СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Достижение метапредметных результатов на уроках в начальной школе (формирование РУУД на этапе целеполагания)
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.
Сегодня всем ясно, что учить по-старому нельзя. Изменилось общество, общество стало более информатизированным, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Поэтому перед школой стоит задача: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности.
Любая деятельность характеризуется наличием цели. Одним из важных этапов урока, я считаю, это целеполагание. Нельзя подходить к формулированию темы и цели формально. Так как, на данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом должен руководить учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке, что повышает мотивацию процесса учения.
Как привлечь учащихся к определению темы и цели урока? Подходов множество. В 1 классе дети могут формулировать тему и цели урока с опорой на страницу учебника, или выбирать цели, из предложенных учителем, и аргументировать свой выбор. Дети учатся на элементарном уровне отличать тему и цель урока, ставить задачи.
Урок математики 1 класс
Учитель: Рассмотрите страницу, на которой мы будем сегодня работать. Сформулируйте тему нашего урока.
Ученики: Тема урока «Выражение»
Учитель: Почему вы решили, что такая тема?
Ученики: На странице жирным красным шрифтом написано ВЫРАЖЕНИЕ.
Учитель: На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на уроке?
Ученики: Что такое выражение? Как связано с математикой выражение?
Учитель: Сформулируйте цель нашего урока.
Ученики: Узнать, что такое выражение.
Более продуктивно и осознанно проходит этап целеполагания в 3и 4 классах: дети ставят учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Урок математики 3 класс.
Дети уже знают, что такое площадь прямоугольника, умеют находить площадь прямоугольника, разбив его на квадратные сантиметры.
Учитель: найдите площадь прямоугольника, ширина которого 37 см, а длина 58 см.
Ученики: мы не сможем найти, потому что не хватает линейки построить такой прямоугольник, в тетради не поместится прямоугольник.
Учитель: мы столкнулось с проблемой. Теми способами, которые знаем, площадь не можем найти. У нас не хватает знаний для выполнения задания. Какая же тема нашего урока?
Ученики: нахождение площади прямоугольника новым способом.
Учитель: какую цель мы поставим?
Ученики: найти новый способ нахождения площади прямоугольника.
Такая пошаговая последовательная работа приводит к тому, что учитель становится организатором эффективного процесса познания, реализуя системно-деятельностный подход.
© 2017, Нуриева Рамиля Михайловна 426