СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по теме "Глагол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стихи и высказывания о глаголе

Глагол – самая огнедышущая. Самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка.

А.Югов

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам глагол.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом,

И счастливый мой удел таков -

В речи быть одним из главных слов.

Глаголу нравиться читать, шуметь,

бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать, шить, жить,

свистеть и петь.

Что же делать нам, друзья,

Что же сделать?

Так нам жить уже нельзя:

Не познав глаголов.

Тайны нужно их раскрыть,

Все познать и изучить –

Вот задача!

И поэтому, друзья,

В путь отправиться пора,

Пусть нас ждет удача!

Глагол как часть речи

«Интервью»

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

– Что вы больше всего любите?

– Люблю действовать.

– Что вы больше всего не любите?

– Не люблю предлоги и известную всем частицу.

– Что бы вы пожелали ребятам?

– Чтобы русский все ребята.

на "десятку" знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт. ( Н.Зиганшина)

Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.

Снежное покрывало покрывало все поле.

Ветер стих. Я прочитал стих.

Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.

Игра «Кто больше?»

Глагол говорить имеет один из богатейших синонимических рядов. Подберите к нему как можно больше синонимов. (Выражаться. Изъясняться, разглагольствовать, ораторствовать, витийствовать (уст.), заливаться соловьем; шептать, твердить, бормотать, объяснять, проворчать, намекать, замечать, угрожать, растолковать, пролепетать, уверять и др.)

Игра «Самый внимательный»

Учитель читает текст, а ученики должны посчитать, сколько раз в тексте употребляется глагол.

Жили в одной деревне Чурка и Пигунайка. Чурка был парень тихий - больше молчал, чем говорил. А жена его -Пигунайка -больше языком работала, чем руками. Даже во сне говорила. Спит, спит, потом бормотать начнет, да быстро-быстро: ничего не разберешь.

Три дела у Чурки было: зверя бить, рыбу ловить да трубку курить. Пойдет в тайгу зверя бить – пока друзья силком Чурку не выведут из тайги, все за зверем гоняется. Станет рыбу ловить - до того освирепеет, что сам в невод лезет, коли рыба нейдет. А уж курить чурка станет – дым клубами валит, столбом к небу поднимается. Сколько раз ошибались – лесной пожар за табачный дым из трубки Чурки принимали!

Три дела были и у Пигунайки: говорить, спать да сны разгадывать. Начнет говорить – всех заговорит, от нее соседки под нары прячутся. А уж если спать Пигунайка завалится – пока все сны не пересмотрит, никто ее не разбудит. Ну, а сны Пигунайка начнет разгадывать – таких страхов наговорит, что бабы потом с нар ночью падают, сбудется ли то, что Пигунайка говорит, - не знали, а уж после ее отгадок неделю мелкой дрожью дрожали. (По Д.Нагишкину)

Самовар.

САМ горел самовар,

САМ гудел самовар,

САМ шипел самовар,

САМ кипел самовар,

САМ свистел,

САМ сверкал,

САМ пыхтел,

САМ дым пускал.

САМ урчал,

САМ бурчал,

САМ чайком нас угощал.

Сердце наше согревал.

Самовар недаром

Зовется – САМОВАРОМ!

М. Пляцковский.

Осторожно ветер

Пожурил за что-то

Из калитки вышел,

Воробьёв знакомых

Постучал в окошко,

И, расправив бодро

Пробежал по крыше,

Молодые крылья,

Поиграл немного

Полетел куда-то

Ветками черёмух,

Вперегонку с пылью

Сравните тексты. Чем они отличаются? Сделайте вывод о роли глагола в тексте. Попробуйте в первый текст добавить глаголы. Что изменится?

Утро. За окном светло. Ни облачка. Солнышко. Небо синее-синее. Птичьи разговоры. Запах свежеиспеченных булочек. Мамин голос.

-Хорошо! Воскресенье!

Алеша открыл глаза. Потянулся. Посмотрел в окно. Улыбнулся. Услышал мамин голос. Вскочил, оделся, умылся, позавтракал, поцеловал маму и выбежал на улицу.

-Ура! Не учимся! (По З.Лобановой)

Спишите, вставляя подходящие по смыслу и форме глаголы.

Какова основная мысль текста?

Все мы…, что самое прекрасное слово на земле – мама. Оно… на всех языках одинаково нежно. У мамы добрые и ласковые руки, они всё…. У мамы верное и чуткое сердце. В нем никогда не … любовь. Оно ни к чему не … равнодушным.

