СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по программе профессиональной подготовки "Педагогическое образование: учитель начальных классов" Тема: "Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе" ГЛАВА 2 (продолжение), список литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инфорамационно-коммуникационные технологии в начальной школе

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность;создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности.

За последние 10 лет произошло изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией.

Применение ИКТ на уроках усиливает: положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволяют реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 2 раза, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ: расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; способствует повышению качества образования.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебного процесса с применением ИКТ является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника (стимулируюет активность, самостоятельность, инициативу ученика).

Применение на уроках ИКТ способствует так же: сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: видеоролики, песени, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

Основной целью применения ИКТ является: развитие мышления ученика, формирование приемов мыслительной деятельности.

Для формирования позитивного отношения учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого учитель использует различные развивающие методы и приемы, такие как: метод анализа,

метод сравнения, метод обобщения, метод классификации, формулировка понятий, внутренний план действий.

При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения (мультимедийные курсы, презентации к урокам, логические игры и тд.)

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

-повышает качество знаний;

-продвигает ребенка в общем развитии;

-помогает преодолеть трудности;

-вносит радость в жизнь ребенка;

-позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;

-создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ:

-владеть основами работы на компьютере;

-иметь навыки работы с мультимедийными программами;

-владеть основами работы в Интернет.

При подготовке к уроку мы должны соблюдать этапы (этапы-диагностика, прогнозирование, планирование).

Итак, можно сделать вывод, что применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), а также повышают мотивацию обучения.

В начальной школе используют информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, внеклассных занятий и др.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность учащимся проявить себя, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала детьми. Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.

Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки:

-на высоком эстетическом и эмоциональном уровне

-обеспечивает наглядность

-привлекает большое количество дидактического материала

-повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 раза

-обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

Применение ИКТ:

-расширяет возможность самостоятельной деятельности;

-формирует навык исследовательской деятельности;

-обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

Игровые технологии

Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся.Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию.

Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Например : на уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира и краеведения расширяет представление о природе и красоте родного края.

Технология критического мышления

Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления: чтение с остановками, работа с вопросниками, кластерный подход, таблица "Знаю, узнал, хочу" и тд.

Эти приемы использую на всех уроках: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Применение их на уроках позволит получение очень хорошего результата, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.

В процессе обучения идет индивидуальное развитие каждого ребенка. Постепенно ребенок выходит на индивидуализацию обучения, развивается в зоне его ближайщего развития. В этом образовательном процессе интенсивно формируется общеучебные умения и навыки учащихся и профессиональные умения педагога.

Достоинствами технологии являются:

- активность каждого ученика в постижении передаче знаний в процессе обучения;

- возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;

- сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;

- демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

Данная технология основывается на таких педагогических принципах:

-Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи.

На уроках ученики общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке.

- Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик совершенствуется из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он – личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.

Принцип коллективной деятельности. Каждый принимает участие в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.

Технология опережающего обучения с использованием опорных схем С.Н. Лысенковой

С.Н. Лысенковой разработана технология опережающего обучения с использованием опорных схем и конспектов. Концепту­альные положения ее технологии таковы:

-личностный подход в педагогике сотрудничества;

-успех — главное условие развития детей в обучении;

-комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

-предупреждение ошибок, а не работа над ними;

-последовательность, системность содержания учебного материала;

-дифференциация, доступность задания для каждого;

-к полной самостоятельности — постепенно;

-через знающего ученика учить незнающего.

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:

-предварительное введение первых порций будущих знаний;

-уточнение новых понятий, их обобщение, применение;

-развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое распределенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Подход к структу­ре материала обусловлен задачами опережающего введения и пос­ледующего повторения понятий. Он называется пробно-порциональным.

Технология С.Н. Лысенковой помо­гает оптимально включить в работу весь класс, поддерживать непре­рывную обратную связь со всем коллективом.

Заключение

Для решения современных психолого-педагогических задач, стоящих перед нуждающейся в обновлении системой образования, необходимо изменить приоритеты целей обучения. На первый план следует выдвигать развивающую функцию, в большей степени обеспечивающую становление личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности, что является важным условием их психологической подготовки к жизни в социуме, к труду как умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свои действия, умение самоорганизовываться, критически осмысливать и оценивать происходящие процессы.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.

Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения. Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими. Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.

Еще раз следует подчеркнуть, что при новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, дают возможность поэтапно спланировать работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.

С помощью средств инновационных технологий, можно достичь высоких результатов в предметных олимпиада, конкурсах, что способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей обучающих.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Атутов П.Р. Технология и современное образование / П.Р. Атутов / Педагогика. - 1996. № 2

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М., 1995. «Начальная школа» №1, 2008.

3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.

4. Климова М.А. Компьютерные технологии на уроках // Начальная школа. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого- социального института, ООО Баласс. - № 7, 2008

5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике / М.В. Кларин. -Рига Эксперимент, 1995.

6.Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность перспективы / В.Т. Кудрявцев.- М.: Знание, 1991.

7. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика / Б.Г. Матюнин.- М., 1995.

8. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М., 2007.

9. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. ФГОС второго поколения./под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой./.

10. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М., 2000.

11. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой,О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.

12. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. - Журнал «Начальная школа» №5, 2002.

13. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2008.

14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998.

15. Фоменко В.Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса / В.Т. Фоменко. -Ростов н/Д: ГНМЦ, 1994.

16. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006.

-

13.01.2018 14:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП