СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Формирование учебной мотивации у учащихся с ОВЗ на уроках в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся положительной мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Множество педагогов на сегодняшний день занимаются решением этой проблемы.

Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивы являются условием успешности усвоения и степени осознанности всего процесса обучения. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны ему, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

На сегодняшний день учебная деятельность для большинства школьников имеет вынужденный характер: нужно учиться, чтобы не быть безграмотным, получить хороший аттестат, приобрести профессию и т.д.

Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у своих учеников высшие мотивы - социальные и духовные, т.е. воспитать у них убеждение в необходимости получения знаний для того, чтобы быть полезным обществу, воспитывать у них познавательный интерес к предмету.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Мотивационная сфера состоит из идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов, эмоций и т.д. Положительные эмоции, интерес, стимул - это своего рода фундамент формирования положительной мотивации учащихся.

Приведу примеры наиболее часто используемых приемов в моей работе по формированию учебной мотивации.

Формированию учебной мотивации способствует использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Для создания благоприятного эмоционального климата использую на организационном этапе урока игру «Волшебный микрофон». Учащимся предлагается в волшебный микрофон рассказать о своем настроении и ожидаемых результатах на уроке.

Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке письма и развития устной речи использую игру “молчанка”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу. Суть игры проста: учащиеся поднимают карточки-ответы на вопрос учителя, не произнося ни слова.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, то я включаю их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. На уроке математики во 3-м классе “Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд” одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания чисел без перехода через разряд в пределах 100. Учащемуся ставится цель: помочь герою мультфильма, которого придумывает педагог заранее.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

  • “Найди лишнее число в каждом ряду”,
  • “Зачеркни его”,
  • “Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,
  • “Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,
  • “Запиши его”.

За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно связываю с практическими потребностями ученика. Например: 3 класс урок письма и развития речи по теме: «Слова, обозначающие признаки предмета». Учащиеся учатся правильно составлять объявления и узнают места возможного размещения объявлений.

Так же использую в своей работе: - дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке; - стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

Личность учителя и характер его отношения к ученику также формирует положительную мотивацию к обучению. Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением. Учитель должен ожидать от каждого ученика положительных результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Библиографический список

  1. Гатальская, Г. В. В школу с радостью [Текст] / Г. В. Гатальская. — Минск :Амалфея, 1998.
  2. Гин, А. А. Приёмы педагогической техники [Текст] / А. А. Гин. — М. : Вита Пресс, 2003.
  3. Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации [Текст] / Л. В. Гончарик // Начальная школа. — 2004. — № 11.
  4. Краткий словарь современных понятий и терминов [Текст] / Под ред. В. А. Макаренко. — М. : Республика, 1995.
  5. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. — М., 1998.
  6. Педагогические технологии [Текст] / Под ред. В. С. Кукушина. — Ростов н/Д : Март, 2002.
  7. Чутко Н. Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. – М., 2007
01.10.2017 13:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!