СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Жанры устного народного творчества на уроках биологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устное народное творчество на уроках биологии

Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоев населения, в том числе и у учащихся.

В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, стремление к знанию.

Поэтому перед школой стоит задача совершенствование процесса обучения биологии. Урок остается основной формой организации учебно-воспитательного процесса, на котором во взаимосвязи должны решаться образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Важно формирование у обучающихся активной познавательной деятельности, творческих способностей, нестандартного мышления.

Одним из условий, который будет способствовать этому, является устное народное творчество. Малые формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, могут помочь приобретать знания о природе, выявлять закономерности, испытать эстетические чувства, воспитать патриотизм и нравственные качества, связанные с художественно-образным познанием действительности.

Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, волшебные, бытовые, героические сказки, легенды.

С учётом поставленных задач проводится отбор содержания, чтобы познавательная деятельность обучающихся оказалась эффективной. Нельзя забывать о включении в урок занимательного материала, чтобы пробудить интерес к биологии.

Например, на уроках биологии можно широко использовать загадки и пословицы на различных этапах урока: для создания проблемной ситуации, для закрепления и систематизации знаний или как опережающее домашнее задание, что будет способствовать формированию и УУД.

В школах предпочтение отдается загадкам. Загадки- свод знаний и сведений народа о внешнем мире. Они требуют от отгадывающего неординарного мышления. Ведь из огромного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Есть загадки-иносказания, загадки –описания, загадки –вопросы, загадки-задачи на сообразительность, которые активизируют мыслительную деятельность. Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное, в бытие –поэзию.

Загадки, являясь поэтическим произведением, воспитывают у детей поэтическое видение мира, учат видеть сходное в несходном, в одинаковом –разное.

В школе знакомят с такими видами красноречия: пословицы, поговорки.

Пословицы-это суждение, приговор, поучение, содержится в низ вывод, обобщение.

Поговорки –часто образное переносное значение выражения, ярко характеризуют явление, предмет действительности.

Пословицы и поговорки обобщают различные явления жизни, природы, отражают отношение людей ко всему живущему и растущему на земле и часто носят назидательный характер.

В загадках идёт сопоставление с одним или несколькими предметами-заменами. Например, гриб сравнивается со стариком, с лепёшкой: «Стоит старичок- красный колпачок», « В лесу на одной ножке выросла лепёшка».

При изучении темы «Грибы» можно использовать такую загадку:

Отгадайте, что? Что можете рассказать об этом предмете?

«Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть-нет головы».

При формировании понятия « симбиоз» загадку: «Не спорю, не белый-

Я, братцы, попроще…

Расту я обычно в берёзовой роще (подберёзовик).

«Под деревце,

Под осиною

Стоит мальчик с пальчик

На нём сер кафтанчик,

Красна шапочка (подосиновик).

При изучении съедобные и несъедобные грибы объяснить поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут».

При изучении темы «Папоротникообразные. Мхи»

Загадки:

«Что растёт без цвету?» Отгадайте головоломку-загадку.

Ч

о

а

т

т

е

ц

е

У

Т

р

с

ё

б

з

в

т

?

Можно создать проблемную ситуацию, рассказав легенду о том, что в праздник Ивана Купалы, ночью у кого сердца пытливые и непугливые, шли в глухие лесные чащобы и глубокие овраги на поиски таинственного цветка папоротника. Одни утверждали, что он огненно-жёлтый, светящийся, как языки пламени в костре, другие уверяли, что тлеюще –алый, похожий на уголёк, а третьи сказывали, что он-де светится синим цветом.

Имеется ли цветок у папоротника? Каким же цветом цветёт папоротник? (ответ ищут в тексте учебника).

Загадка:

Отгадайте, что «Не сучок, не листок, а на дереве растёт»? (мох).

При закреплении темы «Плоды» даются конвертики с загадками и пословицами, поговорками.

Загадки

Маленький мужичок- Без окошек

Костяная шубка (орех). Без дверей-

Шестеро людей (яблоко)

Без окон и дверей,

Как зелёный сундучок,

В нём шесть кругленьких детей, называется…(стручок)

Стоит дут, полон круп,

Пятачком прикрыт (коробочка мака)

Берега зелёные, вода красная, рыбки чёрные (арбуз)

Одноусый дед в соломину одет (зерновка овса).

