СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дистанционное образование: опыт и перспективы
В течение последних нескольких десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, существенно повлияв на характер образования во многих странах мира. В данный момент во всем мире происходит развитие спектра образовательных услуг для обеспечения дистанционного образования, характеризующегося огромным числом обучающихся, количеством вовлеченных образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами финансирования. Исследователи этого направления констатируют наличие более 850 центров дистанционного образования, расположенных практически по всему миру.
Понятие дистанционного образования
Дистанционное образование (ДО) – это способ обучения, характеризующийся рядом специфических черт:
Понятие «дистанционное образование» отличается от обучения тем, что предполагает образовательную активность обучающегося: он не просто воспринимает информацию от обучающего, но прежде всего способен к самостоятельной образовательной деятельности и ответственности за ее результаты. При этом роль обучающего не сводится к простой трансляции информации. Он стимулирует и поддерживает устойчивую позитивную мотивацию обучающегося за счет следующих факторов:
Дистанционное образование позволяет решать следующие воспитательные задачи:
Целевая аудитория ДО
Можно выделить несколько групп обучающихся, нуждающихся в особых формах организации образования:
Организационно-технологические модели ДО
В зависимости от выбора средств дистанционного обучения и форм коммуникации сейчас можно выделить три вида технологической организации дистанционного обучения:
Данная модель предполагает использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционному заочному обучению.
При данной модели дистанционного обучения используются средства обучения - учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако доминирует при этом передача информации в "одну сторону" при ограниченной двусторонней коммуникации. При необходимости используются элементы очного обучения - личные встречи обучающихся и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т.п.
Это модель дистанционного обучения третьего поколения, которая предусматривает использование новых информационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких средств как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и аудиографику при одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта.
Разработка учебных курсов ДО
Материалы для дистанционного обучения могут содержать следующие компоненты:
Одним из самых популярных программных средств для разработки онлайн-курсов является обучающая платформа Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Эта среда позволяет создать единое учебное пространство для учащихся и преподавателей курса. Используя Moodle, преподаватель может обмениваться сообщениями с учащимися, создавать и проверять задания, публиковать текстовые материалы и многое другое.
Обучающую платформу Moodle используют более 50 тысяч организаций из более чем 200 стран мира, в том числе в России, где на сегодняшний день Moodle - одно из самых востребованных обучающих решений. Платформа Moodle имеет модульную структуру, что позволяет гибко изменять и дополнять функциональные возможности системы.
Заключение
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что педагогический потенциал дистанционного образования огромен. В системе дистанционного образования формируются важнейшие качества, которые смогут стать основой успешной образовательной деятельности человека в течение всей жизни: способность планировать свою образовательную траекторию, организовывать процесс обучения и – главное – нести ответсвенность за его результаты. Такая «образовательная самостоятельность» очень важна особенно сегодня – в том «обществе знания», в котором будут жить выпускники сегодняшней школы, где основа успешной жизнедеятельности напрямую связана с готовностью человека учиться в течение всей жизни.
© 2020, Стручкова Анна Петровна 156