СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ТЕОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ
Актуальность исследуемой проблемы: информатизация произвела в жизни общества одно из самых глубоких изменений за всю ее историю. За последние годы произошел «информационный взрыв», который коснулся экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей, сферы права, государства и институтов гражданского общества.
Новейший опыт Казахстана в использовании информационных технологий, накопленная масса нормативных актов в сфере информатизации, бросающиеся в глаза противоречия между отдельными правовыми нормами и даже законодательными актами, неурегулированность многих сфер общественных отношений, возникающих в процессе сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, воздействие информатизации на государственные структуры и юридическую деятельность, необходимость решения теоретико-правовых проблем формирования и развития информационного общества требуют пристального внимания и дальнейшего изучения, продолжения исследований роли государства и права в современных условиях.
Поэтому дальнейшее исследование проблем информатизации в сфере государства и права приобретают особую актуальность, остроту и стратегическое значение.
Объектом исследования являются: нормативно-правовые акты в сфере информатизации.
Задачи исследований:
1) исследование понятия информации и информатизации в теории права и законодательстве;
2) обоснование существования и определение содержания информационной функции государства;
4) анализ становления, развития и современного состояния правовых основ информатизации в современном Казахстане, выявление пробелов и противоречий в ее правовом регулировании; попытка установления соответствия сложившейся практики требованиям действующего и проектируемого законодательства Казахстана, а также его соответствия международным нормам;
6) выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего процессы информатизации;
В процессе исследования изучалась фундаментальная и специальная научная отечественная и зарубежная литература, соответствующие законодательные и нормативные правовые акты, документы, материалы научных конференций, периодика, публикации и сообщения в Интернете.
Информатизация это создание информационных технологий и формирование условий для эффективного их использования в различных общественных системах, в т.ч. в сфере государства и права. Информатизация предполагает не только автоматизацию и компьютеризацию, но и процесс преобразования комплекса средств и условий развертывания информационных процессов: создание соответствующей технической базы, модернизацию экономических, организационных, социальных факторов и, конечно, необходимых правовых средств.
В сфере государства и права это целостный процесс формирования информационной среды как необходимого условия эффективного использования различными государственными и общественными системами и подсистемами ЭВМ, телекоммуникационных сетей, интегрированных автоматизированных систем управления, информационно-поисковых систем, банков данных и т.д., замена в допустимых пределах бумажных носителей информации электронными, человеко-машинными диалоговыми системами, создание новых, более эффективных моделей правового регулирования.
В связи с чем в теории государства и права назрела необходимость выделения такой основной функции государства, как – информационная, которая представляет собой основное направление деятельности государства, охватывающее всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, передачей информации во всех ее видах - экономической, правовой, научной, образовательной, управленческой и т.п.
Информационная функция государства имеет комплексный, синтезирующий характер. Важнейшими сферами ее приложения является формирование единого информационно-правового пространства Казахстана и государственных систем информации; обеспечение доступа пользователей к информации и постоянному накоплению, обновлению и распространению информационных ресурсов; укрепление разнообразных основ информатизации; обеспечение создания новых типов информационных технологий, вычислительных, информационных и телекоммуникационных средств и систем; создание целостной системы обеспечения безопасности информации; содействие международному сотрудничеству в области формирования информационного общества.
Информационное общество - это общество, в котором основными предметами труда большей части населения являются информация изнания, а орудием труда - информационные технологии. Оно представляет собой ступень в развитии современной цивилизации, характеризующуюся увеличением роли информации в жизни государства и общества, основу жизнедеятельности которых составляют информационные технологии, возрастанием доли телекоммуникаций.
В связи с формированием информационного общества весьма актуальным для теории государства становится вопрос о его соотношении с гражданским обществом и государством.
Суть гражданского общества не только в закреплении прав и свобод его членов, но и в предоставлении гражданам средств воздействия на государственную власть. Это предполагает тесное взаимодействие политической системы и гражданского общества через различные информационные каналы, а, следовательно, развитие информатизации.
Информатизация способствует более широкому обмену информацией между государством и обществом по актуальным вопросам, организации совместных действий граждан в масштабе всей страны и отдельных регионов, предоставляет возможность интерактивного взаимодействия: не только граждане получают достаточно полную информацию о деятельности органов власти, но и у последних появляется дополнительный канал получения информации от граждан. Происходит создание механизма общественного контроля деятельности государственных органов и организаций, эффективной системы предоставления государственных услуг гражданам в наиболее удобной для них форме.