Объясните

1) Не бывать калине малиной.

2) Дерево по плодам узнается.

3) От доброго дерева –добрый плод.

Использовать можно загадки- стихи при изучении темы «Цветковые растения. Семейства». Вместо пропущенных слов в стихах вписать название растений и определить к какому семейству относится (подсказки рисунки растений будут).

У мамки дочки-

На шнурочке (усы земляники)

Голодный шмель вздыхает тяжко:

-Поесть бы кашки.

-Да вот же кашка!

Попробуй шмель,

В ней сок медовый-

Шмелям и пчёлам

Обед готовый (клевер луговой)

Цветок- напрасный

Плод опасный

А поле всё засажено (картофель)

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок-

И остался стебелёк (одуванчик)

Из растений чей портрет

выбит на монете?

Чьих плодов нужнее нет

На земной планете (пшеница).

Появились бубенчики

Белые горошки.

Распустились колокольчики

на зелёной ножке (ландыш).

Что же это за подвох?

Вдруг на дереве- горох (акация).

При изучении тем «Семейство Лилейные, Розоцветные, Сложноцветные» помогут заинтересовать на уроке детей легенды о нарциссе, гиацинте, ландыше, одуванчике, астре (Сергей Красиков. Легенды о цветах. Москва. Изд-во Молодая гвардия.1984).

В курсе зоологии

Для определения темы урока, развития понятий о систематических категориях можно предложить загадки. В процессе анализа загадки определяют названия и некоторые особенности хищных рыб, китообразных, амфибий, насекомых, пауков и червей. Определяют к какому типу, классу относятся.

Драчун и забияка,

Живёт в воде,

Кости на спине,

А щука не проглотит (ерш).

Выпуча глаза сидит,

не по -русски говорит,

родилась в воде,

А живёт на земле

Выпуча глаза сидит,

по- французски говорит,

по-блошьи прыгает, по-человечески плавает (лягушка).

Не поп, а с крестом (паук-крестовик)

Не по рыбам, а сети расставляет (паук)

Летит птица-

не крылата, не перната,

носик долгий,

голос тонкий,

кто ее убьет,

тот человеческую кровь прольет (комар)

Чего мы изредка встречаем на дороге.

Без палки ходит он, безглазый и безногий.

Боится не собак, не кошек, не коров,

А кур и петухов (дождевой червь)

При изучении темы «Класс Птицы»

Загадка-стих. Какую информацию о страусах вы можете получить их этого стиха.

Я страусёнок- молодой

Заносчивый и гордый.

Когда сержусь, я бью ногой,

Мозолистой и твёрдой.

Когда пугаюсь, я бегу

Вытягивая шею.

А вот летать я не могу,

И петь я не умею.

В пословицах подчеркивается взаимная зависимость и обусловленность явлений. Объясните, как вы понимаете пословицу «От худой курицы худые яйца».

Пословицы и поговорки, загадки на уроках биологии в 8 классе

Органы тела человека перечислите. Какая черта отличает человека от животных?

Один болтун

другой свитун,

третий едун,

два брата видаки,

а два слышаки,

два бегуна

да два брата ухвати.

Как вы понимаете поговорки?

Поговорка, рожденная из сказки : «Будто кровь с молоком» (то есть красавец).

«Тощ как хвощ», «Толст как бочка», «Умеренность-мать здоровья» (Тема «Обмен веществ. Правильное питание»).

«Факторы, укрепляющее и ослабляющие здоровье»

Береги платье снову,

А здоровье смолоду.

Где пиры и чаи,

Там и немочи.

Курить-здоровью вредить.

Быстрого и ловкого

Болезнь не догонит.

Таким образом, в связи с выше изложенным большое значение приобретают требования к современному уроку- повышение эффективности учебной деятельности, обеспечение высокой познавательной активности обучающихся.

Искусство-толчок к работе воображения, мысли, средство воспитания в человеке бережного отношения к окружающему миру. Различные жанры народного творчества способствуют осознанию человеком своей неотъемлемой неделимости, причастности к миру природы.

Элементы устного народного творчества показывают видение человеком природы, помогают познавать её, учат наблюдать за жизнью в природе. воздействуя на эмоциональном уровне.

Категория: Биология
31.08.2016 15:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!