СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ (живопись, музыка, литература) как условие внедрения детей в художественную культуру.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция - объединение в целое каких-либо частей, понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Интегрированные занятия содержат тему или образ в одной тональности. Если речь идет о радостной, теплой, снежной зиме, то весь репертуар - и стихи, и песни, и наглядный материал, музыка для слушания и игры - должны соответствовать этому настроению. В этом случаю говорится о взаимосвязи, взаимовлиянии, взаимопроникновении (т.е. интеграции) различных видов искусств и видов детской деятельности, работающих на создание одного образа. Диапазон интегрированных занятий очень широк, например использование темы природы предполагает не только освещение того или иного времени года, но и знакомство с конкретными природными явлениями, могут быть предложены темы, имеющие патриотическую направленность, знакомство с творчеством композитора, художника, поэта. В основе интегрированных занятий может лежать не только синтез искусств и художественной деятельности дошкольников. Эти занятия могут быть наполнены другими видами деятельности: трудовой, познавательной (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование), двигательной (решение задач физической культуры). Интеграция может присутствовать и внутри одного вида деятельности, например, музыкальной.

Так, если на занятии дети привлекаются к слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, музыкальному музицированию, творчеству, то они, несомненно глубже осознают основные средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, настроение. Механизмом интеграции является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности и искусства. Интегрированные занятия требуют серьезной и систематической предварительной работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, поэтому проводятся один раз в квартал.

Воплощение эстетических чувств, переживаний и фантазий в творческой деятельности является обязательным для дошкольника целостной натуры. Ребенок мобилизует свое восприятие, художественный опыт и только что пережитое эстетическое чувство и испытывает потребность воплотить свое воображение в объективную форму.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы - как сделать чтобы занятия стали интереснее, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни я считаю интегрированные занятия.

Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на музыкальном занятии в старшей группе "Образ лебедя в музыке живописи и литературе" интересно не только проследить как по – разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить его: «Карнавал животных» К. Сен - Санса - «Лебедь», Михаил Александрович Врубель

«Царевна Лебедь», А.С.Пушкин сказка о Царе Салтане (отрывок ).

На занятие царила общая творческая атмосфера. Дети с большим удовольствием прослушивали сюиту, и с огромным интересом представляли и описывали лебедя. Насыщенность звуков сюиты передана насыщенностью красок, игра волны на море, взмах крыльев и его кружение, плавные музыкальные переходы. Сравнение живописного произведения его цвета, линий и фактуры.Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делал занятие очень динамичным и увлекательным. Постоянная смена деятельности не давала детям утомляться.

В ходе интегрированного занятия в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, пластика движений, словесное творчество, рисунки накапливаются представления и впечатления о музыки. Наше занятие проходило в форме путешествия, мы пропускали через себя запах воздуха, ощущений, включали слух, движение, пластические этюды ( движения с платочками).

Таким образом, интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми. Задача музыкального руководителя - так исполнить или преподнести произведение, чтобы ребенок был переполнен чувством восторга и желанием высказаться.

Литература:

  1. Дрезнина М.Г. Навстречу друг другу. Программа художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей. Москва, 2007.
  2. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество. Программа эстетического воспитания детей. Москва, 2000.
  3. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей. Москва, 2003.
  4. Журнал "Музыкальный руководитель", №3, 2005; №4, 2005; №5, 2006; №3, 2008; №4, 2008.

02.02.2017 15:11


Рекомендуем курсы ПК и ПП