© 2017 621
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дефицит – слово, заимствованное русским языком (из немецкого) довольно давно, в первой половине XIX в. Оно имеет два значения, общеупотребительное и специальное: «нехватка чего-либо» и «превышение расходов над доходами». В первом из этих значений слово знакомо нам, особенно старшему поколению, к сожалению, очень хорошо. А во втором значении дефицит – экономический термин. И в паре с ним экономисты употребляют термин с противоположным значением – профицит. Он обозначает превышение доходов над расходами.
Неспециалистам второй термин стал известен сравнительно недавно – в связи с тем, что многие проблемы экономики начали обсуждаться не только профессионалами, в специальной литературе, но и в средствах массовой информации. Прав на существование в нашем языке у слова профицит столько же, сколько и у слова дефицит. Вместо того, чтобы выражаться описательно, длинно: превышение расходов над доходами, превышение доходов над расходами – употребляют однословные и соотносительные по значению термины дефицит и профицит.
Разумеется, использование этих терминов уместно прежде всего в специальных текстах, во вторую очередь – в прессе, когда обсуждаются экономические проблемы. А в обыденной речи мы можем обойтись и без этих специальных терминов, не скупясь на более длинные, но зато и более понятные описательные обороты.
Источник: Крысин Л. П. Дефицит и профицит // Русский язык в школе и дома. 2004. – № 1. – С. 17–18.
А.Райкин. Дефицит
© 2017 621