Тебе всегда нужна мать, ее ласка. Ее взгляд. Твоя любовь к матери… радостной и светлой всю твою жизнь. (По З.Воскресенской)

Игра

Где мы были, мы не скажем.

А что делали – покажем.

Придумайте небольшой рассказ о том, что вы делали летом, и расскажите с помощью жестов. Одноклассники по жестам должны воспроизвести рассказ, отгадав и записав глаголы.

Возвратные глаголы

Шутка.

Учительница спросила у Лентяйкина:

- Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются,-о каком времени идет речь?

Лентяйкин, не задумываясь, воскликнул:

- Об утре.

Графический диктант.

Если ь в ться нужно поставить – ставится «плюс». Если не ставится – «минус».

Учит…ся – всегда пригодит…ся. Женя пусть учит…ся в вашем классе.

К занятиям нужно готовит…ся каждый день. К олимпиаде пусть готовит…ся каждый ученик. Пусть он появит…ся с левой стороны, мы его будем там ждать. Ему следует появит…ся неожиданно.

Игра «Конструктор»

Составь предложения со следующими глаголами:

Кружиться – кружится;

Лечиться – лечится;

Беспокоиться- беспокоится.

Замените фразеологизмы возвратными глаголами в инфинитиве и составьте с ними словосочетания.

Совать нос, надуть губы, признать вину, бежать со всех ног, распускать руки, повесить голову, сложить оружие, не сварить каши, рассказать как на духу.

Игра «Самый внимательный»

Выписать из текста возвратные глаголы с зависимыми словами.

Крот ни разу не присел за все утро, потому что приводил в порядок свой домик после долгой зимы. Сначала он оборудовал счетками и пыльными тряпками. Потом занялся побелкой: он то влезал на приступку, то карабкался по стремянке, то вспрыгивал на стулья. Наконец пыль совершенно запорошила ему глаза и застряла в горле, белые кляксы покрыли всю его черную шерстку, спина отказалась гнуться, а лапы совсем ослабели. (К.Грэм.)

Лото «-Тся, -ться в глаголах»

Каждый фразеологизм разделен на 2 части. Необходимо отыскать конец фразеологизма. Объяснить его значение, правописание -тся, -ться в глаголах.

Садит?ся / не в свои сани.

Согнут?ся в /три погибели.

Вертет?ся / как белка в колесе.

Разрыват?ся / на части.

Трудит?ся / в поте лица.

Будешь трудит?ся -/ будешь кормит?ся.

От безделья дурь наживает?ся, / а в труде воля закаляет?ся.

Счастье человека -/ это умение трудит?ся.

Жаворонок являет?ся к теплу, / зяблик – к стуже.

Ручьи сольют?ся – реки, / люди соединят?ся – сила.

Легко встречат?ся, / трудно расстават? ся.

Трус / и своей тени боит?ся.

Учит?ся / всегда пригодит?ся.

Как аукнет?ся, / так и откликнет?ся.

Прочитайте стихотворение. Выпишите возвратные глаголы.

Муха в гости собиралась

Ехать очень далеко.

Умывалась,

Одевалась,

Волновалась,

Завивалась,

Перед зеркалом металась,

Зазевалась…

И упала в молоко.

Выпишите из басни И.Крылова возвратные глаголы.

Лебедь, щука и Рак

Когда в товарищах согласья нет.

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды лебедь, рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Замените одним словом.

Брать под защиту кого-нибудь – опекаться.

Приветствовать друг друга при встрече. Быть в тревожном состоянии, испытывать волнение. Давать согласие. Собирать перед поездкой вещи. Допускать ошибку. Проявлять интерес к чему-либо. Вступать в знакомство. Чувствовать обиду. Уплатить полностью, сколько следует. Излишне расхваливать свои заслуги.

Не с глаголами

Игра «Соколиный глаз». Письмо по памяти

Не выучил – не делай.

Не знаешь – не пиши.

С глаголами раздельно

Частицу «не» пиши.

Игра «Отыщи пару»

Каждый фразеологизм разделен на 2 части. Необходимо отыскать конец фразеологизма. Объяснить его значение, правописание не с глаголом.

Пустую ложку /ко рту (не) подносят.

В течение дня тень / (не) падает два раза на одно место.

Дважды в год / лета (не) бывает.

(Не) делай того другому, / чего сам себе (не) пожелаешь.

Соловья баснями / (не) кормят.

Как бы чего / (не) вышло.

Рожденный ползать / летать (не) может.

(не) знать, / куда себя деть.

Лежачего /(не) бьют.

