Гущина Юлия Викторовна
Возраст: 3-5 лет
Цели: обучение детей плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: дерево, листочки разного цвета.
Описание: Воспитатель рассказывает детям, что осенью происходит листопад, разноцветные листья падают с деревьев. Когда дует ветер - все листья разлетаются в разные стороны по земле! Давайте подуем на листья!
Игра 3. Игра «Угадай, кто позвал»
Автор: Гущина Юлия Викторовна
Возраст: 5-7 лет
Цель: различение по тембру звука голоса.
Описание: Педагог предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.
Игра 4. Игра «В гостях у сказки»
Автор: Гущина Юлия Викторовна
Возраст: 4-6 лет
Цель: формирование умения изменять голос по высоте и силе.
Педагог предлагает ребенку сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:
Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
Кто же был в нашем доме?
Игра 5. «Кто кем становится»
Автор: Гущина Юлия Викторовна
Возраст: 3-7 лет
Цель: формирование умения у ребенка показать маленькое и взрослое животное посредством тембровой окраски.
Описание: Воспитатель предлагает ребенку, используя тембровую окраску голоса, показать маленькое и взрослое животное.
Жил – был маленький ЩЕНОК.
Он подрос, однако.
А теперь он не щенок-
Взрослая…. (СОБАКА)
ЖЕРЕБЕНОК с каждым днем
Подрастал и стал…. (КОНЕМ).
БЫК, могучий великан,
В детстве был… (ТЕЛЕНКОМ)
Толстый увалень БАРАН-
Маленьким…. (ЯГНЕНКОМ)
Этот важный КОТ пушок-
Маленьким…. (КОТЕНКОМ)
А отважный ПЕТУШОК-
Крохотным… (ЦЫПЛЕНКОМ)
А из маленьких гусят
Вырастают….УТКИ
© 2025, Матвеенко София Андреевна 89