СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Современные образовательные технологии в аспекте введения ФГОС в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учение – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность каждому ребёнку помогают образовательные учреждения. Одним из таких учреждений является наша Ванновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей школе обучаются дети с нарушением интеллекта. Это одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать особенности их развития. Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математика, чтение, письмо). Эти трудности обусловлены особенностями развития их высших психических функций. У данной категории детей отмечается значительное отставание в познавательном развитии.

Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая особенность развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Целью коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.

Задачи по обучению детей с умственной отсталостью:

  • дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам;
  • воспитать такие личностные качества как: честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;
  • подготовить детей к реабилитации в обществе.

Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий. Среди многообразия современных образовательных технологий я выбрала и хочу рассказать о тех, которые, на мой взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию учебного материала обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогические технологии:

I Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)

Наш век — век всеобщей компьютеризации общества. Современный ребёнок живёт в мире высоких компьютерных и инновационных технологий.

Для детей с нарушением интеллекта информация должна поступать небольшими порциями и постоянно повторяться, при этом необходимо создать эффекты, которые привлекали бы внимание учащихся

В своей практике я использую следующие типы урока:

  • урок усвоения новых знаний (компьютерная презентация);
  • урок практических занятий, отработка полученных знаний (компьютерная игра);
  • урок проверки усвоенных знаний (компьютерные тренажёры);
  • комбинированные уроки.

Приступая к обучению детей с нарушением интеллекта, я изучила большое количество методов организации учебно-познавательной деятельности. Из многообразия методов в своей педагогической практике я использую те методы, которые, по моему мнению, наиболее полно решают задачи развития детей.

Словесные методы:

  • метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов);
  • метод иллюстраций (презентаций, слайдов);
  • интернет ресурсы;
  • интерактивная доска.

Наглядные методы:

  • объяснение материала с использованием слайдов, презентаций, интерактивной доски;
  • проговаривание слайдов;
  • обсуждение фильмов;
  • рассказ (по слайдам, презентациям и интерактивной доске);
  • беседа по фильму.

Практические методы:

  • упражнения (применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса)
  • устные упражнения и письменные упражнения;
  • практические работы (использование тренажёров).

Варианты организации деятельности с презентациями:

  • объясняю тему с использованием презентации;
  • ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного материала;
  • сохраняю отдельные слайды презентации в виде рисунков и на уроке даю задание по рисункам;
  • предлагаю детям, готовую презентацию разделив её на части, даю задание подготовить сообщение по теме;
  • предлагаю детям готовую презентацию, в которой слайды перемещены. Задание – изучить предложенный материал и расположить слайды в нужном порядке;
  • даю детям задание изучить материал презентации и ответить на вопрос, указать все лишние слайды.

Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют лучшему запоминанию и закреплению пройденного материала.

II. Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

Умственно отсталый ребёнок, как и всякий ребёнок, растёт и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.

Обучение умственно отсталого ребёнка с применением здоровьесберегающих методик, имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.

Основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий

1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.

В своём классе я стараюсь создать атмосферу доброжелательности, вселить веру в силы ребенка, осуществляю индивидуальный подход в обучении, для каждого ребёнка создаю ситуацию успеха.

2. Развитие двигательной активности.

Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях специального учреждения. Я провожу беседы, классные часы, игровые мероприятия по укреплению и сохранению здоровья («Весёлые старты», «Азбука здорового питания», «Экологические забеги», «Режим дня», «Правила закаливания»)

3. Обеспечение адекватного восстановления сил.

Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления. На каждом уроке я провожу физминутки, гимнастику для глаз («Горизонтальная восьмёрка»), дыхательная гимнастику, пальчиковую гимнастику («Гномики - прачки»), гимнастика для развития кистей рук («Кулак-ребро-ладонь»), упражнения на релаксацию («Путешествие на облаке»), подвижные игры на переменах.

III. Игровые технологии

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. Мною игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Применение перечисленных педагогических технологий в процессе обучения детей с нарушением интеллекта способствует: повышению самооценки, коррекции психических процессов, совершенствованию умений и навыков, которые помогут в дальнейшей успешной адаптации в современном обществе.

Литература:

1. Журнал "Начальная школа" №11, 2010г. Статья О.А. Стригоцкая "Веселые упражнения и подвижные игры".

2. Журнал "Начальная школа" №10, 2010г. Статья Н.Н. Давлятчина "Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий".

3. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном

образовании. – М.: Коррекционная педагогика, 2004.

4. Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. Олигофренопедагогика. Издание 3 под редакцией Издательский центр "Академия". Москва 2008 г.

01.10.2017 13:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!