СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное образование: опыт и перспективы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционное образование: опыт и перспективы

В течение последних нескольких десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, существенно повлияв на характер образования во многих странах мира. В данный момент во всем мире происходит развитие спектра образовательных услуг для обеспечения дистанционного образования, характеризующегося огромным числом обучающихся, количеством вовлеченных образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами финансирования. Исследователи этого направления констатируют наличие более 850 центров дистанционного образования, расположенных практически по всему миру.

Понятие дистанционного образования

Дистанционное образование (ДО) – это способ обучения, характеризующийся рядом специфических черт:

  • взаимной пространственной удаленностью обучающихся, обучающих и источников информации;
  • набором специальных технологий, обеспечивающих двунаправленное взаимодействие субъектов образовательной деятельности и источников информации;
  • сочетанием синхронных и асинхронных технологий обучения и общения (on-line и off-line технологии);
  • ориентацией на самостоятельную образовательную деятельность обучающихся.

Понятие «дистанционное образование» отличается от обучения тем, что предполагает образовательную активность обучающегося: он не просто воспринимает информацию от обучающего, но прежде всего способен к самостоятельной образовательной деятельности и ответственности за ее результаты. При этом роль обучающего не сводится к простой трансляции информации. Он стимулирует и поддерживает устойчивую позитивную мотивацию обучающегося за счет следующих факторов:

  • адекватной и удобной подачи материала, обеспечивающей возможности для успешной самостоятельной образовательной деятельности обучающегося;
  • постоянно поддерживаемой обратной связи как реакции на результаты деятельности обучающегося, оценки его деятельности;
  • организации возможностей общения и взаимодействия обучающихся в процессе совместной творческой деятельности (реализации дистанционных проектов).

Дистанционное образование позволяет решать следующие воспитательные задачи:

  • формирование опыта самостоятельной образовательной деятельности;
  • формирование ответственности за результаты собственного труда;
  • формирование коммуникативных навыков, умения продуктивно взаимодействовать с людьми;
  • помощь в самоопределении личности, в формировании стойких интересов к учению, познавательной активности, расширение кругозора;
  • создание возможностей для успешной социальной адаптации.

Целевая аудитория ДО

Можно выделить несколько групп обучающихся, нуждающихся в особых формах организации образования:

  • Дети с ограниченными возможностями, которые в силу особенностей протекания заболевания не могут посещать школу. Обучаются по модели обучения на дому с уменьшенным количеством часов, хотя в силу состояния здоровья обычно нуждаются в повышенном педагогическом внимании. Вопросы обучения этих детей часто перекладываются на плечи родителей, вынужденных затрачивать дополнительное время и средства для того, чтобы обеспечить ребенку образование, которое поможет ему в успешной социализации.
  • Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие дети, вынужденные длительное время пропускать занятия в школе. При их обучении используется, как правило, та же модель, что и при обучении детей с ограниченными возможностями, которая и в этом случае не обеспечивает проблемному ребенку достаточного педагогического внимания.
  • Дети, активно вовлеченные в занятия системы дополнительного образования. Это, как правило, одаренные дети, активно занимающиеся творчеством, посещающие художественные, музыкальные, театральные и иные школы, участники творческих коллективов, занятые в репетициях, концертах, участвующие в гастрольных поездках и пр. и в силу этого регулярно вынужденные пропускать занятия в школе. Часто для таких детей нет возможности согласовать расписание учебных занятий в общеобразовательном учреждении и в учреждении системы дополнительного образования, что также становится причиной регулярных пропусков занятий. К этой же категории относятся спортсмены, занятые в тренировках и соревнованиях, учащиеся, активно занимающиеся учебно-исследовательской работой и техническим творчеством. Для детей этой категории в школах обычно используют модель частичного семейного образования, не позволяющую полноценно осуществлять учебный процесс.
  • Учащиеся 10-11 классов, студенты СПО, готовящиеся к поступлению в вузы. Они посещают подготовительные курсы, расписание которых не всегда согласовано со школьным, активно участвуют в вузовских олимпиадах, которые часто – в случае успеха – открывают для них двери в высшие учебные заведения. Однако при этом чем активнее 11-классник готовится к важным вузовским испытаниям, тем больше проблем возникает у него с регулярным посещением школы, частые пропуски занятий становятся причиной конфликтов и снижения успеваемости. Вопрос организации обучения этой группы учащихся, как правило, в образовательных учреждениях не решается, ученик находится в ситуации конфликта, поскольку в школе он приравнен в нарушителям дисциплины, уклоняющимся от обучения.
  • Учащиеся, заинтересованные в углубленном или расширенном изучении отдельных курсов, в том числе в рамках программы профильного обучения. В настоящее время, когда в средней школе реализуется модель профильного обучения, ряд учащихся оказываются перед серьезным выбором, связанным с отсутствием желательного для них профиля обучения в том образовательном учреждении, в котором они обучались в течение 9 лет. Они вынуждены либо менять образовательное учреждение, либо отказываться от профиля, соответствующего их интересам и планам на продолжение образования. В той же ситуации оказываются учащиеся, проявляющие особый интерес к изучению отдельных курсов, в случае, если в том образовательном учреждении, где они обучаются, по тем или иным причинам нет возможности организовать изучение предмета на уровне, соответствующем их образовательным запросам.

Организационно-технологические модели ДО

В зависимости от выбора средств дистанционного обучения и форм коммуникации сейчас можно выделить три вида технологической организации дистанционного обучения:

  1. Единичная медиа.

Данная модель предполагает использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционному заочному обучению.

  1. Мультимедиа.

При данной модели дистанционного обучения используются средства обучения - учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако доминирует при этом передача информации в "одну сторону" при ограниченной двусторонней коммуникации. При необходимости используются элементы очного обучения - личные встречи обучающихся и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т.п.

  1. Гипермедиа.

Это модель дистанционного обучения третьего поколения, которая предусматривает использование новых информационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких средств как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и аудиографику при одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта.

Разработка учебных курсов ДО

Материалы для дистанционного обучения могут содержать следующие компоненты:

  • иллюстрированные лекции по теме;
  • контрольные тесты для каждого урока;
  • итоговое тестирование, направленное на закрепление пройденного материала;
  • различные творческие задания, позволяющие дополнительно привлекать видео- и аудиоматериалы, ориентировать учащихся на исследовательскую работу;
  • глоссарий и др.

Одним из самых популярных программных средств для разработки онлайн-курсов является обучающая платформа Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Эта среда позволяет создать единое учебное пространство для учащихся и преподавателей курса. Используя Moodle, преподаватель может обмениваться сообщениями с учащимися, создавать и проверять задания, публиковать текстовые материалы и многое другое.

Обучающую платформу Moodle используют более 50 тысяч организаций из более чем 200 стран мира, в том числе в России, где на сегодняшний день Moodle - одно из самых востребованных обучающих решений. Платформа Moodle имеет модульную структуру, что позволяет гибко изменять и дополнять функциональные возможности системы.

Заключение

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что педагогический потенциал дистанционного образования огромен. В системе дистанционного образования формируются важнейшие качества, которые смогут стать основой успешной образовательной деятельности человека в течение всей жизни: способность планировать свою образовательную траекторию, организовывать процесс обучения и – главное – нести ответсвенность за его результаты. Такая «образовательная самостоятельность» очень важна особенно сегодня – в том «обществе знания», в котором будут жить выпускники сегодняшней школы, где основа успешной жизнедеятельности напрямую связана с готовностью человека учиться в течение всей жизни.

13.10.2020 04:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП