СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Крошка-сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?
В. Маяковский
Резкий скрежет колёс, визг мотора, пронзительный крик. Я вздрагиваю и оборачиваюсь. На проезжей части стоит худенькая девочка-подросток и виновато улыбается. Машина притормозила, водитель высунулся, пригрозил и вновь скрылся. За гаражами, стоящими поблизости, послышался отчётливый смех и топот. Тишина. Я подбегаю к девочке: " Ты как? Испугалась? " Девочка молчала, улыбка давно сошла с её лица, осталась непонятная досада, разочарование. И тут в моей голове промелькнула страшная догадка. То, о чем до этого мгновения только слышала, превратилось в объективную реальность… Вспомнился недавно просмотренный фильм, «Нерв», снятый режиссёрами Генри Джустом и Эриелем Шульманом. В основе сюжета история ребят, которые ввязались, на первый взгляд, в безобидную, но, как оказалось потом, очень опасную игру. Ребята должны были выполнять задания «наблюдателей», за что получали на свой счёт вознаграждение. С каждым разом задания становились всё страшнее, и заканчивалось всё «убийством своего лучшего друга». По традициям голливудского кино сюжет заканчивается «хеппи-эндом». Но каким бы приторным и китчевым не казался фильм, он соответствует реальным событиям, в которых многие истории уже закончились трагически.
Слава и известность любой ценой! Главное, чтобы тебя заметили, о тебе написали в социальных сетях. Сегодня во всех регионах России активно утверждают свои позиции социальные игры, своеобразные состязания со смертью. В эти игры вовлекаются дети разного возраста, дети, которые часто идут до самого конца, лишаясь самого дорого, что есть у человека – собственной жизни.
А что же моя новая знакомая? Она тоже хотела славы?
Взяв ребенка за руку, я почувствовала, несмотря на теплую, уже по-настоящему весеннюю погоду, обжигающий холод. Девочка вырвала руку и резко повернула в сторону. Я за ней, стараюсь догнать: "Постой! Да постой же, кому говорят". Снова беру её за руку и иду рядом. Она не сопротивляется.
– Давай я тебя провожу, где ты живёшь? Родители дома?
– Я провалила задание, понимаете? Теперь надо мной еще больше будут смеяться и издеваться. А домой не пойду. Им там не до меня, им всё равно. Я провалила задание!.
Кого я держу за руку? Совсем еще маленького ребенка, запутавшегося в сетях многочисленных соблазнов, не имеющего сил в одиночку выбраться из ловушки, так искусно расставленной для него современным миром.
Мы, учителя, часто в школе рассуждаем с детьми о добре и зле, что такое хорошо и что такое плохо, стараемся научить их строить свои отношения с окружающим миром на основе сострадания, красоты, гармонии. Но воспитание – это не односторонний процесс, и ребенок, выходя из стен школы обязательно должен получать подкрепление своего духовного развития в семье, в социуме. За стенами школы он сталкивается с ложью и лицемерием, жадностью и трусостью, враждой и безразличием, с обесценивание человеческой жизни. Как ребенку определиться, какую сторону выбрать? Он возвращается в семью, где у родителей ворох своих нерешенных проблем и забот, и остается один на один со своими вопросами, сомнениями, мыслями. Именно в такие моменты дети очень уязвимы и легко попадают в ловушки социальных сетей, в которых получают лишь иллюзию чувства удовлетворённости, понимания, защищённости, нужности, значимости, не требующих взамен больших усилий. Действительно, для того чтобы заработать «лайки» в сети, нужно гораздо меньше стараться, чем для увеличения рейтинга в реальной жизни. И ведь зачастую эти старания совершенно не соответствуют нравственным нормам, но почему-то принимаются и одобряются обществом. Ребёнку, с несформированными нравственными убеждениями, оставленному один на один с самим собой из этой ловушки самостоятельно выбраться не под силу.
… Мы перешли улицу и оказались во дворе, окружённом уютными домиками. Рука девочки стала теплой, но я ещё крепче сжала ладонь, как будто боялась, что моя спутница куда-нибудь исчезнет.
– Давай-ка, присядем…
– Что же делать? – откуда-то издалека послышалось мне.
Я снова погрузилась в раздумья. Что делать педагогу в столь сложных современных условиях? Не сдаваться! Воспитывать! Воспитывать детей и их родителей, без иллюзий, без розовых очков, без заискиваний и заигрываний. Приходя в школу, каждый маленький человек уже имеет свой опыт общественных отношений, определённый взгляд на действительность и, зачастую, лишённый нравственных ориентиров. Вместе с ним в школу приходит его семья, со своими взглядами, приоритетами, своими моральными устоями, со своим видением окружающей действительности, нередко идущим вразрез с видением школы, а иногда, и общества.
Трудно представить, сколько усилий, возможностей, талантов предстоит приложить педагогу, чтобы воспитать каждого ребенка. Ещё труднее бывает обратить его родителей в своих соратников, помощников, единомышленников. И всегда ли будет достигнут желаемый результат? Но, как бы ни было трудно, педагогу, вооружившись мощным оружием: педагогическим оптимизмом, нужно приложить все усилия, чтобы, объединившись с родителями ребёнка, имея терпение и понимание, идти рядом с ним по пути добра, любви, восходить с маленьким человеком «вверх», приучая его преодолевать трудности, которые часто требуют самоограничения, больших физических и моральных затрат. А главное, учить различать «что такое хорошо, и что такое плохо». Видеть скрытые угрозы, ловушки, критически оценивать этот мир и его «заманчивые» предложения.
… – У вас есть дети?
– Да, у меня дочь, наверное, твоя ровесница, и сын.
Я работаю в школе 19 лет. И вот сейчас, сидя на скамейке, согретой горячим солнцем, рядом с этой девочкой, я впервые задумалась: «А я уделяю должное внимание своим родным детям? Хватает ли им родительской любви? А если они тоже захотят поиграть в игры со смертью?» Стараюсь выкинуть эти мысли из головы.
Я считаю: важной ценностью для человека должна быть его семья. Семья, которая строится на нравственных чувствах, на любви, подлинной любви, покрывающей напряжения и конфликты. Вот он главный жизненный ориентир, главная ценность человека. К сожалению, человек теряет способность к истинной любви. А сколько детей, не познавших этого чувства сполна, сколько семей в современном мире, которые не строятся на любви мужчины и женщины. Сколько детей страдает от семейного насилия, когда для взрослых не существует понятий любви, заботы, уважения. Ввиду многих причин родителям не хватает времени на то, чтобы уделять внимание детям, узнавать, что их интересует, заботит, тревожит. Зачастую всё ограничивается повседневными вопросами: «Ты сделал уроки?», «Что получил в школе?», «Ты будешь обедать?» и прочими.
Вспомнилось мне, что очень часто беседуя с родителями моих учеников на эти темы, напоминаю о том, как важно каждому ребенку ежедневно чувствовать, что его любят, понимают, принимают таким, какой он есть, а если что-то складывается не так, как нужно, всегда есть, кому помочь измениться, исправиться, научиться. В своей практике устраиваю семейные встречи детей и их родителей в школе и за её пределами, совместно проводим праздники, выезды на природу, тематические дни. В такие моменты дети счастливы, как горят их глаза, когда они играют, соревнуются со своими родителями или просто общаются в непринуждённой обстановке. К сожалению, не все родители это понимают и принимают…
…– Да, у меня дочь, наверное, твоя ровесница, и сын, – ответила я, а про себя подумала: «Хорошо, что она сама что-то спросила, значит, готова слушать, значит, можно попробовать сказать ей что-нибудь… Вот только что?»
К сожалению, мы часто забываем о тех, кто рядом с нами. Каким бы большим ни был океан новых ориентиров, он не может удовлетворить жажду человека так, как это может сделать маленький родник, секрет которого в чистой пресной воде. Эта вода – любовь, которая питает душу человека, к которой он бессознательно стремится в течение всей жизни. Любовь – это стержень нашего существования в мире, связующее звено между взрослыми и детьми, которое удержит наших детей от любых опрометчивых поступков, потому что они будут знать и чувствовать, что они – главная ценность у тех, кто с ними рядом. И может быть, тогда любая жизненная история закончится хорошо, как в голливудском кино.
– Знаешь, я думаю, что твои родители очень тебя любят… Поверь, нет ничего страшнее, чем потерять ребенка. Пока человек жив, все можно исправить…
Тишина… Проходит минута… Девочка вытаскивает из рюкзака планшет и начинает так сильно жать на экран, что пальцы её рук побелели
– Я удалю эту игру, она мне больше не нужна. – Казалось, она навсегда хочет избавиться от того, что мешало ей жить.
© 2017, Бысик Марина Викторовна 681