Анализ истории развития нормативно-правовых актов в исследуемой области показал, что появление самостоятельных нормативных актов, регулирующих информационную сферу общества (сюда же следует отнести и нормы по регулированию процессов автоматизации в различных отраслях) относится к 1950-м гг., однако основной массив нормативных актов был принят в конце 60 - начале 70-х гг. XX в. Особенностью советского законодательства являлось наличие значительного числа ведомственных нормативных актов, ко многим из которых был ограниченный доступ. Кроме того, в связи с тем, что в те годы принципиальные вопросы развития государства определялись решениями партийных органов, зарождение принципиальных подходов к информатизации и автоматизации можно проследить по этим документам, носящим, по существу, государственно-правовой характер.
Законодательство Казахстана в сфере информации и информатизации начало формироваться с конца 90-х гг., и в настоящее время включает несколько законов, которые основываются на Конституции Республики Казахстан.Всего информационная сфера Казахстана регулируется нормативно-правовыми актами, количество которых составляет около 1500 (законы, подзаконные акты, постановления, приказы, нормативные инструкции и т.д.).
Все имеющиеся нормативно-правовые акты в сфере правового регулирования информатизации можно разделить по трем направлениям:
1) регламентирующие формирование и использование информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;
2) регламентирующие создание и применение информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
3) регламентирующие порядок защиты информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах, информационная безопасность.
Анализ существующих нормативно-правовых актов в сфере информатизации позволил выявить ряд негативных обстоятельств, которые необходимо учитывать при дальнейшей разработке ее законодательных основ.
Во-первых, правовые основы информатизации характеризуются отсутствием системы законодательного обеспечения информатизации, в законотворческой работе наблюдаются пробелы в разработке единой методологии правового регулирования отношений, связанных с информатизацией. Как результат - противоречивость отдельных норм действующих законов, слабая правовая урегулированность некоторых сфер информатизации, сложность в поиске соответствующего нормативного акта по интересующему вопросу, возможность лоббирования интересов отдельных субъектов в виду отсутствия четких списков информации, подлежащей защите. Во-вторых, действенность ряда норм оказалась недостаточно эффективной ввиду отсутствия отлаженного механизма их реализации. Следствием этого являются определенные затруднения в правоприменительной практике. В-третьих, при формировании информационного пространства Казахстана возникает противоречие между потребностями в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения определенных ограничений на ее распространение. Разрешение этой проблемы крайне затрудняется теми обстоятельствами, что до сих пор не урегулированы вопросы предоставления информационных услуг, конфиденциальной информации, а ее исследование - отсутствием статистических показателей по многим вопросам информатизации. В-четвертых, налицо определенное отставание отечественного законодательства от зарубежного, расхождение национального и международного законодательства.
Вот почему основная задача законодателя и юридической науки -не только скорейшее заполнение правовых пробелов по всем наиболее существенным вопросам информатизации, но и повышение качества иэффективности самих законов, обеспечение безопасности субъектов информатизации.
Важность и сложность проблем информационной безопасноститребует принятия кардинальных мер, выработки рациональных решений, к которым относятся:
1) разработка общей концепции защиты прав и интересов субъектов информационных отношений с учетом особенностей тех прикладных областей, в которых они реализуются. Отставание в области создания стройной и непротиворечивой системы законодательного регулирования отношений в этой сфере создает условия для возникновения и распространения компьютерной преступности, других угроз для информационной безопасности, приводит к противоречиям в правоприменительной деятельности;
2) принятие единого законодательного акта, в котором необходимо сформулировать единое определение тайны (информации с ограниченным доступом), установить общие требования к такой информации, составить перечень сведений и порядок их отнесения к различным категориям тайны, порядок хранения и использования, способы защиты, права и обязанности ее носителей и других субъектов с целью унификации правового режима различных видов тайны, порядка работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию, исключения дублирования. Ныне действующий Закон Республики Казахстан «Об информатизации» от 11.01.2007г. на сегодняшний момент является неактуальным, а множество иных нормативно-правовых актов в этой сфере не имеют единой терминологии по данному вопросу. Принятие нового закона будет способствовать устранению разночтения в применяемых формулировках и терминах информационного законодательства в целом и двусмысленности правового статуса носителей закрытой информации в частности;
3) расширение правовой защиты информационных ресурсов, не подпадающих под определения продуктов, охраняемых вещным, авторским или исключительным правом на интеллектуальную собственность, в частности динамически меняющихся баз данных;
4) введение непрерывного мониторинга действующего законодательства и оценки его влияния на реальные процессы в области обеспечения информационной безопасности.
Решение вышеобозначенных проблем позволит, сохранив все особенности информатизации в Республике Казахстан, существующие преимущества этого процесса, сократить время его протекания и избежать излишних затрат, усовершенствовать нормативно-правовые и организационные механизмы дальнейшего развития единого информационного пространства и формирования информационного общества.
© 2016, Бурякова Елена Юрьевна 1214