СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детство – каждодневное открытие мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детство – каждодневное открытие мира.

Нужно, чтобы это открытие стало,

прежде всего, познанием человека и Отечества,

чтобы в детский ум и сердце

входила красота настоящего человека, величие и

ни с чем несравнимая красота Отечества.

В.А.Сухомлинский.

Патриотизм – высокое гражданское чувство и высокое слово, но в то же время очень простое и очень понятное, за которым стоит для каждого человека многое: любовь к родителям, своему дому, к какому – то уголку Земли, любовь к Родине.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний наш малыш. В комплексных программах воспитания и обучения дошкольников определены основные задачи и содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию, опираясь на них, ведем целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с понятием “Родина”.

Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемленной частью его души, началом порождающим личность гражданина патриота. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых подвигов) прививаем детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг и т.д. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в название городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. С помощью родителей в рамках проекта «Никто не забыт, ничто не забыто» оформили альбом с фотографиями ветеранов войны и труда. Проводим занятия «Дети - герои», «Герои войны – наши земляки», посещаем ветеранов войны и приглашаем их к себе на утренники «День Победы », «День защитника Отечества», «День пожилого человека», проводим экскурсии с возложением цветов к обелиску павших солдат, к Доске памяти «Герои войны – наши земляки» с целью воспитания чувства уважения и гордости за ветеранов войны, за свою Родину.

Расширяя знания детей о понятии Родина, объяснили и подвели к тому, что это не только город, в котором ты родился и живешь, а Родиной мы зовем нашу область и нашу Россию. На занятии по теме «Береза – символ России», познакомили детей, что Россия очень большая, богатая и красивая страна, и живет в России талантливый народ, который придумал интересные сказки, потешки и песенки. Вместе с детьми и родителями собрали пословицы о семье, о Родине. Оформили альбом.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. “В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям”, - эту заповедь А.С. Макаренко используем при работе воспитателя с детьми, и с их родителями.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома, а именно с семьи. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Работу по ознакомлению с семьей начали с бесед, с рассматривания картин о семье, совместно с родителями оформили альбом «Моя дружная семья», провели занятие – дискуссию: «У бабушки дрожат руки», занятие: «Мамы всякие, важны, мамы разные нужны». На занятиях в кружке «Изонить» изготавливаем поделки к праздникам, внушая ребенку, что необходимо проявлять заботу и любовь к ближнему человеку. Таким образом, ребенок вырастит заботливым, понимающим не только радость, но боль и огорчение других.

Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Город – частица Родины. В ходе работы по теме города, использовали экскурсии и прогулки по городу, где знакомили детей с достопримечательностями нашего города:

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Так ко дню рождения города провели занятие «Мой любимый город Саяногорск», интеллектуальную игру «Знатоки города»- целью которого было вызвать чувство восхищения красотой родного города, чувство гордости за него. Дети нашей группы получили первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей семье, своему городу, своей Родине.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и “живые” наглядные предметы и материалы. “Бытовая повседневность” чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Поэтому вместе с детьми посещаем музей. В музее знакомим детей с историей возникновения города (рассказываем о месте нахождения города, о градообразующих предприятиях, объясняем, откуда произошло название города, называем имена тех, кто город основал); знакомим детей с историей названия улиц города, знакомим с людьми, которые прославили наш город (рассматриваем фотографии, портреты прославленных людей, если это художник - знакомим детей с репродукциями его картин, знакомим с культурными достопримечательностями города, посещаем выставки прикладного искусства. Организовываем выставки и фотовыставки в детском саду на тему: «Природа родного края», «Мой папа – защитник Отечества», «Золотые руки мамы», «Супер бабушка». Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобных выставках расширяются возможности подачи информации, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляем во время общих праздников, семейных развлечений «День матери», «День пожилого человека», творческих отчетов.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребёнка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда. Разработали перспективный план «Знакомство с Хакасией», который помогает нашим детям узнать жизнь коренных жителей Хакасии, и научить их любить свой родной край и свою землю.

К концу дошкольного периода ребёнок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа способствует не только познавательному, речевому, художественно – эстетическому, эмоциональному развитию детей, но и социальной компетентности. Дети становятся более активными, инициативными, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои, хотя и маленькие, но уже результаты. Хочется верить, что с таким отношением к жизни детям будет легче адаптироваться к школе.

Духовно – нравственное воспитание – одно из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления в должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Библиографический список

  • Миханева, М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/ М.Д. Миханева. – М.: АРКТИ,2005.
  • Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С.Выготский; под ред.В.В.Давыдова. – М.: Педагогика,1991. – 480с.
  • Алексансандрова,Е.Ю. Система патриотического воспитания ДОУ /Е.Ю.Александрова – Волгоград:Учитель, 2007.
12.09.2017 17:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!