СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педагогическом совете

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  УЧРЕЖДЕНИИ

 

 

1. Анализ ситуации.

         Особая роль в стандартах второго поколения отводится такой области, как духовно-нравственная. Духовно-нравственный компонент является важнейшей составляющей стандартов, а в дальнейшем, возможно, станет именно той доминантой, которая позволит поменять существующую сегодня образовательную парадигму на такую, где воспитательный аспект займет достойное место.

Особое значение данная проблема представляется для России: сегодняшние процессы в экономике, политике, национальных отношениях ученые связывают, в том числе и с «духовным кризисом», кризисом человека – особым состоянием нашего общества, сутью которого является неспособность сделать следующий шаг в своем развитии, нравственно-ценностная дезориентация и опустошенность людей, прежде всего молодежи, отстраненность родителей от воспитания своих детей, вследствие необходимости зарабатывания денег любыми способами и  неуменьшающейся безработицей.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Причины  отсутствия взаимной ответственности и взаимоуважения среди современных людей могут быть устранены в процессе образования, способствующего «возвращению блага в лоно морали» (А.Разин). Поэтому с духовно-нравственным воспитанием связывается дальнейшее духовное возрождение российского общества.

С начала 1990-х годов в российской школе воспитанию отводилась второстепенная роль. Сегодня образовательные и воспитательные стратегии формирования духовно-нравственной личности вышли на первый план и являются для нашего общества, школы особенно значительными. Однако очевидно и то, что быстро решить задачи воспитания и даже выделить его цели сегодня совсем непросто. Обусловливается это тем, что воспитание – сложнейшая сфера жизнедеятельности человека и общества, а задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе имеют принципиальные отличия от стабильного: идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация общества существенно влияют на воспитание как социально контролируемую социализацию (В.Розин, А.Мудрик).

Таким образом, духовно-нравственное развитие ребенка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учебы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими, по телевидению, радио и т.д.

2. Ключевые понятия.

В связи с вышесказанным  представляется необходимым определить важнейшие понятия духовно-нравственного развития и воспитания с опорой на ведущие принципы воспитания.

Воспитание – одна из основных категорий педагогики, однако общепринятого определения нет, что объясняется отчасти его многозначностью. Воспитание рассматривается как процесс, и как ценность, как общественное явление, как деятельность, как система, как воздействие и прочее. Каждое из этих определений отражает лишь какую-то грань данного понятия, не позволяя охарактеризовать воспитание в целом. Академик А.А.Леонтьев так сформулировал этот  термин: «Воспитание – это управляемая система процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающая, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности, с другой – соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества».

Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению, самоопределению.

Следующее ключевое  понятие «развитие».  Только то общество способно двигаться вперед, где целью школы является вырастить ученика, способного превзойти своих учителей. Иначе говоря, школа не «формирует» ребенка, как гончар «формирует» глиняный горшок на гончарном круге. Она «выращивает» в нем творческие способности и потребности в творчестве, она ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, она поддерживает в ребенке все то, что связано с личностным развитием.

Развивающее образование в исконном, прямом смысле этого слова ориентировано на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя, и не только свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и способности, но именно личность.

В современной школе существует две образовательные парадигмы – формирующая и развивающая.  Развивающая парадигма выражена в системе психологических принципов:

  1. Личностно-ориентируемые принципы (адаптивности, развития, принцип психологической комфортности).
  2. Культурно ориентированные принципы (принципы образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, овладения культурой).
  3. Деятельностно ориентированные принципы (обучение деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, опоры на предшествующее развитие, креативный принцип).

Введение понятия «духовное» в определение «нравственное воспитание и развитие» требует отдельного рассмотрения.

В философских, социологических, психологических, педагогических исследованиях проблемы духовности отечественных и зарубежных ученых накоплен огромный материал, однако вместе с тем отмечается его фрагментарность, отсутствие трактовки понятия духовности как феномена, выражающего сущность человека, связующего в нем индивидуальное, социальное, культурное начала.

Ретроспективный анализ понятия духовности в отечественной практике образования показывает, что в послеоктябрьский период оно было вытеснено их педагогического лексикона, как несущее религиозную окраску и до сих пор в большинстве случаев понятие духовное отождествляют с религиозным. В религиозном понимании духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему, Горнему миру; нравственность – это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Анализ светского и религиозного понимания духовности позволил нам выделить общие составляющие этого понятия:

- нравственные качества человека, выраженные в категориях добра и любви;

- идейно-эмоциональную возвышенность присущих духовности мыслей и поступков, их вселенскую всеохватность и высокий патриотизм;

- устремленность к новому, лучшему, благородство дерзаний, воодушевленных высокой целью;

- разумное управление речью как гарантия достойных поступков личности;

- понятие и чувство прекрасного;

- совесть, чувство стыда, понимание нравственной ответственности за свое поведение перед собой и окружающими людьми;

- милосердие, сострадание, сопереживание, забота;

- интеллект, разум, знание, творчество, стремление к постижению истины;

- ориентация на сохранение устойчивого экологического развития цивилизации.

Духовность понимается и как гуманизм, составляющий ценностную основу воспитания, в котором раскрываются ключевые ценности: личная ориентированность, свобода, творчество и др.

Объединяющим началом в системе российских духовных ценностей становится идея гражданственности.

Гражданственность  определяется через понятие  национальное самосознание – то есть чувство принадлежности человека к своей стране и ее народу. Для современной России это означает принадлежность к многонациональному народу Российской Федерации, к ее гражданской нации.

  1. Цели  и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель образовательного процесса – это развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

Данная цель предполагает в том числе присвоение каждым учащимся системы ценностей. Под ценностью обычно понимаются объекты и явления как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных личностей.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся согласуются с традиционными источниками нравственности.

