СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте подготовительной группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел дополнительной образовательной программы. 3

Пояснительная записка 3

    1. Цель, задачи образовательной программы 5
    2. Принципы построения образовательной программы 6
    3. Ожидаемые результаты и итоги работы 7

Содержательный раздел дополнительной

образовательной программы 7

2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с программой подготовки к чтению 8

2.2.Формы и методы работы с детьми 9

2.3.Мониторинг результатов обследования детей по дополнительной образовательной программе 11

Организационный раздел дополнительной образовательной программы 11

3.1.Перспективное планирование по программе. 11

3.2. Развивающая предметно-пространственная среда 20

Список литературы 21

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка.

Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из актуальных при организации работы с детьми старшего дошкольного возраста.

О проблемах начального обучения грамоте говорили многие отечественные психологи и педагоги. О задачах формирования не только навыков чтения и письма, но и речевого развития писали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой; о психологической подготовке ребенка к письму, о необходимости формирования у него для этого побудительных мотивов говорили Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме готовности детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой показало, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы.

Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются новые стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дошкольного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 6-ти лет в дошкольном учреждении является актуальным. Проблема стала особенно актуальной в связи с модернизацией образования. Активная разработка и внедрение личностной парадигмы в образование, современная его стандартизация актуализирует решение проблемы преемственности в стандартах, программах, научно-методическом сопровождении образовательного процесса на ступенях дошкольного, начального основного и среднего общего образования. Тем самым обеспечивается непрерывное преемственное развитие ребенка на разных этапах онтогенеза.

Основу дополнительной образовательной программы составляют:

Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.

Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка – это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, – путь амплификации.

Концепция Д.Б Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”.

Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том, что в соответствии с основными принципами дифференцированной теории развития и обучения Н.И. Чуприковой, можно полностью отказаться от принятой в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, когда одно занятие посвящено математике, другое – познавательному развитию, третье – развитию речи и т.д.

В дополнительной образовательной программе каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну, которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Занятие обращено главным образом к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия.

В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.

Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.

Данная программа основывается на типовой образовательной программе дошкольного образования ЛНР и дидактических материалах подготовки к обучению грамоте с учетом пособий различных авторов: Шаеховой Р.К., Ушаковой О.С., Симановского А.Э., Новотворцовой Н.В., Каше Г.А., Агранович З.Е., Т.И. Гризик, Сухаревой Э.Л., Третьяковой Т.С., Тумаковой Г.А. и др.

1.1 Цель программы: Обучение грамоте звуковым аналитико – синтетическим методом от простого к сложному; коррекция нарушений устной речи; предупреждение нарушений письменной речи, подготовка детей к обучению чтению, письму.

Задачи программы:

  • познакомить детей с понятием «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
  • развивать фонематический слух;
  • обучать звукобуквенному анализу слов;
  • овладеть слоговым и слитным способами чтения;
  • обучать детей плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями;
  • развивать устойчивый интерес к учебным занятиям;
  • развивать понимание речи, работать над расширением, уточнением и активизацией словаря;
  • формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности ребенка на основе общения;
  • начать работу по подготовке детей к письму.

Программа предусматривает развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата, формирование умения правильно называть предметы, подготовку детей к овладению письмом.

Подготовка к письму на этом этапе предполагает развитие координации движений, знакомство с основными гигиеническими правилами письма, тренировку мелкой моторики. Безусловно, когда речь идет о тренировке кисти рук и пальцев, то подразумеваются не только мышцы рук. Доказано, что развитие кисти руки влияет на формирование головного мозга и становление речи ребенка. Тренировочные упражнения для рук логично вписываются в развитие и совершенствование операционно-технической сферы деятельности ребенка. В ходе выполнения упражнений у детей формируется произвольное внимание и определенные волевые качества.

При обучении грамоте учитываются психофизиологические особенности детей шести лет:

- внимание и запоминание в этом возрасте слабое, особенно, если учение не захватывает. Занятия выстраиваются исходя из интересов детей. Самым лучшим приемом для этого является игра;

- дети очень эмоциональны, впечатлительны. Исследования психологов показали, что ребенок лучше запоминает то, что он пережил эмоционально;

- дети чрезмерно подвижны, значит надо давать на занятиях возможность выхода энергии в движении;

- не следует перегружать детей, т.к. у них в этом возрасте повышенная утомляемость.

1.2 Принципы построения образовательной программы.

В основе программы лежат следующие принципы:

  • построения образовательной программы на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • сотрудничества с семьёй;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • бережного отношения к процессу обучения, создание условий для естественного индивидуального личностного роста;
  • совместная деятельность взрослого с детьми, основная на поиске вариантов решения проблемной ситуации;
  • организация образовательной деятельности или ее интеграция с использованием разнообразных методов и форм работы с детьми, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно;
  • принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками;
  • принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному), поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений;
  • принцип сочетание игровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности;
  • здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.

1.3 Ожидаемые результаты и итоги работы.

Систематический подход к реализации программных задач по подготовке детей к чтению приводит к таким результатам:

1. дети хорошо ориентируются в звуковой стороне речи;

2. владеют действием звукового анализа слов, состоящих из 3-4 звуков;

3. характеризуют звуки, дифференцируя их на гласные и согласные (твёрдые и мягкие);

4. сравнивают слова различных звуковых структур, используя действие моделирования;

5. подбирают слова по заданной модели;

6. анализируют речевой поток, вычленяя в нём предложения и графически записывая их.

дети должны знать:

  • различия звука и буквы;
  • различия гласных и согласных звуков.

