СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Детско-родительский тренинг « Я расту в семейном кругу»
Участники: приемные семьи
Цели:
формировать в детях и их родителях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; повышение психолого-педагогических знаний родителей
Развивать стремление выражать свою любовь к близким,помочь ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи,повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним, укрепление взаимодействия школы и семьи,усиление их воспитательного потенциала.
1.Вводная часть. Слайд 1
Педагог-психолог: Здравствуйте дорогие дети и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас в нашей школе. Сегодня мы постараемся плодотворно провести время: будем играть, рисовать, писать, решать кроссворды и многое другое. И все это мы будем выполнять вместе: дети и родители.
Для начала давайте познакомимся.
Знакомство
Педагог-психолог, дети и их родители встают в круг. Передавая мяч, дети называют своё имя, фамилию, возраст, класс, интересы. Родители называют свое имя и отчество, место работы, интересы.
Ритуал приветствия. «Круг радости».
Дети и родители встают в «Круг радости и приветствуют друг друга улыбкой, объятиями, рукопожатием, взмахами руки.
Разминка (упражнение на внимание)
Педагог-психолог: Чтобы узнать, о чем будет наше занятие, предлагаю вам отгадать загадки.
Загадки про семью слайды 2-5
Кто не в шутку, а в серьез
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С высока упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь, конечно….(папа)
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят детей?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругая нас с братишкой.
Кто же это? Наша….(мама)
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой… (бабушки)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый…(дед)
Педагог-психолог: Вы правильно отгадали все загадки. А теперь снимем с себя груз накопившихся проблем и начнем наше занятие.
Энергизатор «Как чихают слоны» слайд 6
Участники делятся на 3 группы и одновременно произносят:
1 группа – спички
2 группа – ящики
3 группа – потащили
Произнесенные все вместе слова, похоже на «Апчхи»
2.Основная часть
Педагог-психолог: Сегодня мы с вами поговорим о семье. Но прежде всего, давайте скажем о том, что такое семья, и разберемся, чем она отличается от других групп людей. Как вы могли бы ответить на вопрос: что такое семья? (ответы детей).
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Когда вы появились на свет, каждого из вас окружали заботой члены вашей семьи, они давали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи- очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и ведут хозяйство. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Именно семья помогает делать первые шаги в жизнь своему ребенку!
Педагог-психолог: А сейчас я предлагаю каждой семье выбрать свой девиз. Для этого вам предлагаются пословицы о семье. А какие пословицы о семье знаете вы сами? (ответы участников занятия)
Девиз семьи слайд 7
Из предложенных пословиц выбрать для себя девиз своей семьи и записать его на лист бумаги.
Пословицы и поговорки о семье:
Согласие да лад - в семье клад.
Согласную семью горе не берёт.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семейный горшок всегда кипит.
В семье и каша гуще.
В семье разлад - то и дому не рад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Намёки да попрёки - семейные пороки.
Семья человеку первую путёвку в жизнь даёт.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Не нужен и клад, коли в семье лад
Согласная семья - самая счастливая
Педагог-психолог: В давние времена у каждого семейного рода был свой герб. Давайте и мы попробуем создать свой герб.(слайды 4-8)
Герб семьи слайд 8
Участники рисуют свой герб красками, карандашами, фломастерами, вырезают ножницами необходимую форму герба.
Педагог-психолог: У каждой семьи, как у отдельного человека, есть свои потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Ну, например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появляется у вас в тарелке, да и тарелки сами не моются. И тем не менее, вы живете спокойно. Это значит, что кто-то о вас заботится. И эти «кто-то» - ваша семья. Сейчас об этом мы с вами и поговорим.
Я буду называть по порядку обязанности, а вы подумайте, кто выполняет их в вашей семье (ответы детей). (слайд 9)
Задание «Семейные обязанности» слайд 9
1. Материальное обеспечение семьи, зарабатывание денег.
2. Приобретение продуктов и приготовление пищи (кто покупает продукты в магазине и готовит кушать).
3. Воспитание и обучение детей.
4. Мытье посуды.
5. Забота о чистоте и внешнем виде одежды, белья.
6. Уборка квартиры.
7. Ремонт вещей и квартиры.
8. Забота о здоровье, уход за больными.
9. Ремонт одежды, пошив и вязание вещей.
10. Организация досуга и отдыха семьи.
А в вашей семье, кто выполняет больше работы, а кто меньше. Предлагаю с помощью фишек, сосчитать количество обязанностей каждого члена семьи и определить самого трудолюбивого.
Задание «Мои обязанности»
Педагог-психолог: Для закрепления полученных знаний вашему вниманию предлагается кроссворд.
Кроссворд слайд 12
1 |
и |
||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||
5 |
и |
||||||||||||||
6 |
о |
||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||
9 |
Вопросы кроссворда
1 Самые родные для ребёнка люди. (Мама и папа.)
2 Самый младший член семьи. (Ребёнок)
3 Кто из вашей семьи учится? (Я.)
4 Все нарядные с утра: я, братишка и. (сестра).
5 Самые старшие члены семьи. (Дедушка и бабушка.)
6 Слово с буквой «О», означающее жилище, кров. (Дом.)
7 Время отдыха родителей (отпуск)
8 Время отдыха детей (каникулы)
9 Какое сейчас время года? (зима)
Педагог-психолог: Молодцы! Вы все правильно ответили на вопросы кроссворда. А теперь постарайтесь правильно выполните следующее задание.
Четвертый лишний. (слайд 13-14)
* Мама, соседка, бабушка, сестра.
* Бабушка, подруга, сестра, мама.
* Сестра, продавец, бабушка, брат.
* Дворник, брат, папа, дедушка.
* Дедушка, папа, водитель, отец.
Педагог-психолог: Пришло время сказки. Сказки любят все: и дети и взрослые. Ну, а если под рукой нет подходящей книжки и не работает телевизор, сказочное представление можно устроить самим, главными героями в котором будут члены семьи. Назовите мне самые известные сказки (дети называют известные сказки). Сейчас мы дадим детям возможность отдохнуть и обыграем сказку «Теремок», главными героями которых будут ваши мамы, бабушки, папы.
Ассоциация Если бы твоя мама была диким животным, персонажем сказки «Теремок», то кем бы она была? (каждый ребенок называет персонажа, которого будет играть его мама)
Родители обыгрывают сказку «Теремок». Слайд 15
Педагог-психолог: Не всем хватило место в теремке. Дома всем должно хватать места, никого нельзя поселить на крыше или оставить на улице. Потренируемся поместиться совсем на небольшой площадке и никого не «сбросить за борт»
Игра «Все на борт»
Необходимо уместиться всей командой на площадке определенной величины и удержаться примерно 5 секунд. Далее площадка уменьшается.
Игра «Родители и дети»
Педагог-психолог: Представьте, что вы поменялись с родителями местами: родители превратились в детей, а дети в родителей. Вы очень любите своего ребенка, хотите, чтобы он вырос хорошим человеком, и поэтому даете ему советы, каким ему следует быть (аккуратным, вежливым, послушным…). Как вы себя будете вести, что говорить в следующих ситуациях:
ребенок пошел в школу,
на улицу с друзьями,
в магазин, в аптеку,
в гости к другу на день рождения,
кататься на горке.
Педагог-психолог: В жизни много возникает сложных запутанных ситуаций, которые очень трудно распутать. Попробуем для начала распутать паутину.
Игра «Паутина»
Креативная игра «Десять шагов» слайд 16
Надо быстрее пройти от черты до своего стула (10 шагов), называя на каждом шаге какую-либо положительную черту характера или какие-либо способности своей мамы.
Педагог-психолог: Мы многое узнали про наши семьи, а сейчас пришло время слегка подкрепиться. Вечером, после трудного рабочего дня, иногда хочется просто посидеть и погрызть семечки или орешки. Как это простое занятие можно превратить в увлекательную игру?
Релаксация. Слайд 17
Педагог-психолог: Давайте немного отдохнем и послушаем приятную музыку. Дети на мягких ковриках, родители на креслах слушают релаксационную музыку и слушают слова педагога-психолога.
“Воздушные шарики”
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
Игра «Интервью». Слайд 18
Педагог-психолог: Вы немного отдохнули. Продолжим наше занятие. Сейчас очень много передач по телевидению, где можно услышать, как журналисты берут интервью у знаменитых и интересных людей. Ваши родители тоже являются интересными людьми со своим жизненным опытом. Сегодня в роли журналиста буду я и мне нужно взять у ваших мам и у вас интервью. Тема интервью «Семейные истории». (родителям предлагается рассказать интересные истории из жизни своей семьи)
Игра «Арахисовое лото» слайд 19
Для нее понадобятся 6 одноразовых стаканчиков, игральный кубик с точками и пакетик арахиса. На каждом стаканчике напишем маркером цифры от 1 до 6 и насыпаем соответствующее количество орешков. Родители с ребенком по очереди бросают кубик и смотрят, какая цифра выпала. Игрок, который бросал кубик, забирает себе орешки из того стаканчика, номер которого выпал. Пустой стакан вновь наполняем орешками. Игра идет до определенного количества ходов или пока не закончатся все орехи. Побеждает тот игрок, кто набрал больше всего арахиса. Выигрыш игроки съедают
3.Завершение занятия.
Педагог-психолог: Родителям приготовлены анкеты с вопросами о вашем ребенке. Пока вы заполняете эти анкеты, дети играют в настольные игры.
Анкетирование родителей «Знаете ли Вы своего ребенка».
Фамилия, имя родителя:____________________________________________
Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них.
Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с ребенком?____________________________________________________
.Говорит ли с Вами ребенок по душам, советуется ли по личным делам?_______________________________________________________
Интересуется ли ваш ребенок Вашей работой (где Вы работаете)?___________________________________________________
Знаете ли Вы друзей своего ребенка (напишите имена)?______________________________________________________
Участвует ли Ваш ребенок в хозяйственных делах (есть ли у них домашние обязанности)? _____________________________________________________________
В каком классе учится Ваш ребенок?_____________________________
Какие предметылюбит Ваш ребенок?_____________________________________________________
Какие уроки не любит Ваш ребенок?______________________________
Любимое лакомство Вашего ребенка?______________________________________________________
Чем любит заниматься Ваш ребенок в свободное время (хобби, увлечения)?___________________________________________________
Бываете ли Вы вместе с детьми на выставках, концертах, в театре, спорткомплексах?______________________________________________
Какую книгу Вы читали ему в последний раз?__________________________________________________________
Есть ли у Вас общие занятия, увлечения?___________________________________________________
Чего боится Ваш ребенок?______________________________________
О чем мечтает Ваш ребенок?_____________________________________________________
Предпочитаете ли Вы проводить свободное время с Вашим ребенком? _____________________________________________________________
Спасибо за участие!
Педагог-психолог: А теперь сверим Ваши ответы и ответы Ваших детей.
Молодцы! Вы хорошо знаете своих детей. Если ответы не сошлись, не расстраивайтесь, это послужит поводом для того, чтобы больше проводить времени друг с другом, стараться больше узнать друг о друге.
Рефлексия.
Педагог-психолог: Надеюсь, что сегодня наша встреча не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее. Будьте здоровы! Давайте делать своим близким приятное, радовать их и беречь, стараться не ссориться и не обижать друг друга. Правильно говорят «Согласная семья - самая счастливая» (участники делятся своими мыслями, пожеланиями)
Ритуал завершения занятия «Спасибо за хороший день»
Педагог-психолог: Предлагаю вниманию родителей презентацию на тему «Психологическая поддержка или как научить родителей общаться с детьми»
Просмотр презентации «Психологическая поддержка или как научить родителей общаться с детьми»
© 2016, Рылова Ильсояр Фазлиахматовна 383