Присвоение каждой ценности из общей системы – это конкретная задача образовательного процесса. Таким образом, перечень задач можно соотнести с перечнем основных ценностей: общественных, регулирующих поведение людей, и личностных, образующих духовный мир конкретного человека.

Основные ценности  содержания образования, формируемые в системе общего образования,  – это:

Ценность мира – 1) как общего дома для всех жителей Земли;

                          2) как мирового сообщества, представленного разными

                                национальностями;

                          3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.

Дар слова – как возможность получать знания, общаться

Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.   

Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках  норм, правил, законов общества.

Ценность гражданственности -   осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность человечества – осознание того, что человек не только гражданин России, но и часть мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов, уважение к многообразию их культур.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. 

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и  общим представлением о современном выпускнике начальной школы. 

  1. Принципы и подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания.   

« …Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные  устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность».

                                                                    Президент РФ Д.А. Медведев.

Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.

Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению.

В работе с детьми следует учитывать следующие принципы гуманистического (развивающего) воспитания, сформулированных А.А.Леонтьевым.

  1. Принцип социальной активности. И целью воспитания, и критерием воспитания является не пассивное усвоение тех или иных норм  ценностей, которые могут быть совершенно «правильными», социально значимыми, но которые для ребенка пустой звук, голая абстракция, а способность к социальному действию, социальному поступку. Его естественная активность должна быть направлена в социальное русло, и только через такую ориентацию его «самодеятельности» возможно самонравственное воспитание.
  2. Принцип социального творчества. Действие, которое совершает ребенок, поступок, который он совершает, может быть вынужденным, не осознанным и не «прожитым» школьником, а может и должен быть актом его свободного выбора, свободного творческого волеизъявления. Этот поступок он должен совершить сам, не под давлением. В том числе не под давлением коллектива.
  3. Принцип взаимодействия личности и коллектива. Коллектив, как его трактует А.В.Петровский и его школа, есть определенная ступень развития социальной группы, а именно «группа, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности». Надо добиваться того, чтобы социальные действия школьников входили в социальную жизнь общества как ее составная органическая часть.
  4. Принцип развивающего воспитания. «Зона ближайшего  развития» (Л.С.Выготский) есть не только в обучении, но и в воспитании. Сегодня школьник сформулирует и выскажет какое-то мнение, примет решение, совершит социально-значимое действие при помощи, поддержке, пусть даже подсказке товарищей, учителя, родителя, естественно если он осознает эту позицию и примет ее как свою, иначе это будет простой конформизм. Но завтра он будет уже способен сформировать мнение самостоятельно, принять собственное решение, ответственно совершить поступок – в этом и состоит наша цель. Личностное развитие школьника предполагает опережающее его участие в деятельности коллектива. Иначе никакого развивающего воспитания не получится.
  5. Принцип мотивированности.  А.Н.Леонтьев писал» «надо готовить почву для того, чтобы вносимые в сознание человека идеи приобрели для него субъективный, личностный смысл. А для этого следует прежде всего отдать себе отчет в том, что «воспитание личности без понимания ведущих ее мотивов будет неполным…»
  6. Принцип индивидуализации. Нельзя воспитывать всех одинаково. Обратная связь в воспитании должна идти от конкретной личности, а не от внешних признаков поведения. Ребенок должен «вписываться» не в наше обобщенное и усредненное, а, следовательно, обедненное, «эталонное» представление о том, каким он должен быть, а в наше представление о том, каким этот конкретный ребенок как личность мог бы стать.
  7. Принцип целостности воспитательного процесса. Удобные педагогические абстракции («трудовое воспитание», «патриотическое воспитание» и т.п.) нельзя переносить в реальный воспитательный процесс. Как образование – не сумма предметов, а формирование единого и целостного образа мира ребенка, так и воспитание не может быть разложено, по отдельным полочкам: на одной – трудовое воспитание, на другой – этическое и т.д. У ребенка не только голова одна, но и сердце одно.
  8. Принцип единства образовательной среды.  Процесс воспитание – не дело одной только школы, и одна она обеспечить полноценное развитие личности ребенка просто не в состоянии. Ведь ребенок входит, во-первых, в другие – формальные и неформальные - общности, коллективы. Во-вторых, он является членом семьи и в этом своем качестве – постоянным объектом воспитания со стороны родителей и близких. Наконец, в-третьих, он живет в том же большом и сложном мире, в котором живем мы, взрослые, читает те же газеты, смотрит те же телепередачи, более или менее активно участвует в делах взрослых, сопереживает их радостям и тревогам, задумывается над совсем недетскими вопросами. Поэтому особая и очень важная воспитательная проблема, связанная с единством образовательной среды – это создание единой системы внутришкольного и внешкольного воспитания и образования вообще, т.е. системы, включающей общее среднее и дополнительное образование в качестве равноправных компонентов.
  9. Принцип опоры на ведущую деятельность. Такой деятельностью для подростков, например, является деятельность общения. У них постоянный дефицит этого общения, и воспитание в этом возрасте должно входить в первую очередь именно в эту нишу. В более общей форме можно  выразить ту же мысль следующим образом. Воспитание на различных возрастных этапах должно соответствовать ведущей деятельности, характерной для данного этапа, и психологическим возможностям и ограничениям, связанным с возрастными особенностями ребенка.
  10. Принцип опоры на традиции. Многонациональный характер нашей страны предполагает, что при наличии  общих для всех россиян ценностей имеет место разница менталитетов, обычаев и традиций других народов. Поэтому построение системы воспитания невозможно без учета национальных традиций народа, к которому принадлежит ученик.
  11. Заключение.

Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01.01.2015 18:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!