СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей
Лазарева Светлана Николаевна,
педагог дополнительного лбразования
МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей
Пуровского района ЯНАО
Аннотация
В данной статье описано инновационное развитие МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей Пуровского района ЯНАО в соответствии с Программой развития учреждения по основным направлениям: обеспечение доступности дополнительного образования детей; повышение качества дополнительного образования; повышение качества профессиональной подготовки педагогических кадров.
Модернизация образовательной системы России прошла за последние годы несколько качественных этапов, нацеленных на достижение одной общей (стратегической) цели: сформировать средствами образования поколения российских граждан, способных обеспечить конкурентоспособность страны на мировой арене в сложных, противоречивых условиях XXI века.
Образование – единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности, где инновационная деятельность – приоритетное направление. Приоритетным оно является и в учреждениях дополнительного образования. Чтобы соответствовать возрастающим потребностям педагогов и обучающихся, отвечать современным образовательным требованиям и запросам, Учреждение должно обладать новыми информационными и техническими ресурсами, находить новые возможности, органично сочетаемые с традиционными формами работы.
Необходимым элементом развития МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей Пуровского района является внедрение инновационных технологий по всем направлениям деятельности: в образовательно-воспитательной сфере, в социализации и профессиональной ориентации обучающихся, в организации досуга и развития творческой деятельности детей, в информатизации образования и компьютеризации обучения.
Внедрение инновационных технологий в работу МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей Пуровского района ведется в соответствии с Программой Развития на 2008-2013 годы, где определены роль и место Учреждения в социокультурной среде, обозначены основные проблемы и пути их решения, этапы реализации программы. Сегодня можно утверждать, что за прошедший период в Учреждении произошли качественные изменения и школа находится на пути инновационного развития.
Реализация программы осуществляется посредством конкретных мер по основным направлениям:
- обеспечение доступности дополнительного образования детей;
- повышение качества дополнительного образования;
-повышение качества профессиональной подготовки педагогических кадров.
Инновационное развитие МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей Пуровского района определяет для себя развитие по трем уровням: на уровне деятельности учреждения; на уровне развития личности обучающегося и на уровне реализации образовательных программ педагогов.
Обеспечение доступности дополнительного образования детей
1. С каждым годом расширяется, сохраняется и развивается сеть детских объединений, обеспечивающих широкий спектр деятельности и разнообразие выбора. За последние три года количество детских объединений увеличилось с 80 до 98.
Образовательный процесс организуется как на базе школы.
Организована работа по предоставлению образовательных услуг для детей.
2. В учреждении регулярно ведется мониторинг по изучению спроса на образовательные услуги детей и их родителей, а так же их удовлетворенность качеством оказываемых образовательных услуг и условиями образовательного процесса в школе.
О положительной динамике уровня формирующихся образовательных потребностей в получении дополнительного образования свидетельствует увеличение численности обучающихся.
Наиболее востребованными остаются детские объединения художественно-эстетической направленности.
3. ДДТ ведет активную работу по вопросам внедрения ИКТ в образовательный процесс.
В данном направлении осуществляется экспериментальная работа учреждения по теме: «Формирование информационной культуры обучающихся средствами медиаобразования».
Целью эксперимента является разработка и экспериментальная апробация модели образовательного процесса школы, направленная на повышение качества и доступности дополнительного образования детей через использование новых информационных и коммуникационных технологий.
Одно из направлений инновационной деятельности – эффективное функционирование информационных узлов (сайтов) в глобальной сети Интернет.
На данный момент в школе функционируют и регулярно обновляются 3 сайта в сети Интернет.
На сайте представлена информация о направлениях деятельности учреждения, работе всех детских объединений, достижениях, мероприятиях, можно получить консультацию юриста, о работе краеведческого музея и другая полезная информация.
Сайт отвечает всем современным требованиям, представляет собой не только способ обзора информации, но и позволяет проводить интерактивные голосования, рейтинги, формы связи пользователям как с учреждением, так и между собой (чат, форум и др.).
На сайте «Интернет-газета «Юность Ямала» опубликованы творческие работы юных жителей нашего города в литературном жанре, а также работы участников городского конкурса «На острие пера».
Сайт окружного дистанционного конкурса «Гостеприимный Ямал», на страницах которого размещены творческие работы обучающихся и педагогов ЯНАО.
Раздел «Дистанционное обучение» - представлена система дистанционного обучения по образовательным курсам (10 экспериментальных программ для дистанционного обучения по направлениям: основы бизнеса, ИЗО и ДПИ, английский язык, шахматы, компьютерная графика, психология, автомоделирование, экскурсионная деятельность). Система представляет собой программное обеспечение, интегрированную в портал, которая имеет весь набор инструментов для обеспечения дистанционного образовательного пространства.
Раздел «Виртуальные гастроли» позволяет пользователям просмотр концертных мероприятий проводимых шклой в режиме потокового (прямого) просмотра с сервера или возможность «скачать» данный материал пользователю.
В разделе «Виртуальная экскурсия» представлен краеведческий музей школы, музейные экспонаты.
Раздел «Календарь событий» содержит перечень мероприятий по определенным датам (праздники, знаменательные даты) и основные направления работы. Использование календаря посетителю позволят быть в курсе проводимых мероприятий, принимать участие в виртуальном тематическом обучающем курсе, который проводят педагоги ИЗО И ДПИ, посещать тематическую выставку на страницах ресурса, посетить литературную или музыкальную гостиную, а так же принимать участие в тематическом форуме. Особое внимание стоит отметить, что посещение и использование ресурсов медиобразовательного портала является бесплатным для всех пользователей локальной городской сети передачи данных, что имеет большое значение в части обеспечения доступности образовательных ресурсов.
Повышение качества дополнительного образования
Модернизация содержания и методов дополнительного образования, осуществляемая в последние годы педагогическим коллективом школы, позволила сделать определенные шаги на пути повышения качества образования, определения подходов к стандартизации условий образовательной деятельности в системе дополнительного образования детей.
Систематизировано и дифференцировано программно-образовательное поле Дома детского творчества, выстроена последовательная, логически взаимосвязанная «лестница» восхождения ребенка по ступенькам дополнительного образования, индивидуализирована его деятельность в соответствии с личными возможностями и желаниями.
Разработана и успешно применяется новая классификация образовательных программ, основанная на систематизации прогнозируемых результатов реализации образовательных программ в зависимости от уровня обучения и развития ребенка, согласно этой классификации выделены четыре уровня образовательных программ (общеразвивающий или ознакомительный; творческой ориентации; углубленного изучения и профильной подготовки; допрофессиональной подготовки). Педагоги школы в реализации своих дополнительных образовательных программ активно используют инновационные технологии такие как:
1) Технологии дифференциации и индивидуализации
2) Технология дистанционного обучения
3) Технология профильного обучения
4) Проектно-исследовательские технологии
5) Информационно-коммуникационные.
Достижение современного качества и результативности образования невозможно без эффективной целенаправленной методической работы.
Методическая деятельность рассматривается как важнейший инструмент обновления содержания образования в учреждении. Именно она обеспечивает оперативное сопровождение инновационных процессов, содействует профессиональному развитию и непрерывному совершенствованию мастерства педагогов. Любое развитие, как известно, происходит за счет нововведений, или инноваций. Такой инновацией для педагогического коллектива стала работа над Единой методической темой «Создание, совершенствование и систематизация методик изучения эффективности и результативности программ дополнительного образования детей». Результатом этой работы стала разработка и внедрение в образовательный процесс учреждения мониторинга оценки качества реализации дополнительных образовательных программ. Ко всем программам разработаны практико-ориентированные приложения для отслеживания результативности программы, которые включают в себя:
- диагностические материалы в соответствии с разделами или темами, которые представляют собой форму практических заданий, тестов, творческих заданий, письменных работ, выставок, проектов, в зависимости от специфики программы;
- показатели и разработанные критерии оценки результативности образовательной программы. Индивидуальные и групповые результаты диагностики заносятся в диагностическую карту развития обучающегося с указанием баллов, уровня освоения программы.
