© 2016 998
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Оперное творчество выдающегося композитора, основоположника чешской национальной классики XX века Л. Яначека в последнее время привлекает особое внимание общественности. Постановки его опер осуществляют ведущие театры мира. Среди 9 опер, созданных Яначеком, «Приключения лисички-плутовки» заслуженно пользуются особой популярностью. Эта опера создана в 1923 году по либретто самого автора по одноименной повести чешского журналиста Р. Тесноглидека, взявшего для нее работы художника С. Лолека. Юмористические истории Тесноглидека, опубликованные в газете «Народные новости», были посвящены приключениям хитрой лисы по имени Быстроушка.
Во время работы композитор изучал жизнь лесных животных в окрестностях своего коттеджа в Хуквальдах, найдя немало параллелей между ними и людьми. Это сравнение впоследствии вошло в основу оперы, где мир обитателей леса и жителей деревни подчас отражали друг друга. Впервые «Приключения лисички-плутовки» были поставлены в Брно в 1924 г. и выдержали очень много постановок в разных странах мира, были переведены на
В опере повествуется о том, как Лесничий встречает маленькую игривую Лисичку и уносит ее домой. Зверек, помещенный в конуру, тоскует по лесу, грызет веревку, царапает ребят. Тщетно пытается подросшая в неволе Лисичка поднять восстание среди кур. Но все же ей удается перегрызть веревку и удрать в лес, где она встречается с Лисом. Бор торжественно празднует их свадьбу. Но Лисичку подстерегает беда, браконьер Харашта убивает ее. Снова приходит в лес Лесничий и встречает Лисичку, как две капли воды похожую на убитую. Жизнь продолжается вечно.
Таких примеров, где мир людей, мир животных и природы тесно связаны в искусстве, великое множество. Так, в музыке XIX - рубежа XX вв., когда жил Яначек, подобные художественные решения встречаются в III ч. симфонии №1 Г.Малера, написанной по гравюре Ж. Калло «Лесные звери хоронят охотника»; в знаменитом «Карнавале животных» К. Сен-Санса; в сценических сочинениях И. Стравинского «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана»;в сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева.
В драматической оратории А.
Примеры подобного двоемирия встречаются и в литературе. Так, Карел и Йозеф Чапеки в аллегорической комедии «Из жизни насекомых» (1921) в сценках, изображающих жизнь бабочек, майских жуков, муравьев, высмеивают отрицательные черты человеческих характеров.
Ф. Кафка в новелле «Превращение» (1912) раскрывает трагедию одинокого человека перед миром абсурдной судьбы, показывает фантастическую картину преображения простого коммивояжёра Грегора Замзы в огромное мерзкое насекомое и т.д.
Возникает вопрос о причинах столь многочисленных обращений разных художников к образам животных, которые к тому же, служат выполнению столь многообразных замыслов в их произведениях.
Важнейшей предпосылкой является мифология. В ней роль животных чрезвычайно велика и определяется тем исключительным значением, которое они имели на ранней стадии развития человечества. Во многих культурных традициях они обожествлялись и, как священные, помещались на вершину социальной иерархической лестницы. У большинства народов были широко распространены мифологические представления о животных-родоначальниках человеческого коллектива, а также о животных как особой ипостаси человека. Долгое время особенности, подмечаемые людьми в мире природы, являлись наглядным образцом для установления модели жизни человеческого общества.
С древних времен до нашего времени дошли представления о возможности человека принимать облик животного. Мотив оборотничества широко и многообразно представлен в фольклоре: сказках, былинах, легендах, преданиях и т. д. Животные в сказках наделяются необычными характеристиками: они понимают человеческую речь и могут разговаривать. Зачастую они выступают как благодарные помощники и советчики героя, а иногда, как волшебный дар от умершего предка — отца или деда, — предопределяющий судьбу нового хозяина. В традиционных представлениях животные могут выступать как ипостась антропоморфных мифологических персонажей.
В традиционной культуре за тем или иным животным закрепился определенный комплекс значений и характеристик. Сложившаяся в народном сознании символика природных существ находит отражение в сферах обрядовой и бытовой жизни человека: в ряженье, приметах, толковании сновидений и т. п.
В опере Яначека все персонажи человеческого мира имеют параллель в образах мира лесного: так, у пастора двойник — барсук, у учителя — комар, у лесничихи — сова и т.д. Смешные свойства людей раскрываются в их звериных подобиях. Но Яначек менее всего собирался уподоблять людей животным. Это не романтическое, фантастически-сказочное или символистское ее видение. Он создал произведение необычайной поэтической силы, подлинный гимн природе.
Типологизация черт чешской народно-национальной культуры достигается благодаря широкому использованию интонаций моравского фольклора и жанров. Среди них первостепенная роль принадлежит польке, лендлеру, которые в опере уходят от элементарных бытовых первооснов. Они воспроизводятся с использованием достаточно сложного гармонического языка, включающего народные лады, хроматизмы, линеарность, переменные метры, полиритмию. В опере они служат важным средством симфонизации произведения.
Музыкальные характеристики персонажей «Лисички» опираются на речитативный склад, точно отражающий эмоциональное состояние героя, в них сохраняется принцип параллелизма персонажей.
Композитор запечатлел в своей опере образы природы, ее непрерывно текущую жизнь. Он воссоздал ее с такой же правдивостью, как и жизнь человека. Эта самая лучшая, самая вдохновенная опера Яначека, в которой вопреки гибели главной героини, воплощается оптимизм, неиссякаемая жизненная сила.
Литература
© 2016 998