СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Использование метода межпредметной интеграции для формирования комплекса умений на основе работы с текстом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проработав много лет в школе, прихожу к выводу, что уровень грамотности современного школьника с каждым годом становится всё ниже и ниже. Сегодня мы сталкиваемся со многими проблемами, в частности, с низкой орфографической грамотностью, с неумением учащихся связно и логично строить высказывание. Эти проблемы меня, как учителя русского языка, очень волнуют, тем более что знание русского языка необходимо еще для успешного прохождения итоговой аттестации как за курс основной ОГЭ, так и средней школы ЕГЭ. Чтобы добиться хороших результатов, подготовка к экзаменам должна начинаться уже с 5 класса. И особое внимание нужно уделить развитию речи учащихся. Необходимо учить ребёнка языку, умению видеть, чувствовать, слышать родную речь, умению чувствовать его красоту. Любовь к языку можно прививать через работу с текстами художественных произведений. Через комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы. Тем более, что эти знания, умения и навыки необходимо выпускнику школы продемонстрировать на пороге школы, в рамках сдачи экзамена в формате ОГЭ и ЕГЭ.

Ряд составных заданий ОГЭ и ЕГЭ связан с анализом текста. Текст — это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым — сочинением, написание которого и является самым трудным заданием для выпускников. Эту трудную задачу поможет решить использование на уроках русского языка комплексного лингвистического анализа текста с 5 по 11классы. Считаю, что комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка является не только главным средством подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, к написанию сочинения, но и важнейшим заданием обучающего характера и эффективным способом проверки знаний учащихся.

Проанализировав результаты ОГЭ и ЕГЭ 2016 года, я поняла, что нужно уделять больше внимания комплексному анализу текста, начиная с 5 класса, и эта работа должна проводиться систематически.

Комплексный лингвистический анализ текста провожу сначала на небольших текстах, понятных, доступных для детского восприятия. Беру произведения таких авторов, личность и творчество которых известны учащимся данного класса (по урокам литературы или внеклассного чтения). А старшеклассникам, знакомым уже со многими произведениями русской классической литературы, предлагаю тексты, которые являются образцовыми. Для комплексного анализа подбирается текст такого автора, у которого есть чему учиться. Для самостоятельного анализа учащимся предлагаются небольшие тексты: миниатюры или фрагменты больших текстов, обладающие автономностью и признаками целого текста.

Уже в 5 классе начинаю подготовительную работу с текстом, приучая пятиклассников к первичным основам лингвистического комплексного анализа. А прежде чем приступить к анализу, надо дать детям определения некоторыхпонятий, терминов, необходимых в дальнейшем для работы. (Это и понятие текста, знакомство со стилями речи (книжный и разговорный), типами речи.

Подбираю различные тексты, небольшие по объёму, на которых мы отрабатываем умение различать стиль и тип текста.) Вначале проводится совместная работа, а затем уже даю учащимся самим проверить свои знания, попробовать себя в написании творческого задания.

На уроках в 5 классе использую вот такой план анализа текста:

1. Определить тему и основную мысль текста.

2. Выписать ключевые слова.

3. Озаглавить текст.

4. Определить стиль текста и доказать свое мнение.

5. Определить тип речи и доказать свое мнение.

Еще мне очень нравится проводить в начале урока речевые разминки. Например, прочитайте стихи С.Есенина и Л.Кэрролла (в переводе Б.Заходера).

а) Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.

б) Сверкалось… Скойкие грозды

Волчились у развел.

Дрожали в ужасе грозды,

И крюх засвиривел.

- Можно ли назвать данные стихи Л.Кэрролла текстом? (Это не текст. Нет завершенного содержания темы, основной мысли, ключевых и опорных слов.)

-А стихами? (Можно, т.к. отрывку задан ритм, есть рифма)

А стихи С.Есенина можно назвать текстом? (Это текст. Есть тема – описание зимы; основная мысль: как прекрасен зимний пейзаж. Текст можно озаглавить. У автора - «Пороша»). Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически. Лексика образная: сравнения, олицетворения, метафора)

- С какой интонацией надо читать это стихотворение? (напевно, взволнованно, чтобы передать восхищение)

- Назовите в тексте имена существительные. Какие из них употреблены в переносном значении? С какой целью?

-Есть ли имена прилагательные? Какова их роль?

Или провожу лингвистический кроссворд (хоровые ответы)

1.Древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на Земле? (Миф)

2.Два или несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (Текст)

3.То, о чем говорится в тексте? (Тема)

4.Основная мысль текста, то, к чему призывает автор? (Идея)

5.Типы речи? (Повествование, описание, рассуждение).

Такие речевые разминки занимают 3-5минут от урока, и я стараюсь их проводить не только на уроках русского языка, но и литературы.

Использую в своей работе методическое пособие «Рабочая тетрадь. Комплексный анализ текста» А. Малюшкин 5-8 класс. Оно включает различные по типу и стилю тексты, соответствующие программе по развитию речи для 5-8кл. общеобразовательной школы. Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение. Определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие умения и навыки. Некоторые тексты содержат и творческую работу учащихся.

В образовательную программу уже включены уроки развития речи: изложения, сочинение – описание, сочинение – рассуждение, сочинение по картине. Учитывая особенности программного материала и содержание учебников, я использую интегрированные уроки, которые в основном выстраиваю на основе русского языка или литературы. Совмещаемыми предметами чаще всего бывают музыка, живопись, история, краеведение, МХК. Примером является урок развития речи в 5 классе. Тема «Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом». Прошу рассказать, о чем написал художник, воспроизвести историю, рассказанную художником. Часто дети затрудняются ответить, поэтому здесь (заранее) можно дать индивидуальное домашнее задание поискового характера. И тут как раз на помощь приходят знания, полученные учащимися на уроках истории, ИЗО или самостоятельно: краткая биография художника, история его жизни, время написания картины, как оно отражено в истории и т.д. Могу отметить, что ученикам нравится проявлять себя, показывать свои знания на уроке, побыть, так сказать, в роли учителя.Где потом могут пригодиться подобные знания? Ребята постепенно научатся разбираться в искусстве. Только человек, разбирающийся в изобразительном искусстве, сможет описать детали картины, мотивы полотна, выбранные краски и композицию. Эти знания лежат уже не в плоскости языкознания, но именно эти знания помогут написать хорошее сочинение, помогут научиться составлять текст – описание.

Элементы интеграции используется на уроках русского языка при выборе текста для анализа (это научные, публицистические тексты)

На уроках литературы с 6 класса учимся анализировать не только художественные, но и лирические произведения, учимся определять проблему каждого изучаемого произведения, авторскую позицию, составлять свой банк аргументов и вести читательский дневник, куда записывают всё прочитанное как по курсу школьной программы, так и сверх неё. Это способствует формированию читательского опыта учащихся, поможет при выборе аргументов в сочинении.

На уроках в 5- 8 классах стараюсь использовать разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, составление планов (картинного, словесного), определение темы текста, определение идеи текста (выделение предложения, в котором выражается основная мысль, отношение автора к предмету речи), анализ авторского заголовка, выделение структурных частей текста (вступления (зачина), основной части, заключения (концовки), сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме.

Интересной и полезной для учащихся является такая работа, как выделение в тексте абзацев; монтаж текста из данных отдельных предложений; упражнения на определение функционально-смыслового типа речи (повествование, описание, рассуждение).

Большое внимание уделяю обучению создания творческих работ (мини-сочинение – рассуждения по поднятой проблеме; сочинение, посвященное целостному анализу произведений, создание собственных произведений по жизненным впечатлениям).

В 9 -11 классах использование лингвистического анализа текста открывает следующие возможности:

- на более высоком уровне пойдёт подготовка учащихся к созданию собственных творческих работ;

- методика, ориентированная на текст, интегративна в том смысле, что в ней взаимодействует грамматика, стилистика, психология речи, риторика.

В этих классах привлекаю тексты современных публицистов: Д. Гранина, Д. Лихачева, Ю. Лотмана и др.

Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом.

После подобной системной проработки текстов навыки связного высказывания в рамках ОГЭ и ЕГЭ позволяют учащимся создать работы, отличающиеся цельностью и выразительностью, точностью и лаконичностью, новизной анализа и индивидуальной неповторимостью. Тексты, используемые на занятиях, имеют ряд особенностей:

1. В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка.

2. В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста.

3. Предложены все виды разборов.

4. Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка.

5. Тексты напечатаны без пропусков на месте орфограмм, а вот знаки препинания не расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе анализа текста.

6. Предложенные тексты помогают решать и проблему дифференцированного обучения, поэтому задания составлены для трех вариантов: I в.- для сильных учащихся, II в - для средних, III в - для слабо успевающих по предмету. Для каждого варианта учтена степень трудности.

Работа с текстом продолжается на элективе. Мной был разработан авторский курс «Интервью как жанр журналистики». Сочинение-интервью относится к новым жанрам, которые требуют выработки собственной позиции. Ученик, размышляя о книге, о ее героях, о писателе, думает о человеке в мире, о жизни, о нравственных ориентирах, о взаимоотношениях людей.

