СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы к изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические материалы к изучению

поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

СЮЖЕТ

В основе сюжета лежит рассказ о похождениях Чичикова, кото­рый приезжает в губернский город с целью приобретения весь­ма странного товара — мертвых душ.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОЭМЫ

ИСТОРИЧЕСКИЙ

В крепостной России с начала XVIII в. регулярно проводилась перепись крестьян для взимания налога с их владельцев (поме­щиков). Составленные при ревизии списки назывались ревиз­скими сказками, а занесенные в них крестьяне — ревизскими душами. По этому списку помещики уплачивали налог в казну. Ревизские сказки составлялись раз в несколько лет, и умершие за это время крестьяне продолжали числиться живыми до но­вой переписи. И за них надо было платить налог как за живых. «Мертвые души» — это умершие крестьяне, еще числящиеся в ревизских списках.

РЕАЛЬНЫЙ

За условным обозначением умершего — мертвая душа — сто­ят реальные крестьяне, конкретные люди со своими яркими характерами, которых помещик властен продать или купить. Символикой заглавия задано противопоставление мертвого и живого.

МЕТАФОРИЧЕСКИЙ (ПЕРЕНОСНЫЙ)

А. Герцен писал: «.Не ревизские — мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие — вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». «Мертвые души» обозначают в данном случае мертвенность, бездуховность.

Физически помещики и чиновники существуют (некоторые даже процветают). Что может быть несомненнее, чем медведеподоб­ный Собакевич или Ноздрев, у которого «здоровье, казалось, так и прыскало с лица его»? Но физическое бытие еще не есть человеческая жизнь. Жизнь человека немыслима без настоящих духовных движений. И «хозяева жизни» — мертвы.

Первоначально название «Мертвые души» не было пропущено цензором, поэтому появилось дополнение — «Похождение Чи­чикова, или Мертвые души» (причем слова «Мертвые души» были набраны более крупным шрифтом).

МАНИЛОВ (II глава)

Портрет. «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположе­ния и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

Интерьер. В запушенном саду есть беседка с надписью «Храм уединенного размышления». В кабинете вот уже два года лежит книга, заложенная на 14-й странице. Всюду бесхозяйственность и непрактичность: в доме вечно чего-то недостает. Мебель обтя­нута щегольской материей, но на два кресла ее не хватило. На столе бронзовый подсвечник с тремя античными грациями, а рядом «какой-то медный инвалид, хромой и весь в сале». Имена детей: Фемистоклюс и Алкид (взяты из истории Древней Гре­ции). Мечтает о постройке подземного хода через пруд.

Характеристика. «Говорящая» фамилия помещика образована от слов «заманивать, обманывать». «Ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Восторженная наивность, мечта­тельность, беспечность, глупость и несамостоятельность — ос­новные черты помещика. Хозяйством не занимается и не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Зато заботится о процветании человечества. Его можно было бы назвать мечтателем, если бы был хоть какой-нибудь смысл в его мечтах. Результаты его труда — или пустые мечты или «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без ста­рания очень красивыми рядками».

Реакция на предложение Чичикова. Сначала «сконфузился и сме­шался», заподозрил, что Чичиков спятил. Он не привык думать и не понимает, что благодаря Чичикову впутался в темное и преступное дело. Таким образом он может стать жертвой в руках любого мошенника. Когда Чичиков убедил его в законности сделки и заговорил о цене. Манилов предложил подарить «мерт­вые души» Чичикову, а купчую взять на себя. Он это и сде­лал — передал список своих крестьян, свернутый в трубочку и связанный розовой ленточкой.

КОРОБОЧКА (III глава)

Портрет. «Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее.» В портрете повторяют­ся почти одинаковые детали одежды, но на лицо и глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет — это подчеркивание ее бездуховности.

Интерьер. У нее «хорошая деревенька» и «обильное хозяйство», которое она сама ведет и уделяет хозяйству много времени. Боль­шое количество псов в деревне говорит о том, что хозяйка за­ботится о сохранности своего состояния. Копит деньги в пест­рядевых мешочках (правда, не умеет ими распорядиться — они лежат мертвым грузом). Всюду развешаны пучки трав. Важная деталь — охрипшие стенные часы, которые всякий раз неожи­данно нарушают тишину дома и дают ощущение глухой уда­ленности от жизни. Все лежит на своих местах, есть даже вере­вочки, которые «уже никуда не нужны».

Характеристика. Главная ее черта — мелочная скаредность. Ог­раниченна, упряма, подозрительна. Смысл фамилии: помещи­ца заключена в «коробочку» своего пространства и своих поня­тий. Хозяйственность Коробочки — единственная се доброде­тель. Гоголь говорит о таком типе людей: «.иной и почтенный, и государственный. человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе и голову, то уж ничем не пересилишь, сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резиновый мяч отскакивает от стены. Перед нами типичная мелкая помешица — владелица 80 душ крепостных.

Реакция на предложение Чичикова. Все «новое и небывалое» пугает ее, нежелание продать «мертвые души» объясняется тем, что она всю жизнь стремилась к накопительству, и пола­гает, что они в хозяйстве могут как-нибудь пригодиться. Он; проявляет полное непонимание значения этой сделки, боязни продешевить и быть обманутой (едет в город разузнать, «почем нынче ходят мертвые души»).

НОЗДРЕВ (IV глава)

Портрет. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными, как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.»

Интерьер. «.кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья».

Характеристика. В 35 лет Ноздрев такой же, как и в 18. Отсут­ствие развития — признак неживого. Гоголь называет его «историческим человеком», потому что «где бы он ни был, всюду не обходилось без истории». Груб, его речь наполнена ругательствами. Игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите». Но все это не приводит к обогащению, а, напротив, разоряет его. Ведет себя нагло, вызывающе, агрессивно, энергия его пре­вратилась в разрушительную и скандальную суету. Ноздревым управляет стихия. Главная черта — самовлюбленность.

Хозяйство запущено, в отличном состоянии только псарня. Важ­ная деталь — шарманка. Ее игра вдруг прерывается и звучит вальс, а то песня «Мальбрук в поход поехал». И вот перестанет звучать шарманка, а дудка в ней все никак не угомонится. Так и неугомонный, буйный Ноздрев в любой момент готов без причины совершить непредвиденное и необъяснимое.

Реакция на предложение Чичикова. Оповестил всех о том, что Чичиков торговал у него «мертвые души», тут же поклялся, что тот ему дороже отца родного, не колеблясь, подтвердил, что Чичиков собирался украсть губернаторскую дочку; заверил, что Чичиков — шпион, при этом навязался к нему в гости и признался в любви и дружбе. Не захотел продавать «мертвые души», а заставлял Чичикова меняться; поссорился с ним из-за этого.

СОБАКЕВИЧ (V глава)

Портрет. «Человек здоровый и крепкий». Говорится, что приро­да, создавая его, «рубила со всего плеча», и этим подчеркивается его «неживая», «деревянная» сущность). Похож «на средней ве­личины медведя»; «.казалось, и этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кошен, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производи­ло решительно никакого потрясения на поверхности».

Интерьер. В комнате «все было прочно, неуклюже. и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу го­стиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, креста, стулья — вес было самого тяжелого и беспокойного свойства». «Каждый предмет, казалось, говорил: „И я тоже Собакевич"!»

Характеристика. «Чертов кулак», расчетливый хозяин. Вокруг него все прочно, все в изобилии; и деревне все добротно и надежно, мужиков знает, ценит их трудовые качества. Подчер­кивается его сила, здоровье, степенность. А что же душа его? А у души требования только гастрономические (притом колос­сальные: вся свинья, весь гусь, весь баран). Тяготеет к старым, крепостническим формам ведения хозяйства. Презирает город и просвещение. Автор подчеркивает его корыстолюбие, узость интересов. Главные его черты — грубая прижимистость и ци­низм.

Реакция на предложение Чичикова. Своих умерших крестьян он пытается продать как можно дороже, всячески рекламирует Чичикову лучшие качества уже не существующих людей.

ПЛЮШКИН (VI глава)

Портрет. Непонятно, кто это — «баба или мужик» (Чичиков решил, что перед ним ключница), «.платье неопределенное, по­хожее на женский капот, на голове колпак, какой носят дере­венские дворовые бабы.»; «.маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоких вросших бровей, как мыши. (эта де­таль подчеркивает не человеческую живость, а юркость и подо­зрительность зверька).

Интерьер. Имение — «вымершее место», о жизни здесь напоми­нает лишь прекрасный сад (подчеркивается трагизм запустения и вымирания). Господский дом выглядит «дряхлым инвалидом», в нем темно, пыльно, дует холодом, как из погреба; беспоря­док, в углу куча хлама. Важная деталь в доме — остановившиеся часы (время здесь остановилось). В хозяйстве всего много, но все пропадает (хозяин собирает всякое добро и гноит его), все в за­пустении (описание огромных кладей сгнившего хлеба). Кресть­яне нищие, «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.

Характеристика. Фамилия подчеркивает «сплющенность», искаженность персонажа и его души. Только этому помещику дана биография (то есть его характер дан писателем в развитии) — показано, как происходил процесс деградации. Не знай мы о том, что когда-то Плюшкин был добрым семьянином, разум­ным хозяином и приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, вызывал бы лишь усмешку и брезгливость. Но рассказ о прошлом Плюшкина делает его образ скорее трагическим, чем комическим. «И до какой ничтожности, мелочности, гадо­сти мог снизойти человек!. все может статься с человеком. Ны­нешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости». Гоголь называет Плюш­кина «прорехой на человечестве».

Реакция на предложение Чичикова. Для Плюшкина продажа Чи­чикову «мертвых душ» оказалась настоящим подарком.

Категория: Литература
09.12.2022 12:31


Рекомендуем курсы ПК и ПП