По параметрам мониторинга качества образования и воспитания, можно сделать вывод о положительной динамике во всех группах показателей обученности обучающихся. Успешность обучающихся в 2009-2010 учебном году составляет по данным мониторинга:
- на высоком уровне освоения программ находится 1072 человек,
- на среднем уровне – 1901,
- на низком – 381,
Всего выпускников – 575 человек. Перешли на последующий год обучения 2779 воспитанников, что говорит о высоком качестве преподавания. Отмечено снижение % низкого уровня в 2 раза (с 12% в 2008-09 году до 6% в 2009-10 учебном году).
Для обучающихся успешно освоивших программу на всех этапах обучения действует система сертификации результатов реализации образовательных программ. Так, по итогам 2009-2010 учебного года более 100 обучающихся по итогам обучения получили сертификаты, конкретизирующие их образовательные успехи и достижения.
За период с 2006 по 2011 годы 24 обучающихся связали свою дальнейшую учебу с профилем изучаемой образовательной программы.
Повышение качества профессиональной подготовки педагогических кадров
Особая роль в инновационном развитии школы отводится повышению качества профессиональной подготовки педагогических кадров. Перспективы развития своего Учреждения мы связываем с созданием автоматизированных рабочих мест, пополнением ассортимента услуг и использованием в работе новых технологий, укреплением материально-технической базы, то есть, стремлением быть открытыми в современном обществе.
В 2009-2010 учебном году обновлена и функционирует локальная сеть учреждения, куда включены все компьютеры учреждения, количество ПК на данный момент составляет 59 штук. В учебных компьютерных кабинетах функционируют внутренние локальные сети. Работает система электронного документооборота на базе локальной сети и посредством электронной почты. Связь между сотрудниками обеспечивается так же через локальный чат.
В Доме детского творчества создана система повышения квалификации и развития педагогической компетентности в условиях учреждения. В систему входят три Творческие мастерские, Единые методические дни, Программа сопровождения аттестующегося педагога, Дни информации, выставки тематического и методического характера, Школа молодого педагога. Педагоги активно повышают профессиональное мастерство через дистанционные курсы повышения квалификации. В 2008-2009 учебном году дистанционные курсы прошли 4 педагога, в 2009-2010 – 6 педагогов.
В развивающей образовательной среде учреждения созданы условия для презентации творческих достижений и трансляции педагогического опыта. Второй год подряд издается сборник методических разработок «Вектор успеха», регулярно организуются методические семинары, проведение мастер-классов для педагогов образовательных учреждений города. В 2009-2010 учебном году проведено 4 методических семинара, 12 педагогов приняло участие в городских мастер-классах.
Особое место в методической деятельности занимает обобщение опыта работы педагогов школы в печатных и электронных изданиях, участие в научно-практических конференциях (Всероссийское электронное издание ЗАВУЧ.ИНФО, Всероссийский августовский Интернет-педсовет, участие во II Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные направления в образовании»).
Повышению качественного уровня педагогического коллектива школы способствует регулярное участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства, грантовой поддержки педагогов.
Пример победителей этих конкурсов служит существенным стимулом для коллег совершенствовать свою работу по внедрению инноваций, выходить на новый уровень, самим участвовать в различных конкурсах педагогического мастерства.
Суммируя сказанное, можно отметить, что опыт школы дает убедительные основания утверждать, что система дополнительного образования детей обладает необходимым потенциалом, позволяющим осуществлять преобразования, отражающие современный социальный заказ российского общества, активно реализовывать свою роль партнера других образовательных учреждений в инновационном обновлении всей образовательной системы.
-80%
© 2019, Лазарева Светлана Николаевна 435