дети должны уметь:

  • определять отдельные звуки в словах;
  • определять количество звуков в словах и их последовательность;
  • различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • определять количество слогов в слове;
  • знать термины (звук, буква, слог, слово, предложение, гласные, согласные –твёрдые и мягкие);
  • определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

2.1. .Содержание образовательной деятельности в соответствии с программой подготовки к чтению.

Обучение грамоте включает несколько этапов:

  • подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова;
  • основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Подготовительный этап обучения. На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Задачи этапа. Сформировать у детей действия протягивания, пропевания звука в слове.

Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.

Введение терминов "звук" и "слово".

Научить называть слова с заданным звуком.

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Основной этап. Знакомство со звуками и буквами русского языка.

Развитие звукобуквенного анализа слова.

Обучение чтению.

Формирование первоначальных навыков письма.

Знакомство со звуками и буквами русского языка.

Дать представление о звуках русского языка.

Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий квадрат - согласный твёрдый звук, зелёный квадрат - мягкий согласный, красный круг - гласный звук.

Показать детям связь звука с буквой.

Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.

Развитие звукобуквенного анализа слов.

Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.

Учить детей определять позицию звука в слове.

Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки

Учить правильно, соотносить звуки и буквы.

Порядок звукобуквенного анализа слова:

- называние изолированного звука;

- характеристика звука (гласный, твердый (мягкий) согласный);

- обозначение звука соответствующей фишкой;

- обозначение звука буквой;

- определение количества слогов.

Проведение звукобуквенного анализа слова. Определять, какой гласный (согласный) звук слышится в слове. Определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Звукобуквенный анализ следует начинать со слов, состоящих из 3-х звуков; затем переходить к словам состояших из 4-х звуков.

Обучение чтению. Познакомить детей с гласными и согласными звуками и буквами, их обозначающих. (А, О, У, И, Ы,Э, Т, К, Х, С, П, Ш, М, Н, Л, Р, Б, В, Ж, З, Д и др.) и соответствующих им звуков [а,о,у,и,ы,э,т,ть,к,кь,х,хь,с,сь,п,пь,ш,м,мь,л,ль,р,рь,н,нь,б,бь,в,вь,з,зь,д,дь].

Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами.

Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым). Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв. Научить самостоятельно, работать со схемой слова и предложения.

Формирование первоначальных навыков письма.

Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке и на листе в клетку. Развитие мелкой моторики рук. Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Оптимальным средством развития первоначальных навыков письма являются альбомы с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).

2.2.Формы и методы работы с детьми.

Занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся 1 раз в неделю.

На первых занятиях дети усваивают понятия слово и предложение. Затем дается представление о звуках окружающего мира. Далее дети узнают, что люди тоже умеют произносить различные звуки. Звуки речи образуются с помощью языка, зубов, губ, горла, голоса, выдыхаемого воздуха.

Изучаются звуки и буквы А, О, У, И, Ы, Э дается понятие гласный звук, дифференцируются понятия звук – буква. В это время дети учатся делить слова на слоги, запоминают правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов. Дети учатся анализировать ряд гласных звуков, определяют гласный в начале слов, в середине коротких слов (из одного слога).

Впервые с согласными звуками дети знакомятся на занятии в ноябре. Изучение начинается с усвоения того, что согласный звук образуется, когда струя воздуха встречает во рту препятствие. Сразу идет дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости.

Затем идет период изучения звуков и определенной буквы. Из этих букв и ранее изученных гласных составляются слова, доступные для чтения детям.

Всего за учебный год с детьми может изучаться 27 букв (А, О, У, И, Ы, Э, Т, К, Х, С, П, Ш, М, Н, Л, Р, Б, В, Ж, З, Д и др.) и соответствующих им звуков:

[а,о,у,и,ы,э,т,ть,к,кь,х,хь,с,сь,п,пь,ш,м,мь,л,ль,р,рь,н,нь,б,бь,в,вь,з,зь,д,дь].

Как показала практика, этого количества достаточно для того, чтобы показать разнообразие звуков и букв русского языка. Чтобы начать читать по слогам, детям вовсе необязательно знать весь алфавит. Это не тот случай, когда нужно количество.

На занятиях по подготовке детей к чтению:

  • В начале закрепляется дифференциация звуков по твердости – мягкости. Дети не отвлекаются на «звонкость» звуков; запоминают, что мягкие звуки обозначаются зеленым квадратом, а твердые – синим.
  • Звуки подобраны разные по месту и способу образования; Дети сами могут объяснит чем делается преграда для воздуха: К, Кь, Х, Хь – препятствие для воздуха создается в горле, Ш, Т, Ть – преграда языком, П, Пь – путь воздуху преграждают губы, С, Сь – воздушной струе мешают зубы и язык.
  • Звуки эти дают представление о длительности звуков: Х, Хь, Ш, С, СЬ- можно долго тянуть (как и гласные звуки), К, Кь, П, Пь, Т, Ть – очень короткие звуки, не тянутся.
  • Звук Ш и буква Ш знакомят детей с представлением о том, что согласная буква тоже может обозначать один звук (как и гласные буквы, ранее изученные)

Параллельно с изучением вышеуказанных согласных, вводятся для изучения понятия: заглавная буква, вопросительное предложение, обязательно проводится дифференциация звуков С и Ш.

Программа данного курса не перегружает детей количеством звуков и букв, но дает все начальные представления о языке.

2.3.Мониторинг результатов обследования детей по дополнительной образовательной программе

17.03.2018 15:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!