СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доступность образования для лиц с особыми образовательными потребностями как социально-педагогическая проблема

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: в данной статье рассмотрена социально-педагогическая проблема – доступность образования у лиц с ограниченными возможностями здоровья во время прохождения обучения в различных образовательных организациях. Ключевые слова: инклюзивное образование, доступность, специализированные условия для «особой» категории лиц, ОВЗ, ограниченные возможности, здоровье, образование, учебное заведение. В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, в Российской Федерации активно внедряются процессы по улучшению доступной среды для лиц с ограниченной ответственностью здоровья. Доступная среда подразумевает пред собой равное положение как лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и людей, не имеющих различного рода заболеваний. Важнейшей целью государственной политики в этой области является создание условий для предоставления детям-инвалидам, с учетом особенностей их психофизического развития, равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных организациях[1]. Данную теорию затрагивают и другие нормативно - правовые документы и положения, которые регулируют, защищают и закрепляют права лиц «особой» категории.

К таким актам относят : Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ, Письмо Минобрнауки России от 16.04.2014 N 05-785 "О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса", утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн). Нормативные документы и положения должны защищать интересы и права особой категории лиц, обучающихся в различных заведениях, но, как выясняется в реальной жизни, данные лица не получают в полном объеме, то, что диктует закон. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование расценивается как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей[1]. Для создания комфортных условий обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в каждой образовательной организации необходимо иметь общий план для работы с обучающимися, за исполнением которого будет назначено определенное лицо (или круг лиц, пр. подразделение, отдел и т.д.). Конечно, в образовательной организации должен быть грамотно обученный штат сотрудников, в который обязательно должны входить должности тьютора, педагога-психолога, социального педагога (социального работника), специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов и других необходимых специалистов с целью комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья[3]. Существуют много проблем тормозящих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и не дающие получать знания в полном объеме (которые им бы хотелось иметь). Решение проблем возможно при создании требуемых условий: кадровых, материальных, технических, профессиональных и других. Педагоги – лица, работающие с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья должны быть психологически и профессионально подготовлены - проходить специальные учебные курсы, направленные на правильное взаимодействие с обучающемся с ограниченными возможностями здоровья, составлять специальные программы обучения, создавать комфортное времяпрепровождение обучающегося в образовательной организации. Поступить в высшее образовательное учреждение и стать специалистом, обрести профессию для абитуриента с ограниченными возможностями здоровья проблематично уже при выборе университета. Он сталкивается с рядом проблем: насколько это учебное заведение будет доступно для него, компетентный ли персонал и педагогический состав в учебном заведении, и т.д. А что не мало важно, так это какие правила существуют в конкретном ВУЗе и сможет ли он физически справиться с требованиями. Разброс множества социальных проблем заставляет студента с ограниченными возможностями сталкивается с трудностями, получая высшее образование. Речь не может не идти о комплексном сопровождении обучающегося во время прохождения обучения, а также его о здоровьесбережении при изучении тех или иных образовательных дисциплин. Подразумевается наличие специального оборудования, а с этим в образовательных организациях бывают проблемы. К примеру, нет пандусных съездов, либо они находятся в аварийном состоянии; отсутствие средств передвижения с этажа на этаж - лифтов, различных подъемных устройств; отсутствием в коридорах и аудиториях (классах) перил, поручней. Дверные проемы очень узкие, что не позволяет инвалидам-колясочникам перемещаться по учебному заведению. Кабинеты не оснащены согласно нормам санитарии; нет специальных мест для детей в самих аудиториях, что затрудняет действия самого учащегося, так и его сверстников. Нет специальных санитарно-гигиенических помещений для личной гигиены для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Не каждый ВУЗ ведет работу по обучению членов педагогического состава и учащихся к общению с «особыми» студентами. И те и другие не всегда представляют, как вести себя, взаимодействовать с такими обучающимися, не знают о правилах этикета и ставят в неудобное положение и себя и «особого» студента. Обучающиеся с нарушением слуха и зрения сталкиваются с более серьезными проблемами, это и отсутствие специальной литературы и учебных пособий в библиотеках образовательного учреждения, а также специальных информационный табло, по которому обучающийся смог узнать ту или иную ему необходимую информацию. Возникают проблемы с адаптацией и самореализацией обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Не всегда учитывается и тот факт, что студенту с ОВЗ нужны услуги сурдопереводчика, а также медицинского сопровождения. Стандартные программы могут быть не под силу учащемуся с ограниченными возможностями здоровья по тем или иным причинам. Возникают проблемы с адаптивными образовательными программами для «особых» обучающихся. А учебные пособия не всегда можно подстроить под адаптивную программу. Для определенных групп лиц образование может быть организовано на дому. В данной ситуации от образовательной организации также требуется грамотный подобранный персонал, компетентный для предоставления образования по адаптивным программам и умеющий эффективно владеть дистанционными образовательными технологиями. Возможно для обучающегося следует предусмотреть уменьшение часовой нагрузки, гибкое расписание, отказ от определенного ряда предметов, выбор преподавателя, пересмотр контрольно- тестирующих материалов. Конечно, все вышеперечисленные проблемы имеют место быть и на сегодняшний день. Но каждая образовательная организация пытается облегчить получение образования обучающимися с особыми образовательными возможностями. Большому количеству школ, колледжей, ВУЗов необходимо более детально прорабатывать обеспечение условий для «особой» категории лиц. Если все условия будут соблюдены в образовательных организациях, то государство перейдет на новый уровень доступности образования и эффективной социально- педагогической поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Только при ответственном подходе к выполнению всех существующих требований, слаженной работе всех образовательных организаций, педагогов и просто граждан страны, сможет привести наше государство к социальному государству, политика которого направлена на достижение каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/. – Дата доступа: 12.11.2021.

2. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/. – Дата доступа: 12.11.2021.

3. Письмо Минобрнауки России от 16.04.2014 N 05-785 "О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/. – Дата доступа: 12.11.2021.

4. Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006ринята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106 Ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.audarinfo.ru/na/editArticle/index/type_id/10/doc_id/14802/release_id/36467/. – Дата доступа: 12.11.2021

Категория: Психологу
02.11.2022 21:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!