Объясните различие в значении и написании слов не понимает и недоумевает.

Графический диктант.

Ставим «плюс» если не с глаголом пишется раздельно, «минус» – если слитно.

(Не) навидеть, (не) видеть, (не) любить, (не) взлюбить, (не) доставать 9в значении 2не дотягиваться»), (не) доставать (в значении быть в недостаточном количестве, быть нужным»), (не) может, (не) можется, (не) сдобровать, (не) угодить, (не) волить.

Неопределенная форма глагола

Сохраняя вид глаголов, образуйте и запишите их неопределенную форму.

Говорю, скажу, положу, кладу, ловлю, поймаю, испеку, берегу, стерегу, запрягу, стригу, сожгу.

Запишите 3-4 пословицы, в состав которых входят инфинитивы.

Запишите 3-4 фразеологизма, в состав которых входят инфинитивы.

Докажите, что инфинитив в предложении может быть любым членом.

Подберите антонимы. Обозначьте суффиксы неопределенной формы и укажите вид, возвратность. С тремя парами составьте предложения.

Находить, встречать, усилить, работать, приблизить, приплыть, налить.

Игра «Художник»

Учитель читает стихотворение, ученики, каждый раз услышав инфинитив, рисуют либо цветок, либо облачко и др.

На доброе слово

Не надо скупиться.

Сказать это слово –

Что дать напиться.

Со словом обидным

Нельзя торопиться, чтоб завтра

Себя самого не стыдиться.

Игра «Волшебная шкатулка»

Необходимо фразеологизм глаголом в неопределенной форме. Затем придумать словосочетание с глаголом из фразеологизма, только в прямом значении. Фразеологизмы лежат в шкатулке и вытягиваются поочередно.

Совать нос,

дать стрекача,

клевать носом,

выходить из себя,

зарубить на носу,

чесать языки,

унести ноги,

бить баклуши,

надуть губы,

ломать голову,

заговаривать зубы,

водить за нос.

Совершенный/несовершенный вид глаголов

Вставьте пропущенные буквы, определите вид глаголов.

Много…о захочеш… - пораньше с постел… вскочиш…. Лучше пот…рять кош…лек, чем н…рушить слово. Ест за вола, а работа…т за к…мара. Пр…литую воду не собереш…. Собач…и проклятья к волку (не) пр…стают. Посп…шишь – людей насмешиш…. Не все то золот…, что бл…стит.

Подберите форму несовершенного вида к глаголам.

Закопать и закапать –

Запахнуть и запахнуть –

Заснуть и засыпать –

Засолить и засалить –

Отрыть и оторвать -.

Игра «Ромашка»

На лепестках записан глагол. Образуйте глаголы совершенного вида.

Расти, касаться, брать, дуть, срезать, решать, рассыпать, беречь, замечать, говорить.

Какой глагол имеет только форму несовершенного вида?

Бедствовать, закрывать, поспеть, вить, рисовать.

Можно ли глаголам ринуться, очнуться, встрепенуться подобрать видовую пару? Обоснуйте свой ответ.

Докажите, что глагол организуют является двувидовым.

«Отыщи-ка чужаков»

Укажите глаголы, которые имеют форму только несовершенного вида.

Бедствовать, бить, мять, прыгать, кончать, пританцовывать, летать, пить, успеть.

Распределительный диктант.

Выпишите в два столбика глаголы в зависимости от вида.

Воробей

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из под крыши бросается к ней.

И дрожит он под зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.(Н.Рубцов)

Какова основная мысль стихотворения?

Игра «Ромашка»

Образуйте глаголы совершенного вида с помощью префиксов.

Грузить, печь, играть, жить, рисовать, гореть, таять, зреть, спорить.

Игра «Кто больше?»

Побеждает тот, кто запишет больше глаголов совершенного вида к данным глаголам несовершенного вида.

Работать, читать, писать, говорить, учить.

Игра «Кто больше?»

Записать как можно больше глаголов, которые относятся только к одному виду:

к совершенному (грянуть, ринуться, хлынуть, отгреметь)

к несовершенному (зависеть, заискивать, сожалеть, предвидеть, участвовать)

являются двувидовыми (исследовать, образовать, атаковать, стартовать, автоматизировать.)

Спряжение глагола

Составьте связный текст с этими глаголами. Укажите спряжение глаголов.

Лететь, лаять, бросать, вертеться. Видеть, нестись, слушать, скрыться.

Продолжите каждый ряд глаголами, походящими по смыслу. Выделите в глаголах окончание. Вставьте пропущенные буквы.

Ветер стон…т, уха…т, …

Листья верт…тся, порха…т, …

Котонек мурлыч…т, сворачива…тся, …

Мальчик насвистыва…т, хохоч…т, дразн…тся, …

Девочка причесыва…тся, смотр…тся в зеркало, прихорашива…тся, …

Вспомните 2-3 фразеологизма, в состав которых входят разноспрягаемые глаголы или глаголы архаичного типа.

Игра «Узнай себя».

Дети получают карточки с надписью: 1 спряжение либо 2 спряжение. Учитель показывает карточку с глаголом. Если глагол относится к 1 спряжению – поднимают карточки те ученики, которые имеют надпись «1 спряжение». Если глагол 2 спряжения – поднимают те, кто «узнал» себя. Если глагол разноспрягаемый – никто не поднимает.

Дышать, падать, мелькать, бежать, вьется. Мигать, сверкать, читать, рисовать, гнать, держать, брить, знать, ходить, увидеть, улыбаться, смотреть, стелить, уметь, светлеть, исчезнуть, дать.

Домино «Спряжение глаголов»

Необходимо найти завершение пословиц. Определить спряжение глаголов.

Человек от лени болеет, /а от труда здоровеет.

Труд на ноги ставит, / а лень валит.

Друга приобрести трудно даже в течение года, / а обидеть можно и в один час.

Видит око, / а ум еще дальше.

Сначала посмотри, кто тебя слушает, / а затем начни свою речь.

В решете / воды не удержишь.

Чужим трудом / не построишь дом.

У жадного среди зимы / снега не выпросишь.

Мир освещается солнцем, / а человек знанием.

Кто любит труд, / того люди чтут.

В Тулу / со своим самоваром не ездят.

С чая / лиха не бывает.

За чаем / не скучаем.

Запишите одним словом. Определите спряжение глаголов.

Давать советы – советовать, вести борьбу, оказывать помощь, питать ненависть, принимать участие, производить осмотр, проявлять интерес, находиться в начале.

Перепутаница

Соотнесите существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставить глаголы в неопределенную форму, не меняя их вида, и определить их спряжение.

Собака

Волк

Овца

Гусь

Кузнечик

Кошка

Курица

Свинья хрюкает (хрюкать -1 спр.);

блеет (блеять -1 спр.);

лает (лаять -1 спр.);

гогочет (гоготать - I спр.);

кудахчет (кудахтать -1 спр.);

мяукает (мяукать - 1 спр.);

стрекочет (стрекотать -1 спр.);

воет (выть -1 спр.).

Соотнести существительные из левой колонки с глаголами

из правой, поставить глаголы в неопределенную форму, не меняя

их вида, и определить их спряжение. Что поможет вам правильно

это сделать?

Ножницами

Молотком

Пилой

Клещами

Зубной щёткой

Бритвой

Удочкой

Градусником

пилят (пилить - II спр.);

ловят рыбу (ловить - II спр.);

выдергивают гвозди (выдергивать -1 спр )•

режут (резать - I спр.);

забивают гвозди (забивать -1 спр.)-

мерят температуру (мерить - II спр. )

чистят зубы (чистить - П спер.);

бреют (брить - I спр., искл.).

Игра «Пять минут со звездой»

Представьте себя ведущим программы «Пять минут со звездой». Героем программы может быть актер, спортсмен, писатель, политик, учитель и т.д. из вашего интервью остались только глаголы( необходимо придумать ведущему), которые отражают специфику его работы. Одноклассникам необходимо отгадать, кто был в гостях (род деятельности). Затем определить спряжение глаголов.

Вставьте вместо пропусков нужную форму глаголов звонить (А) и класть (Б).

А.Я…

Ты …

Он … в Минск.

Мы…

Вы…

Они…

Б.Я…

Ты…

Он… книгу на стол.

Мы…

Вы…

Они…

Игра «Корректор».

Помогите Незнайке исправить ошибки.

Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Глаголы, кроме того, не должны убигать от существительного, а согласовываться с ним. Уж очень они много хочуть от меня. Куда это все они бежат? Я бежу себе помочь. Вы хочете, ятобы я вам помог? Мы хочемо сжечь старые листья.

Проспрягайте глаголы создать, надоесть.

Подберите синонимы к глаголам хотеть, бежать. (Желать, стремиться, жаждать. Мчаться, нестись, лететь.)

Почему учитель из кинофильма "Доживем до понедельника" возмутился, услышав фразу: "Я им говорю: "Не ложьте в парту", а они все ложат и ложат"?

01.04.2017 16:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП