СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Девять постигровых эффектов, которых достигают участники деловых игр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девять постигровых эффектов, которых достигают участники деловых игр. Почему никогда традиционное занятие не будет столь эффективно, как игра.

Современная педагогика на своем этапе все чаще обращается к использованию игр на занятиях со взрослыми и детьми. Погружение в «легенду» игры, насыщение ее определенной символикой, определенное поведение — все это позволяет педагогам преподнести материал в новой форме. Но как отследить эффективность ролевых или деловых игр? С каким состоянием можно столкнуться после?

Показатель эффективности ролевых или деловых игр

Результатом урока любого вида и типа является показатель усвоения знаний школьниками. Но можно ли говорить о том, что усвоение будет являться главным критерием эффективности ролевой или другой игры? Любая игра на школьном уроке помогает учащимся определить проблему и найти ее творческое решение. Кроме того, игра рассчитана на развитие коммуникативных и познавательных навыков.

Таким образом, необходимо выделить несколько условий, анализ которых позволит оценить эффективность проведенной игры:

· вовлечение в творческий процесс: исследовательские навыки, творческие мышление;

· отношение во время проведения игры: заинтересованность учащихся, эмоциональное состояние до/во время/после проведения мероприятия;

· сохранность полученных знаний и их прочность;

· степень овладения приобретенными практическими навыками.

На эффективность непосредственно влияет качество самой игры, создание необходимых условий, грамотное донесение до учащихся информации и объяснение сути. Значительную роль играет создание стабильного психологического фона школьников, вовлечение каждого ребенка в процесс игры.

Девять видов постигровых эффектов

Любая игра, будь то ролевая, деловая или любая другая, — это процесс. Как у всех процессов, у игры остается постигровое состояние. Одно из определений закрепляет следующее: постигровой эффект — это процесс перехода от констатации наличия проблемы к поиску путей ее решений, от разрозненных действий к групповому взаимодействию, от неформального лидерства к реальному. Если такой переход осуществляется в процессе проведения игры, то уже на заключительном ее этапе все участники самостоятельно могут оценить значимость проделанной работы. И эта работа может стать катализатором познавательных процессов у игроков.

· «Дефицит общения»: эффект наблюдается сразу после окончания игры и характеризуется общим поведением участников в их нежелании расходиться и заканчивать игру.

· «Изнанка»: эффект может наблюдаться уже во время проведения мероприятия, однако в полной мере проявится только после ее окончания. Характеризуется тем, что участники видят себя и своих партнеров «без маски», то есть такими, какими они являются на самом деле. Такой эффект достигается путем четко продуманной ролевой линии.

· «Возврат достоинства»: эффект также можно отследить сразу же после завершения мероприятия по высказываниям и поведению участников. Участники конкретной команды как бы заново верят в свои силы и признают то, что они превзошли свои ожидания и показали себя лучше, чем думали.

· «Открытые двери»: очень сильный постигровой эффект, который проявляется как внутри конкретной команды, так и во всей группе после проведения игры. Участники вновь стают единым коллективом, заново сближаются между собой.

· «Голый король»: эффект будет ярко выражен, если игра подразумевает под собой деление на команды и соревновательные элементы. Участники на протяжении всей игры могут видеть явное преимущество одной команды, однако, на «финише» они убеждаются в ее явной слабости.

· «Зеркало»: название эффекта может сказать само за себя. Он может проявляться на протяжении всего игрового процесса и при взаимодействии участников между собой. Участники игры видят друг друга «глубже», они проявляют себя в процессе работы команды, в процессе решения поставленных перед ними задач и именно тогда они осознают, кто и какую роль занимает в их команде. Проще говоря, они узнают «кто есть кто».

· «Эффект команды»: это также один из самых сильных постигровых эффектов. Его проявление можно заметить как сразу после окончания мероприятия, так и в течение определенного времени после проведения игры. Эмоциональное состояние участников будет говорить само за себя: «Мы вместе прошли через это!» Акцент в данном эффекте сделан именно на командообразующую задачу игры.

· «Холодный душ»: этот эффект нацелен на анализ и осмысление учащимися проделанной работы. Эффект также можно заметить по эмоциональному состоянию участников игры: на заключительном этапе они осознают, что необходим более серьезных подход к проблеме.

· «Перенастройка»: очень сложный постигровой эффект, который заключается в переоценке значимости конкретного места или учреждения. В отношении учеников можно говорить о переоценке значимости и необходимости школы в их жизни.

Все вышеперечисленные постигровые эффекты необходимо отследить сразу. Заметить наличие того или иного состояния после игры у участников можно с помощью оценки их высказываний, с помощью анализа их первоначального поведения. Некоторые эффекты могут проявляться также после проведения игры по прошествии некоторого времени. Кроме того, проверить наличие определенного эффекта у участников можно с помощью обратной связи.

Ролевые и деловые игры смело врываются в современный учебный процесс. Правильно выбранная методика ее проведения и контролирование процесса позволит добиться высоких целей, а также разнообразить методические приемы. И самое главное, что после таких игр остаются постигровые эффекты, которые помогают не только взглянуть участникам на себя с другой стороны, но и найти новые подходы к решению поставленных перед ними задач и заинтересовать их учебным предметом.

Категория: Всем учителям
05.04.2017 19:00


Рекомендуем курсы ПК и ПП