© 2019, Столярова Марина Михайловна 238
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Родители (да и дети) не раз слышали от меня упоминания этого слова, когда разбирали диктанты, сочинения или успеваемость по русскому языку. Дисграфия - это не новая, а потому часто встречающаяся особенность, на которую нельзя закрывать глаза. Само по себе понятие дисграфии означает частичное расстройство письма, которое на практике не так просто заметить, потому что орфографические ошибки в диктантах многими воспринимаются как само собой разумеющееся, если "плохо учить правила". На самом деле, бывают случаи, когда правописание не зависит ни от ребенка, ни от изученных им правил. Это и называется дисграфией. На ранних этапах развития, вплоть до 5-6 класса, дисграфию очень сложно отличить от обычной необразованности, однако есть несколько причин, по которым письму нужно уделить особое внимание: 1. Дисграфия не искореняется за 1, 2 и даже 10 месяцев; 2. Побороть дисграфию и ее проявления можно только усиленными занятиями; 3. Если не обратить внимание на дисграфию в ранних проявлениях, она обязательно аукнется в тот период, когда нужно будет сдавать экзамен, а одним из основных критериев сдачи письменных экзаменов является именно порог грамотности; 4. Страдает сам ребенок и его взаимоотношения с родителями и учителями. Вообще-то дисграфия - это не так уж страшно, если ее не пускать на самотек. Я не буду перечислять кучу симптомов дисграфии, а перечислю лишь наиболее частые, с которыми сталкиваюсь на личном опыте. Итак, подозрения на дисграфию могут пасть, если: 1. Ошибки повторяются; 2. Ребенок смешивает и/или заменяет графически схожие буквы или фонетически схожие звуки (например, ш-щ, т-ш, ж-ш и т.д.); 3. Искажается структура слова (буквы пропускаются или добавляются); 4. Нарушается слитность или раздельность слов; 5. Ребенок пишет очень медленно, почерк трудно различим, могут быть колебания высоты и наклона букв, слова могут "съезжать со строки"; 6. Предложения выстраиваются нелогично. Напомню, что ошибки ПОВТОРЯЮТСЯ ИЗ РАЗА В РАЗ, А НЕ ЕДИНИЧНЫЕ СЛУЧАИ! Что нужно делать при подозрении на дисграфию: 1. Принять слова и рекомендации учителя спокойно, потому что мы все хотим, чтобы ребенок писал грамотно. 2. Посетить невролога и логопеда (по необходимости они могут назначить офтальмолога и ЛОРа). 3. Не ругать ребенка за ошибки, он просто НЕ МОЖЕТ писать правильно, даже если захочет. 4. Как можно раньше посетить специалистов и начать заниматься проблемой. Чего нельзя делать при подозрении на дисграфию: 1. Нанимать репетитора. К сожалению, большая часть репетиторов - это учителя русского языка, не имеющие такого образования, как дефектолог, поэтому помочь именно с дисграфией обычный репетитор не в силах, что бы он ни говорил! 2. Бросать занятия языком, как только появятся улучшения. Дисграфия - это процесс, требующий постоянных усилий. Да, детям с дисграфией нужно заниматься русским языком в 2, а то и в 3 раза больше. 3. Откладывать посещение специалистов. 4. Уверять учителя, что вы справитесь сами, дайте только дополнительный материал. 5. Пускать ситуацию на самотек. Дисграфия - это не клеймо, поэтому чем раньше вы это поймете, тем легче станет учиться.
© 2019, Столярова Марина Михайловна 238