СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дизайн режиссуры урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логика действий педагога-режиссера:

формулировка темы;

определение сверхзадачи и главной цели;

разработка начала урока;

разработка событийного ряда;

разработка финала урока.

Рассмотрим указанные действия подробнее.

Формулировка темы – это определение главной интриги урока, педагогического жанра урока, направленности режиссерского действия.

Педагогу следует обратить самое пристальное внимание на формулировку темы в силу того, что она предопределяет готовность учащихся к определенным действиям, степень их участия и активности в происходящем на уроке.

С точки зрения педагогической режиссуры, направленной на организацию взаимодействия, активного коллективного поиска решения проблемы, тема урока – это суть проблемы, над которой все участники урока будут работать.

Те же варианты тем, которые представлены в учебнике, предназначены, скорее, для просмотра, а не для запуска активного действия учеников.

Определение сверхзадачи – это ответ на вопросы «Для чего учитель будет проводить урок?» и «Какие импульсы он даст для развития учеников?». Сверхзадача позволяет понимать учебные факты с точки зрения их перспектив и потому более тонко, разумно их осуществлять.

Конечно, в работе учителя всегда большое внимание уделяется выбору, определению цели урока или отдельного его этапа. Но при этом часто отсутствует ориентация на синтез планируемых целей урока с отдаленными перспективами развития обучающихся, что не позволяет педагогу ставить творческие задания в адрес учеников в определенный научный, мировоззренческий, нравственный контекст.

На этом этапе педагог проектирует способы актуализации имеющихся знаний для соединения уже имеющегося опыта с предстоящей деятельностью, а также способы актуализации духовного, жизненного опыта учащегося, необходимого для восприятия урока как личностно значимого события.

По законам композиции в конце урока должен сработать механизм психологического, эмоционального закрепления всего того, над чем трудились весь урок, должны присутствовать концентрация на едином аналитическом действии и настрой на следующее занятие.

На этом этапе важно обеспечить рефлексию, анализ, оценку. На этапе «развязки» подводятся итоги урока, формулируются выводы, выделяются вновь возникшие вопросы, проблемы. Этап способствует осознанию внутренних перемен и открытий, интеллектуального и эмоционального роста, выработке самокритичности, восприимчивости ко мнению других, способности увидеть себя в отражении разных мнений. Организуется рефлексивная деятельность (направленная на самого педагога, на деятельность класса на уроке, на результаты творческой деятельности учащихся), взаимооценка и самооценка деятельности каждого, обеспечивается настрой на будущее взаимодействие.

Начало педагогического взаимодействия проектируется как стадия эмоционального погружения в предмет обсуждения, установления контакта, подготовки к восприятию.

Первые минуты задают направление, «правила игры», темпоритм. В начале общения (как и в конце) необходимы настрой на внутреннюю готовность действовать, присоединение педагогом присутствующих к себе как к инициатору коммуникации, создание единого информационно-коммуникативного поля. Этап «завязки» является катализатором деятельности. Завязка ставит перед учениками неожиданную, сложную задачу деятельности, создает ситуацию интеллектуального затруднения, эмоционально стимулирует предстоящую деятельность через обозначение проблемы прямо или косвенно, через эпиграф, имя урока, формулировку темы, оценку явления и другие способы. Желательно обеспечить интригу учащихся проблемой, темой, интересным фактом, явлением, подходом к ним.

Событийный ряд урока должен отражать внутреннее разнообразие и живость содержания урока, осмысленное овладение знаниями, когда ученики учатся думать, когда им интересно.

В терминах педагогической режиссуры событийный ряд урока реализуется через развитие действия до кульминации, кульминацию и развитие действия после кульминации.

Развитие действия до кульминации – это ряд сменяющих друг друга заданий, вопросов, упражнений, в процессе выполнения которых происходит углубление представлений о предмете, процессе, явлении; совершенствуются учебные умения и навыки.

Организация деятельности учащихся строится с использованием диалогических методов, сотрудничества, сотворчества всех субъектов педагогического процесса с опорой на импровизацию, гибкую смену мизансцен.

Кульминация – самый яркий момент развития действия, смысловой и эмоциональный центр урока, момент наивысшего творческого подъема, откровения, понимания, веры в свои силы, открытия личностных смыслов, желания познавать новое, совершенствовать себя и деятельность.

Учитель предоставляет обучающимся возможность прожить момент кульминации не торопясь, фиксирует различные формы проявления кульминации: желания высказаться, внезапно наступившей тишины, всплеска дискуссии.

Развитие действия после кульминации должно способствовать удовлетворению потребности учащихся в индивидуальном размышлении, домысливанию коллективного или личного открытия.

Организуется индивидуальная творческая работа, которая поможет каждому выразить свое отношение к произошедшему устно (в виде высказывания, формулировки вывода по проблеме урока) или письменно (в виде сочинения, отзыва, рецензии, синквейна).

Педагогическая режиссура обеспечивает широкий спектр воздействия на чувства, сознание, волю ученика, модифицирует образ мира, обогащая его новыми элементами, делая объемным и полным, что приводит к более осмысленным и прочувствованным отношениям личности с окружающей действительностью.

17.03.2022 18:53


Рекомендуем курсы ПК и ПП