СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические основы построения школьного биологического образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основополагающими при отборе содержания и конструирования курса являются общедидактические принципы: научности, доступности, системности и систематичности, историзма, связи обучения с жизнью.

Принцип научности – предполагает отражение в учебном содержании  процессов и явлений, а также выявление связей между ними. Реализуя данный принцип следует знакомить учащихся не только с готовыми выводами, но и с методами исследования, используемыми в биологии.

Глубина научной интерпретации фактов, явлений ограничивается принципом доступности. Доступность содержания проявляется в числе логических связей между элементами знаний. Чем больше таких связей, тем разностороннее раскрыт объект, тем доступнее он для учащихся. Уровень предъявления содержания должен быть доступен для учащихся соответствующего возраста.

Принцип системности – предполагает формирование в сознании учащихся системы научных знаний со всеми их связями, теориями, законами, закономерностями. Системный подход учитывает также закономерности процесса познания, движение от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Принцип историзмапредполагает использование в школьном курсе сведений из истории развития биологической науки, а также материала о жизни и деятельности выдающихся учёных-биологов. Использование данного принципа способствует реализации целого ряда воспитательных задач.

Принцип связи обучения с жизнью – показывает практическую роль биологических знаний в жизни человека. Благодаря осуществлению этого принципа, учащиеся осознают ценность и полезность биологического образования. Этот принцип требует раскрытия прикладного значения биологических знаний.

В основу отбора содержания изучаемого материала в общеобразовательных учреждениях были положены следующие ведущие идеи и подходы:

             - Современное содержание учебного предмета «Биология» рассматривается как внутренне целостная дисциплина.

             - Теоретической основой биологического образования являются основополагающие идеи современной биологической науки: структурность и дискретность живых систем и их соподчинённость, преобразование веществ и энергии из окружающей среды, взаимосвязь живых систем между собой и с неживой природой, воспроизведение живых систем, обмен информацией, изменяемость живых систем под влиянием естественных причин и деятельности человека.

             - На основе ведущих общебиологических понятий раскрывается сложная организация живых систем (клеток, организмов, видов, сообществ, экосистем), их свойства (дискретность, устойчивость, изменчивость) и функционирование.

             - Использование теоретических обобщений об эволюции органического мира и многоуровневой организации живой природы позволит интегрировать фактические знания, усилить внимание к надорганизменным системам, обеспечить оптимальное соотношение знаний об организменных и надорганизменных системах.

             - Изучение многообразия органического мира осуществляется с позиции современной систематики, которая носит полицентрический характер, рассматривает органический мир как целостную систему, а основные таксоны как элементы этой системы.

             - Биологическое разнообразие организмов усиливает внимание к вопросам экологии и эволюции видов живых организмов, разгружает курс от анатомо-морфологических деталей, позволяет представить органический мир как целостную систему, в которой все структуры взаимосвязаны, раскрывает практическое значение и меры по охране видов, экосистем.

             - При изучении организмов всех царств живой природы рассматриваются особенности жизнедеятельности: питание, дыхание, рост, развитие, размножение, а анатомо-морфологические особенности освещаются лишь в той мере, в какой это необходимо для понимания функционирования организмов.

             - При изучении биологии усиливается внимание к различным методам научного познания живой природы – эксперименту, наблюдению, выдвижению гипотез и их проверке, моделированию. Это повышает результативность обучения, будет способствовать выработке умений ориентироваться в окружающей действительности, принятии решений в повседневной жизни.

Категория: Биология
13.01.2015 13:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!