СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диктанты, посвящённые А. С. Пушкину

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Я дружбу знал…»

Жизнь сталкивала Пушкина с самыми разными людьми: с поэтами и писателями, с умными и прославле(н, нн)ыми воинами, офицерами и выдающимися мыслителями, с актёрами, художниками и музыкантами.

И среди всех этих разных людей Пушкин находил друзей: одних – на всю жизнь, других – на краткие мгновения.

Но и те, и другие, озарё(н, нн)ые пушкинской славой, прошедшие с ним по жизни или только встретившиеся ему, дороги нам: их судьбы, характеры, их отношения с Пушкиным позволяют глубже понять и почувствовать и пушкинскую лирику, и личность самого поэта.

Друзья Пушкина были не только людьми, с которыми он щедро делился мыслями и чувствами, неисчерпаемыми богатствами своего гения, но и людьми, от которых он получал постоя(н, нн)ый ответный отклик, импульсы к творчеству и обыкнове(н, нн)ую человеческую поддержку. Недаром Василий Андреевич Жуковский, поэт-учитель, поэт-предшестве(н, нн)ик и одновреме(н, нн)о старший и заботливый друг Пушкина, каждый раз приходивший ему на выручку, призывал: «Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт».

Дружба была в жизни этих людей постоянной моральной, духовной, творческой опорой, позволявшей устоять в любых жизненных обстоятельствах. Вне чувства дружеской поддержки, участия, самоотверже(н, нн)ости, верности не может быть понята ни личность, ни поэзия Пушкина.

(По А. Терентьевой)

[Правописание -н- и -нн- в существительных, прилагательных, причастиях, наречиях. Знаки препинания в сложном предложении и при однородных членах.]

_____________________________________________________________________________________

Словарный диктант

«Друзья и знакомые Пушкина»

I. Гавриил Романович Державин, Николай Михайлович Карамзин, Василий Андреевич Жуковский, Андрей Андреевич Жандр, Александр Сергеевич Грибоедов, Иван Андреевич Крылов, Николай Иванович Гнедич, Владимир Фёдорович Одоевский, Николай Васильевич Гоголь, Владимир Иванович Даль, Александр Александрович Бестужев-Марлинский, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин, Александр Фомич Вельтман.

II. Луи-Борхард де Беверваард Геккерн, Жорж-Карл Дантес Геккерн, Огюст д’Аршиак, Леонтий Васильевич Дубельт, Модест Андреевич Корф, Александр Христофорович Бенкендорф, Фаддей Венедиктович Булгарин, Николай Иванович Греч.

Задания

1. По какому признаку, на ваш взгляд, отобраны для диктантов эти имена собственные? Какое место занимали эти люди в жизни поэта? Какую роль они сыграли в судьбе поэта? Письменно кратко выскажите своё мнение.

2. Письменно (или устно) кратко расскажите об одном (на выбор) из перечисленных в диктантах современников Пушкина.

_____________________________________________________________________________________

Пером и кистью

Пушкин настойчиво искал сотворчества с художниками, которые могли бы «искусным и быстрым карандашом» иллюстрировать его произведения. При жизни поэта к его произведениям обращались четырнадцать художников, однако имена большинства из них известны сегодня только специалистам.

Счастливое исключение – фронтиспис к поэме «Руслан и Людмила», сделанный художником Иваном Ивановым. Только этой гравюрой Пушкин был доволен, он писал Николаю Гнедичу: «В газетах читал я, что Руслан, напечатанный для приятного препровождения скучного времени, продаётся с превосходною картинкою; кого мне за неё благодарить?».

Когда же Пушкин увидел иллюстрации Александра Нотбека к роману «Евгений Онегин», он написал злую эпиграмму. Это было тем более обидно, что художник взял за основу рисунок самого поэта, но лёгкость и быстрота пушкинского пера сменились тяжёлой угловатостью гравюры. Друг поэта Пётр Вяземский просто называл Татьяну с иллюстрации пьяной. Словом, иллюстрации не понравились.

Пушкину, к сожалению, не пришлось увидеть лучших иллюстраций к своим произведениям. Вероятно, он предчувствовал это, и сам рисовал пером на полях своих рукописей. Пушкинские рисунки намного превосходят в свободе и живости иллюстрации его современников.

Похоже, поэт был прав, когда говорил: «С художниками нашими невозможно иметь дела. Они все побочные дети Аполлона: не понимают нас они… Придёт время: тогда нас не так издадут».

(По Н. Гавричевой)

[Знаки препинания в сложном предложении; вводные слова.]

Задания

1. Составьте схемы двух сложных предложений с различными видами связи.

2. Подчеркните вводные слова в предложениях текста.

* Фронтиспис – рисунок перед первой страницей книги или вверху страницы перед печатным текстом. На фронтисписе обычно изображается автор книги или лицо, которому посвящена книга. В качестве фронтисписа может помещаться рисунок, который отражает основную идею произведения, или иллюстрация к главному эпизоду книги. В старой книге фронтиспис был единственной иллюстрацией.

_____________________________________________________________________________________

У истоков экранной Пушкинианы

Первая экранизация романа в стихах «Евгений Онегин» 1911 года поместилась на 270 метрах и длится менее 5 минут. Василий Гончаров проследил главную сюжетную линию. В 1913 году Пётр Чардынин выпустил комическую картину по иронической поэме Пушкина «Домик в Коломне» с Иваном Мозжухиным в двух ролях: влюблённого офицера и кухарки Маврушки. Тот же актёр сыграл трагическую роль Германна в экранизации «Пиковой дамы» Яковом Протазановым в 1916 году. Этот фильм стал событием немого кино. Режиссёр разрабатывал принципы монтажа и операторской работы. Мы привыкли к тому, что в современном кинематографе камера двигается, приближаясь к актёру и отдаляясь от него, к тому, что она может «смотреть» сверху и снизу. Протазанов понял и почувствовал это более 100 лет тому назад. Он нашёл выразительные способы передать чувства и состояния души пушкинских героев. В своей картине он применил комбинированные съёмки.

Парадоксально, но за 80 лет после 1917 года было создано примерно столько же экранизаций произведений Пушкина, сколько за предыдущие десять, а может быть, даже меньше, потому что у игрового кино появилась еще одна ветвь – анимация, мультфильмы.

(По В. Самусенко)

_____________________________________________________________________________________

Словарный диктант

Пушкинисты

Григорий Александрович Гуковский, Дмитрий Дмитриевич Благой, Сергей Михайлович Бонди, Александр Александрович Лебедев, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Георгий Пантелеймонович Макогоненко, Борис Соломонович Мейлах, Юрий Владимирович Манн, Милица Васильевна Нечкина, Владимир Николаевич Орлов, Николай Кирьякович Пиксанов.

Задание

Что вы знаете о том вкладе, который внесли в развитие отечественной исторической и литературоведческой науки эти учёные? Какие их высказывания или научные работы вам известны? Назовите наиболее известные их работы, имеющие прямое отношение к пушкиноведению.

_____________________________________________________________________________________

Уроки Татьяны милой

Многое предопределил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда, – то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрёпанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах – сделала. И если я потом, когда уходили (всегда – уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.

Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества.

У кого из народов – такая любовная героиня: смелая и достойная, влюблённая – и непреклонная, ясновидящая – и любящая.

Ведь в отповеди Татьяны – ни тени мстительности. Потому и получается полнота возмездия, поэтому-то Онегин и стоит «как громом поражённый».

Все козыри были у неё в руках, чтобы ответить и свести его с ума, все козыри – чтобы унизить, втоптать в землю той скамьи, сровнять с паркетом той залы, она всё это уничтожила одной только обмолвкой: «Я вас люблю, – к чему лукавить?».

К чему лукавить? Да к тому, чтобы торжествовать! А торжествовать – к чему? А вот на это, действительно, нет ответа для Татьяны – внятного, и опять она стоит, в зачарованном кругу залы, как тогда – в зачарованном кругу сада, – в зачарованном кругу своего любовного одиночества, тогда – непонадобившаяся, сейчас – вожделенная, и тогда и ныне – любящая и любимой быть не могущая.

Все козыри были у неё в руках, но она – не играла.

Да, да, девушки, признавайтесь – первые, и потом слушайте отповеди, и потом выходите замуж за почётных раненых, и потом слушайте признания и не снисходите до них – и вы будете в тысячу раз счастливее нашей другой героини, той, у которой от исполнения всех желаний ничего другого не осталось, как лечь на рельсы.

(По М. Цветаевой)

[Авторские знаки препинания; неполные предложения; вопросительные и восклицательные предложения.]

Источник: Русский язык. – 2001. – № 21 (285). – С. 14.

*

См.:

Повторяем орфографию

https://multiurok.ru/blog/povtoriaiem-orfoghrafiiu.html

Повторяем пунктуацию

https://multiurok.ru/blog/povtoriaiem-punktuatsiiu.html

Пушкин А. С.

https://multiurok.ru/blog/pushkin-a-s-1.html

Категория: Русский язык
06.08.2017 23:33


© 2017 15685

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!