СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Время, в которое мы живем, зачастую ставит свои ограничения. Нормы поведения диктует нам не только социальная, экологическая и экономическая обстановка, но и сложившиеся стереотипы. Эти факторы сильно влияют на психологическое состояние человека. Взрослые люди могут сдержать эмоции и найти выход из сложившихся ситуаций, которые не соответствуют желаемому, подростки же, в большинстве случаев, в отсутствии жизненного опыта и адекватной оценки окружающей среды, находят другие выходы. Одним из таких вариантов является проявление агрессии. Агрессивное поведение подростков затрагивает, с одной стороны, общество в целом, с другой, — вызывает беспокойство у педагогов и родителей. Проявление враждебности и внутренний диссонанс подростка может привести к сложным последствиям: затяжным депрессиям, росту численности суицида, дискомфортной обстановки внутри коллектива, наркомании и преступности. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что проблема подростковой агрессии касается каждой семьи и является вопросом для изучения глобального масштаба.
Цель исследования – провести диагностику определяющий уровень агрессии у обучающихся.
Объект исследования – подростковая агрессивность обучающихся техникума.
Предмет исследования – показатели проявления различных форм агрессивности у обучающихся.
Задачи исследования
Передо мной была поставлена цель, провести диагностику определяющий уровень агрессии у обучающихся.
В исследовании, проводимом на базе нашего техникума принимали участие следующие группы:
1.Группа Б-11
2.Группа П-11
3.Группа М-11
4.Группа П-21
5.Группа Б-21
6.Группа Т-31
Их возраст 15-18 лет.
В качестве мониторинга был выбран опросник Басса-Дарки разработан в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Опросник состоит из 75 утверждений(см. приложение 1), на основе полученных ответов, выявляются следующие реакции:
Реакции обида и подозрительность можно определить, как враждебные, а реакции Ф.А., Р. и В.А.- как агрессивные.
(На основе опроса просмотрим результаты диагностики обучающихся на диаграмме.)
Результаты диагностики обучающихся
Посмотрим на диаграмму и у видим, что в группах Т-31,П-21- средний уровень Ф.А., у групп П-11, Б-11,Б-21- повышенный уровень, группа М-11-высокий уровень.
Посмотрим на диаграмму и у видим, что в группах М-11,П-21 и П-11- средний уровень К.А., у групп Т-31, Б-11,Б-21- повышенный уровень.
Посмотрим на диаграмму и у видим, что в группах Т-31,П-21и П-11- повышенный уровень раздражения, а в М-11, Б-11- высокий уровень, группа Б-21-очень высокий уровень.
Посмотрим на диаграмму и у видим, что в группах Т-31, П-21, Б-21- средний уровень негативизма, а в П-11, Б-11,М-11- повышенный уровень.
Посмотрим на диаграмму и у видим, что в группах П-11,П-21,Б-11,Т-31- средний уровень обиды, а в группах М-11,Б-21- повышенный уровень.
Посмотрим на диаграмму и у видим, что у группы Б-11- высокий уровень подозрительность, у остальных групп-повышенный уровень.
Посмотрим на диаграмму и у видим, что в группах Т-31,П-11,Б-21-высокий уровень В.А., а в группах П-21, М-11,Б-11- очень высокий уровень.
Посмотрим на диаграмму и у видим, что в группах П-11,Б-11,Т-31,П-21-повышенный уровень чувство вины, а в группах Б-21,М-11- высокий уровень.
Посмотрим на диаграмму и у видим, что в группе Б-21- повышенный уровень-враждебности, а остальные группы имеют средний уровень.
Посмотрим на диаграмму и у видим, что в группах Т-31,П-11- повышенный уровень, группа П-21- высокий уровень, а в группах Б-11,М-11,Б-21-очень высокий уровень.
В результате исследования, явно видно, что вербальная агрессия достигает высокого уровня, физическая агрессия, чувство вины и эмоциональное раздражение выше среднего. Данные сравнительного анализа показали, что социально-психологические факторы как: физическая агрессия, раздражение, негативизм на вторых и третьих курсах ниже, чем у обучающихся первых курсов.
Подводя итог по данным статистикам, можно отметить, что для испытуемых подростков наиболее сильно характерны проявления вербальной агрессии и самоагрессии. Эта статистика приводит нас к выводу, что подростковая агрессия — это проблема всеобщего масштаба.
Разумеется, многое зависит от психологической атмосферы в семье, но и не малую долю ответственности берет на себя образовательное учреждение, в котором обучается подросток. При условии, что социальные педагоги и преподаватели объединят усилия с родителями, то комфортная психологическая обстановка даст ребенку понять, что поводов для проявления агрессии нет и никто не собирается ущемлять его права и оспаривать его интересы. Следовательно, одной из приоритетных задач образования должно стать разработка системы сотрудничества с родителями обучающихся и формирование у обучающихся ценностей общения с людьми, уважения к человеку и его мнению и здорового образа жизни.
Приложение 1.
Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки
Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».
Инструкция
Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».
Обработка результатов
Шкала |
Прямые утверждения |
Обратные утверждения |
Коэффициент |
Физическая агрессия |
1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 |
9, 17, 41 |
10 |
Косвенная агрессия |
2, 18, 34, 42, 56, 63 |
10, 26, 49 |
8 |
Раздражение |
3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 |
11, 35, 69 |
11 |
Негативизм |
4, 12, 20, 23, 36 |
20 |
|
Обида |
5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 |
44 |
9 |
Подозрительность |
6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 |
65, 70 |
10 |
Вербальная агрессия |
7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73 |
39, 66, 74, 75 |
13 |
Чувство вины |
8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 |
11 |
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:
По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):
Интерпретация результатов
По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Хван А.А. с соавт. предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого - привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:
Стены |
Результаты в баллах |
Интерпретация |
|
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
||
Вербальная агрессия |
Раздражение |
||
Негативизм |
Подозрительность |
||
Чувство вины |
Обида |
||
1 |
0 -20 |
0 |
низкий уровень |
2 |
20 - 30 |
0 – 14 |
|
3 |
31 - 41 |
15 – 25 |
средний уровень |
4 |
42 -52 |
26 – 36 |
|
5 |
53- 63 |
37 – 47 |
повышенный уровень |
6 |
64 -74 |
48 – 58 |
|
7 |
75 - 85 |
59 – 69 |
высокий |
8 |
86 - 96 |
70 – 80 |
очень высокий |
9 |
97 и более |
81 – 92 |
|
10 |
92 и более |
Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.
Стены |
Результаты в баллах |
Интерпретация |
|
Агрессивность |
Враждебность |
||
1 |
0 -17 |
0 |
низкий уровень |
2 |
18 – 27 |
0 – 14 |
|
3 |
28 – 38 |
15 – 25 |
средний уровень |
4 |
39 – 49 |
26 – 36 |
|
5 |
50 - 60 |
37 – 47 |
повышенный уровень |
6 |
61 - 71 |
48 – 58 |
|
7 |
72 - 82 |
59 – 69 |
высокий |
8 |
83 - 93 |
70 – 80 |
очень высокий |
9 |
94 и более |
81 – 92 |
|
10 |
92 и более |
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (
© 2017, Волантырева Елена Валерьевна 11801