СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы
«Формирование
у учащихся интереса к книге»
Подготовила
учитель русского языка и
литературы
МКОУ Гарашкинская СОШ
Юдина Е.Н.
Нет лучше Фрегата, чем Книга, -
Домчит до любых берегов.
Эмили Диккенсон
В обучении, воспитании и развитии ребёнка огромную роль играет книга. Ясно, что успешно обучать школьников, не вооружив их рациональными способами работы с книгой, нельзя: ведь приобретение знаний, умений и навыков осуществляется не только с помощью учителя, но и самостоятельно. Но книга учит только тогда, когда ученик умеет работать с книгой, умеет читать. От умения читать в истинном смысле этого слова, то есть понимать прочитанное, во многом зависит и воспитание, и умственное развитие.
Многие словесники используют в своей работе со школьниками различные направления: внеклассная работа по литературе, литературное краеведение, работа кружков. Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и по содержанию. Путей повышения интереса школьников к литературе множество, но самым главным является урок.
Так как это второй год работы над темой, первый урок в седьмом классе мы проводим в виде конкурса «Что мы знаем о литературе?» по изученному в 6 классе материалу на основе составленных в конце прошлого учебного года школьниками литературных игр.
Изучение устного народного творчества начинаю с такого задания: определите по тексту, к какому жанру устного народного творчества принадлежит каждый из отрывков, по каким приметам вы об этом догадались, обоснуйте свой ответ. Подготовьте чтение одного из этих произведений. В чём особенности рассказывания и чтения каждого жанра устного народного творчества?
- Спи, усни. Бай, бай, бай!
- В некотором царстве жил царь с царицей, и не было у них детей.
- Скоро, скоро снег растает,
Вся земля согреется.
Скажи верное словечко:
Можно ли надеяться?
- Во стольном было городе во Киеве,
У ласкова князя у Владимира,
Как было пированье - почестный пир
На многие князи, на бояры…
- Вешний день целый год кормит.
- На дворе трава, на траве дрова…
- Старость не радость.
- Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал. (Снег)
С первого же урока литературы проводятся различные формы игровой деятельности, привлекающие детей к внимательному и вдумчивому чтению.
Например, после прочтения учителем былины «Вольга и Микула Селянинович» ученики выполняют задание: записать то, что запомнилось, но по возможности похожее на былинный стих. А на следующем уроке обсуждаем стиль написания былины, тематику, даём характеристику героям, выделяем изобразительно- выразительные средства, прослушиваем чтение былин и обсуждаем это чтение, составляем небольшой словарик к одной из прочитанных былин, рассматриваем иллюстрации художников, сравниваем с собственными рисунками, проводим конкурс на знание былин по взятым из них отрывкам.
А на занятии кружка проводим литературное состязание по былинам, используя материал сценария из журнала «Литература в школе» 3/97.
При изучении темы «Пословицы и поговорки» использую разные игры:
- закончи пословицу;
- отгадай поговорку по данному слову;
- прочитай пословицу, ставя вместо точек антонимы:… дело лучше… безделья (маленькое – большого);
- придумай рассказ по пословице;
- составьте кроссворды по пословицам;
- объясните смысл пословицы, придумайте иллюстрацию к ней;
- подготовьте рассказ о В. И. Дале – собирателе пословиц.
На занятии кружка можно провести вечер «В мире пословиц народов мира».
При изучении «Поучения» Владимира Мономаха ребята составляли «Поучения младшему брату или сестре».
На уроках по «Повести о Петре и Февронии Муромских» мы провели конкурсное инсценированное чтение диалогов повести, составляли рассказ об описанных событиях от лица Февронии, давали характеристику героям, описывали внешний вид (костюм). А также беседовали о том, что из себя представляет старинная русская книга.
Стихотворения поэтов, рассказы о жизни и деятельности двух великих граждан России 18 в. впервые вошли в программу. Оценить заслуги Ломоносова и Державина перед наукой, культурой и литературой нашей страны помогли такие задания:
- из какого произведения слова и словосочетания? Как их объяснить? Могут ли они использоваться в современной речи?
- викторина;
- самостоятельные сообщения школьников о поэтах;
- рассмотрите портреты. Подумайте, какие из них ближе к вашему представлению о личности поэта;
- подберите примеры на разные размеры стихов Ломоносова и Державина. Определите автора.
Знакомство с Пушкиным в этом году требует от нас более серьёзного чтения, неоднократных перечитываний текста, обдумываний, обращений к словарям, дополнительной литературе. Школьникам было предложено такое задание: что интересного сообщают нам современники Пушкина и исследователи-филологи о его жизни и творчестве.
Найдите свидетельства таланта, труда и вдохновения, вложенных великим поэтом в созданные им произведения;
- определите размер изученных лирических произведений;
- перечислите знакомые вам произведения Пушкина по жанрам;
- назовите иллюстраторов пушкинских произведений, узнайте их фамилии в ребусах;
- назовите художников- портретистов, создавших известные портреты Пушкина;
- отгадайте литературные приёмы (тропы);
- какие названия литературных мест заключены в кроссворде;
- составьте рассказ-рассуждение «Мои впечатления о прочитанном».
Развивают художественное воображение детей такие виды работ, как «защита» рисунков по теме изучаемого произведения, подбор эпиграфов к обсуждаемой проблеме, составление тем сочинений учащимися, подготовка вопросов для коллективного обсуждения.
Урок-концерт носит обычно обобщающий или вводный характер, даёт возможность школьникам проявить свои способности, показать отношение к искусству, к творчеству любимого поэта или писателя. Такой вводный урок по творчеству Лермонтова раскрывает многогранность поэтического мира в выразительном чтении наизусть стихов поэта. Школьники, постигая прекрасное, сами выбирали стихотворения, заучивали их, вспоминали выученное в младших классах. Опорным вопросом учителя при этом был: что тебя взволновало? Почему ты выбрал это стихотворение?
В начале урока прозвучали отрывки из сочинений на тему « Мой Лермонтов». Кабинет оформляли «художники». Много книг поэта и о нём, иллюстрации и рисунки к произведениям, его портреты, репродукции картин и художественные фотографии, изображающие места, связанные с именем поэта. Нужно было по ходу урока комментировать иллюстративные материалы, объяснить свой выбор. Группа учеников исполнила стихи и песни о поэте советских поэтов, прослушали в записи романсы на стихи Лермонтова.
Литературные встречи организуются на разных этапах обучения: в процессе изучения той или иной темы или как итоговое занятие. Цель встречи – углубить знания учащихся о творчестве писателя, проверить степень усвоения и осмысления материала, а главное – вызвать интерес к предмету, увлечь учащихся литературой. Встреча проводилась между двумя командами одного класса. Учащимся даётся задание: прочитать к определённому сроку произведения. Учитель подбирает вопросы и задания, которые обе команды получают заранее, чтобы иметь возможность хорошо подготовиться. Проведение встречи по Н.В. Гоголю мы разделили на следующие этапы:
- словарный диктант – романтизм, реализм, мировоззрение, фантастический, гротеск, искусство, сатира, ирония, гуманизм, экспрессия, идиллия, мещанство, героизм, пафос, литературный герой. Объяснить их лексическое значение.
- рассказать об условиях формирования личности Н. В. Гоголя;
- прочитать наизусть 2-3 критических высказывания о писателе и прокомментировать их;
- рассказать об истории создания сборника «Миргород», о смысле названия,
- объяснить, почему сборник (1 ч.) заканчивается повестью «Тарас Бульба»?
- подумать над вопросом: почему А. С. Пушкин оценил повесть «Старосветские помещики» как шутливую трогательную идиллию, которая заставляет вас смеяться сквозь слёзы грусти?
- показать, какие проблемы поставил автор в произведении и какими художественными средствами их решил и почему?
- охарактеризовать главных героев произведения;
- чьи взгляды разделяете вы и почему? На чьей стороне автор?
- рассказать об эпизодах, которые вас взволновали, и объяснить, почему выбраны именно они?
- инсценирование отрывков из произведений Гоголя;
- защита стенной газеты, где ученики помещают личные впечатления от знакомства с произведениями, высказывания о писателе критиков, оценочные суждения учащихся.
- проведение викторины, где каждая команда поочередно задаёт свои вопросы другой;
- чтение наизусть понравившихся отрывков из произведений; стихов, посвящённых Гоголю;
- подведение итогов встречи.
При изучении творчества И. С. Тургенева ребята рассказывали о жизни и творчестве писателя, прочитав перед этим рассказы и воспоминания о нём. Совершили заочную экскурсию в Спасское-Лутовиново. Составляли совместно с учителем викторину к рассказу «Бирюк», сравнивали оценку героя рассказа различными исследователями и обосновывали свою.
После изучения творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина и М. Горького мы отгадывали кроссворды, а также ребята составляли свои.
Изучение произведений А.П. Платонова начинали с викторины по изученным рассказам и подборки эпиграфов к уроку.
Очень важно в собеседование на любом уроке включать элементы дискуссии, воспитывать критичность мышления, приучать школьников обмениваться мыслями, полученной информацией. Урок-диспут по литературе является одной из форм активизации учащихся, средством поднятия интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету. Диспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убеждённости, становлению активной жизненной позиции. Не обойтись без дискуссии на уроке по творчеству Платонова: Какого человека мы называем нравственным? Легко ли быть нравственным человеком? Можем ли мы Юшку назвать нравственным человеком? Какого человека мы считаем красивым? Можем ли мы Юшку назвать красивым человеком?
Вырабатывать самостоятельный взгляд на литературные явления, умение личностно оценивать произведения литературы помогает сопоставительный анализ художественных произведений, который учит видеть развитие главных проблем в творчестве писателя, поэта, понимать сущность творческих направлений, выявлять особенности языка и стиля художника слова. Поэтому используем это на уроках по творчеству Маяковского, Некрасова, Твардовского.
Воспитанию интереса к самостоятельному чтению, личностному влиянию учителя на читательские вкусы школьников способствуют уроки представления новой книги, нового автора. Здесь можно кратко рассказать об авторе и истории создания произведения, выразительно прочитать и прокомментировать несколько наиболее важных и интересных эпизодов или стихов, высказать своё мнение о произведении. Урок-представление автора мы провели по теме «Стихи, рождённые войной», где учащиеся знакомили друг друга с творчеством Симонова, Тихонова, Суркова, Берггольц и др.
Не надо забывать работу над выразительным чтением и выразительным пересказом отрывков из текста (пляска бабушки из «Детства» Горького, на рыбалке из «Тихого утра» Казакова). Это позволяет охватить большое пространство текста в сжатом виде, а во-вторых, тренирует школьника в умении включать в свою миниатюру специфический «строительный материал» - горьковский, тургеневский., обращая внимание на их стиль.
Работа над датами тоже привлекает учеников к книге. Размышляя над датами жизни писателя, ничего вроде бы не зная о нём (к примеру, о М. Е. С. Щедрине), мы можем сказать, с кем из современников он мог дружить, в каких журналах печататься, в каких событиях общественной жизни участвовать, какие проблемы времени поднять в своём творчестве.
Можно использовать на уроке такие элементы: «свободный микрофон» (говори, что хочешь, разреши себе свободный полёт мысли и чувства), рецензирование, постановка проблемы, обобщение, момент повторения, момент творчества. Например, учитель начинает: «Есть мальчишки, которые в 10 лет уже проявляют свою самостоятельность: топчут цветники, поджигают сухую траву вместе с насекомыми, живущими в ней, пишут бранные слова на стенах, а есть такие…». И ученики должны продолжить. Например, «…кто способен зимой, в валенках проделать трудный путь с обозом из Холмогор в Москву, чтобы вкусить образования и, недоедая и терпя бытовые лишения, среди чужих, начать делать свою судьбу, предпочитая гадким детским шалостям книгу». ( На уроке, посвящённом Ломоносову).
Для того чтобы дети умели слушать на уроке, были внимательны, включались в действие, можно использовать викторины в начале урока, проверяющие домашнее чтение. Шесть ситуаций текста, отвечающих на вопросы: « Кто? Где? Когда? Зачем?» Дети пишут ответы одним словом или словосочетанием. Например, « Кто, где, когда грыз чёрствый пряник?» ( «Дикий помещик» С.-Щедрина).
Можно использовать такое задание: составь словарь темы дома, пользуясь различными словарями и справочниками: толковым, энциклопедией, иностранных слов, русский костюм и т.д. Например, после изучения произведений современной литературы о детстве.
Если не успели подвести итог урока, дома можно написать сочинение-миниатюру «Какие выводы ты сделал бы к уроку?»
Можно предложить ребятам и такие задания:
-составьте план по теме урока;
-нарисуйте рекламу прочитанной книги, обложку, плакат;
-провести вернисаж иллюстраций;
-придумать и нарисовать медаль к юбилею того или иного писателя.
Конкурсы на лучший монолог, диалог, сочинение, игру, чтение призваны активизировать творчество всех: учителя и ученика.
Урок литературы должен быть разнообразным, ёмким, содержательным и интересным.
И не надо забывать при этом огромную роль внеклассной работы по литературе: вечера, спектакли, краеведение, работа кружка.
Всё это вместе приобщает ребят к книге, воспитывает их интерес к чтению, делает их чувства тоньше, сердца добрее, а помыслы чище и благороднее.
© 2015, Юдина Елена Николаевна 1556