Особая специфика этого жанра требует от учащегося специальной формы выражения: ответы на вопросы. Изложение фактов или высказывание о событии ведется от имени человека, который дает интервью. Журналист записывает и литературно обрабатывает ответы, полученные в ходе беседы. Для этого нужно обладать многими навыками. Ученик должен уметь грамотно общаться, ясно высказывать свое мнение, четко понимать речь собеседника и т.д. Приобрести коммуникативные навыки, научиться выражать свои мысли в официальном выступлении перед аудиторией, в деловой беседе в ответах на вопросы интервьюера и т.д. Все это помогает подготовить учащихся к сочинению ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Вот примерные задания работы с текстом:

1.Прочитайте вопросы, составленные для сочинения - интервью с А. Н. Островским.

Как бы вы на них ответили? Какие ещё вопросы можно до­бавить? Сформулируйте тему сочинения-интервью. Составьте вступление и заключение. Напишите сочинение.

2.Прочитайте сочинение. Соответствует ли оно жанру ин­тервью? Напишите на это сочинение рецензию.

3.Прочитайте сочинение. Что нового вы узнали о писате­ле В. О. Пелевине? Напишите отзыв об этом сочинении.

4.Прочитайте вступление к сочинению «Интервью с Рас­кольниковым» и исправьте ошибки.

5.Прочитайте текст. Соответствует ли в этом сочинении вступление и заключение основой части? Как можно начать и закончить работу?

6.Прочитайте текст. Соответствует ли он монологу? С чем вы не согласны? Составьте свой монолог.

7.Прочитайте текст. Какое сочинение в жанре интервью - монолога вы бы составили? Напишите вступление, сформу­лируйте вопрос

8.Прочитайте текст. Что бы вы в этот текст добавили, а что - убрали, чтобы получить сочинение в жанре интервью?

9.Прочитайте монолог и подготовьтесь к его художест­венному пересказу. Какие приёмы сатирического изображе­ния используются в монологе? Составьте монолог богатого по произведению «Повесть о Шемякинском суде» по образцу

10.Используя текст рассказа М. Шолохова «Судьба чело­века», продолжите монолог «прожжённого ватника» по за­данному началу. В своём высказывании ответьте на вопрос: «Почему душу Андрея Соколова никто и ничто не в силах со­греть?»

Этот курс я начинаю вести в 10 классе. Мы продолжаем собирать методический материал для написания сочинения-рассуждения. В этой папке, кроме плана сочинения и пояснений к каждому пункту плана, есть комментарии, методические рекомендации, речевые клише, примеры, банк аргументов. Процесс этот, конечно же, долгий и трудоемкий. Но результат того стоит: к концу года у каждого 11ка собирается методическое обеспечение в полном объеме: примерные тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, электронные презентации по каждому пункту плана, образцы лучших сочинений.

В 11 классе продолжается работа по формированию навыка написания сочинения-рассуждения. При изучении произведений русской классики мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и рекомендованные учителем. Проблематику определяем не только в прозаических произведениях, но и в лирических. В 10 и в 11 классах проводится самая глубокая работа по выполнению задания 26-написание сочинения. Эффективной оказывается работа по анализу сочинений одноклассников, такая работа помогает детям видеть ошибки других и не допускать подобных самим. Учит видеть структуру работы (распечатывать сочинения прошлых лет).

После того, как совместно с обучающимися разобраны и обсуждены вышеназванные проблемы, проведена должная работа, ученику легче справиться с сочинением, так как у него уже накоплен определенный практический материал. Т.о., систематическое использование на уроках лингвистического анализа текста поможет развитию речи учащихся. Выпускники средней школы научатся свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях, овладеют различными видами речевой деятельности: будут грамотно писать, бегло и осознанно читать, хорошо говорить, правильно понимать чужое устное высказывание. Использование лингвистического анализа текста на уроках русского языка с 5 класса, на мой взгляд, один из наиболее эффективных способов подготовки учащихся к написанию сочинения на ОГЭ и ЕГЭ, устному собеседованию. Работа с текстом способствует не только развитию речи учащихся, но и воспитанию эстетического вкуса, любви к родному языку.

Об эффективности моей работы говорят хорошие результаты ОГЭ и ЕГЭ 2018года.

Сравнительный анализ показывает, что результаты экзамена ЕГЭ (сочинение) в 2018 год, лучше результатов 2016г. ( Средний балл экзаменационной работы в 2016 г- 66,5 в 2018 г. - 72)

02.05.2019 09:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП