СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДРУЖБА Ш. УАЛИХАНОВА И Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДРУЖБА Ш. УАЛИХАНОВА И Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

2015год – год 180 - летия великого сына казахского народа. Появление на исторической арене, такого всесторонне образованного ученого и передового человека, каким был Шокан Уалиханов, совпало с окончательным присоединением Казахстана к России.

Духовное наследие, которое нам оставил Ш. Уалиханов, настолько велико и ёмко, что не одно поколение черпало, и будет, черпать из него мысли и чувства, тем самым обогащать себя и наращивать свой нравственный потенциал. Шокан Уалиханов, степняк далёких окраин царской России, вобрал в себя лучшие черты своего народа.

Ш. Уалиханов – один из первых ученых в восточном регионе, чьи труды ещё при жизни начали печататься на русском языке и вызывали живейший интерес у читающей публики, получили прекрасную оценку. Некоторые переведены на английский и немецкий языки и опубликованы в западноевропейской печати. Каждый труд, каждая запись Ш. Уалиханова говорит о масштабе его личности, о значении для казахской степи его просветительской, научной, литературной деятельности, о том, что именно он стоял у истоков дружбы казахского и русского народа, тем самым способствовал взаимообогащению их культуры.

Шокан Уалиханов был знаком со многими учеными востоковедами, ссыльными революционерами. Особо яркую страницу в биографии Ш. Уалиханова занимает дружба с Ф. М. Достоевским. Русский писатель первый по достоинству оценил казахского ученого и просветителя.

Знакомство Шокана Уалиханова и Фёдора Достоевского произошло в Омске в 1854 году в доме Ивановых, в первые же дни после освобождение писателя из каторжной тюрьмы, которую отбывал по делу «петрашевцев». Как известно, после освобождения из Омского острога Ф. М. Достоевский целый месяц, а поэт – петрашевец С. В. Дуров около двух недель жили в доме Ивановых. С этим добрым семейством был знаком и Ш. Уалиханов. Во время одного из посещения дома Ивановых и произошло знакомство двух великих людей.

Когда они познакомились Уалиханову было девятнадцать лет, а Достоевскому – тридцать три. Один предстает перед нами «стройным, не очень высокого роста» юношей, «с чуть косо посаженными глазами и бровями в разлёт – густыми и широкими у переносицы и суженными к вискам» [5. С. 16], довольно успешным, выходцем из знатной и состоятельной семьи. Шокан был полон ярких замыслов и мечтаний. Это мировоззрение находилось на стадии формирования.

Ф. М. Достоевский же в свои 33 года испытал очень много: минуты прощания с жизнью перед расстрелом и замену его каторгой, четыре года омской тюрьмы. В его мировоззрении произошла ломка, переоценка ценностей. В письме декабристке Фонвизиной, написанном в том же доме Ивановых тоже в феврале 1854 года, Достоевский пишет: « Я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне эта жажда верить, тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных…». [1. С. 58].

И, тем не менее, Ш. Уалиханов и Ф.М. Достоевский сдружились. Об омских встречах новых друзей не осталось сведений, но, судя по тому, что через полтора года Уалиханов специально заехал в Семипалатинск для встречи и беседы с Достоевским, между ними были самые дружеские отношения. Как известно, по окончанию срока каторжных работ, Достоевский 2 марта 1854 г. был отправлен на бессрочную солдатскую службу и переведен в Сибирский линейный батальон, расквартированный в Семипалатинске. Здесь он прожил до середины 1859 года.

А. Е. Врангель, в то время работавший областным прокурором в Семипалатинске, во внеслужебное время занимавшийся археологией, исследованием края, быстро сблизившийся с Ф. М. Достоевским, оставил письменные воспоминания об этой встрече: «Из немногих посещавших нас последнее время лиц, помню, между прочим, заехал проездом, чтобы повидать Достоевского, молодой, премилый офицер – киргиз, воспитанник Омского кадетского корпуса, внук последнего хана Средней Орды Мухаммед–Ханафия Валиханов. Он познакомился Ф. Достоевским в Омске в доме Ивановых и очень полюбил его… Валиханов имел вид вполне воспитанного, умного и образованного человека. Мне он очень понравился, и Достоевский очень был рад повидать его…». [6. С. 43]

В первом же, после встречи, письме 5 декабря 1856 г. Ш. Уалиханов выражал теплое, искреннее отношение к Ф. Достоевскому. Сразу после получения письма Федор Михайлович написал ему ответ. Это единственное сохранившееся письмо Ф. Достоевского к Ш. Уалиханову. Оно датировано 14 декабря 1856 г. Из содержания этого письма можно сделать вывод, что Достоевский и Уалиханов стали очень близкими друзьями. Достоевский посвящал своего друга в самые сокровенные события своей личной жизни. Называет его «милый Чокан», «мой дорогой Вали–хан», «добрый мой друг». Видимо они условились встретиться ещё в Семипалатинске: «Приезжайте сюда возможно скорее, к нам, а уже в апреле непременно. Не переменяйте своего намерения. Так бы хотелось вас увидеть, да вы верно не соскучились». Но та запланированная, на весну, встреча в Семипалатинске не состоялась, они увиделись позже.

Так всего за два года знакомства молодой Уалиханов сумел завоевать расположение и любовь известного в то время писателя и общественного деятеля, который на 14 лет старше его. Между ними установились трогательные, теплые взаимоотношения, переросшие в искреннюю дружбу. Данное письмо Достоевского было написано тогда, когда Уалиханов служил адъютантом генерал–губернатора Госфорта, когда только начиналась его общественно–научная деятельность, когда только замышлялись будущие большие дела и открытия. Но уже тогда великий русский писатель предрекал высокую миссию общественного признания Уалиханова, верно оценил его незаурядные способности, видел в нем будущего ученого и просветителя.

Это единственное дошедшее до нас письмо Ф. Достоевского Ш. Уалиханову сохранилось благодаря одному из братьев Шокана, отставному поручику, обучавшемуся в своё время в Сибирском кадетском корпусе Махмуду Уалиханову. Оно было передано в рукописный отдел Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова– Щедрина [2. С. 5]

Вторая встреча Ф. Достоевского и Ш. Уалиханова состоялась уже после возращения Уалиханова из Кашгарской экспедиции. Ф. Достоевскому тогда разрешили выйти в отставку, но в Петербурге жить не позволяли, и он намеревался поселиться в Твери.

Во время этой встречи и была сделана всем известная, редкая фотография Ш. Уалиханова и Ф. Достоевского. Вот как это описано в книге И. Стрелковой «Валиханов»: «В один из майских дней Ф. Достоевский и Ч. Валиханов сфотографировались вдвоём. На карточке Ф. Достоевский в мундире, пока ещё не отданном Гейбовичу, потому что не готово штатское платье. Валиханов в том же плаще, наверное, его знобило, он не здоров. Волосы, которые он брил в бытность Алимбая, ещё не успели отрасти. И виден на карточке – да что там: выставлен на показ кинжалик из восточной коллекции Достоевского, подаренный на память, хотя есть примета, что острое дарить – к ссоре. У Чокана на фотографии погасшие глаза, набрякшие веки, замкнутое лицо, заострившиеся скулы, свисшие вниз усы. Он ещё не отошёл от пережитого, не сбросил маску Алимбая, у него что–то запеклось внутри – навсегда. В свои 23 года, недавний денди, выглядит ровесником прошедшего каторгу и солдатчину Достоевского». [6. С.45]

В один из этих дней встречи Уалиханов подарил своему другу дорожную палисандровую шкатулку для бумаг. Об этом вспоминает жена Ф. М. Достоевского Анна Григорьевна: «8 ноября 1866 г. Федор Михайлович сказал мне: «…Видите этот палисандровый ящик? Это подарок моего сибирского друга Чокана Валиханова, им я очень дорожу. В нем я храню мои рукописи, письма и вещи дорогие мне по воспоминаньям.». [6. С.45]. Об этом ящике упоминает и Шота Валиханов в своей статье «Наш Чокан». [2. С.5]. Вот что он пишет: «Это был не простой ящик, он имел двойное, потайное дно. Смею думать, что Фёдору Михайловичу удалось вывести в нем свои рукописи из семипалатинской ссылки благодаря Чокану».

Когда по пути из Семипалатинска в Тверь Ф. М. Достоевский три дня пробыл в Омске, друзья встретились вновь. Ш. Уалиханов в то время работал над своим научным отчётом, готовился к поездке в Петербург и наверняка многое рассказывал о виденном, пережитом. О кратковременном пребывании в Омске Ф. Достоевский так сообщил А. И. Гейбовичу: «В Омске я пробыл трое суток… был у старых знакомых… Валиханов объявил мне, что его требуют в Петербург и через месяц он туда едет.». [6. C.46]. Несмотря на краткость сообщения, можно представить радушие этой встречи. В письме чувствуется также искренняя радость Достоевского по поводу того, что имя Уалиханова пользуется популярностью, что его знают в Петербурге, приглашают его туда, и что «через месяц он туда едет». Ф. Достоевский не представляет своему адресату, ротному командиру А. И. Гейбовичу Уалиханова, и это прямое доказательство того, что имя Шокана было популярно и в Омске, и Семипалатинске.

По прибытию в Тверь Федор Михайлович в одном из первых же своих писем сердечным словом поминал Уалиханова. Зная, что он должен быть в Петербурге Достоевский проявляет глубокую заинтересованность в его научно–общественных делах. Из Твери 31 декабря 1859 года Достоевский писал А. Е. Врангелю: «Ягдташ же ваш и маленький кинжал (как лежавший в чемодане) я почел своею собственностью, т. к. вы мне все подарили, и, уезжая, подарил в свою очередь, между прочим Валиханову. Уж за это простите, Валиханов премилый и презамечательный человек. Он, кажется в Петербурге? Писал я вам о нём? Он член Географического общества. Справьтесь о Валиханове, если будет время. Я его очень люблю и очень им интересуюсь». [6. C. 46]. Достоевский тогда не знал, что Ш. Уалиханов всё оттягивал и оттягивал поездку в столицу. Достоевский раньше Уалиханова приехал в Петербург в декабре 1859 г., а Уалиханов в феврале 1860 г., и пробыл там до мая 1861 г.

Отъезд Ш. Уалиханова задерживался по причине его болезни (известно, что в экспедиции в Кашгар Ш. Уалиханов заболел). Генерал–губернатор Госфорт об этом писал: «Валиханов, вследствие испытанных лишений, физических трудов, неудобств и нравственных потрясений от опасностей, которым подвергался, рискуя жизнью, если бы настоящее звание его сделалось известным, о чем уже высказывалось некоторое подозрение, прибыв в Омск, сильно занемог, так что при его природной слабой организации нельзя было определить исход этой болезни, долго продолжавшееся». [6. C.47]

За год пребывания в Петербурге, Ш. Уалихановым была сделана большая работа. По поручению военно-ученой коллегии Генерального штаба он составил карты Средней и Центральной Азии. Под его редакцией были подготовлены «Карта пространства между озером Балхаш и хребтом Алатау», «Карта к отчёту о результатах экспедиции к оз. Иссык – Куль», «Карта Западного края Китайской империи» и др. Он составил материалы по географии и этнографии Казахстана и Средней Азии, выступил с докладом в императорском географическом обществе.

Ф. М. Достоевский, по приезду в Петербург, активно включился в литературную деятельность. С братом Михаилом начали большую работу по подготовке к изданию журнала «Время».

И в Петербурге Ф. Достоевский и Ш. Уалиханов встречались. Однако об этих встречах и беседах не сохранилось никаких достоверных материалов. Лишь на основе писем Ш. Уалиханова к Ф. Достоевскому, написанных после возвращения в степь, а также воспоминаний и архивных материалов, исследователи в какой–то мере восстановили характер их взаимоотношений в это период.

Почти сразу же после выезда из Петербурга в свой аул, во время следования из столицы в Сырымбет, из Петропавловска, больной Уалиханов пишет письмо Ф. Достоевскому. Письмо датировано 18 июня 1861 г. Письмо краткое, за что Шокан извиняется и пишет причину своей краткости. Этой причиной был господин попутчик Ш. Уалиханова. Исследователями установлено, что попутчиком, который Уалиханову надоел «смертельно», был петербургский денщик Сейфулмулюков, рядовой, приставленный к Уалиханову в Петербурге. Это недвусмысленный намёк на то, что царское правительство, опасаясь просвещенного Уалиханова, постоянно и строго за ним следило.

Следующее письмо Уалиханова Достоевскому датировано 14 января 1862 г. Из письма можно узнать о состоянии здоровья и занятиях больного Уалиханова, о его намерении поехать ещё раз в Петербург, получить место консула в Кашгаре, и если это не удастся, выйти в отставку и служить у себя в Орде по выбору. В письме Уалиханов интересуется общественной и литературной жизнью Петербурга, судьбой столичных друзей. Из письма понятно, что здоровье Уалиханова крайне ухудшилось. Но, не смотря на это, он был преисполнен разнообразных планов, мечтой об общественной и просветительской деятельности, воодушевлён желанием служить своему народу, любимой степи так, чтобы принести «своим родичам больше пользы, чем их безграмотные и дикие султаны». Мечта ещё раз поехать в Петербург окрыляла его, видимо, он скучал по своим друзьям, общение с которыми много давало его душе и мыслям.

Видимо на это письмо Ф. Достоевский ответил, ибо в следующем письме Ш. Уалиханов к писателю читаем: «Любезный друг, Фёдор Михайлович. Письмо твоё с известием, что скоро едешь за границу я давно получил…». Это письмо датировано 15 октября 1862 г. за срок между двумя последними письмами Шокана Достоевскому, с 14 января по 15 октября 1862 г., произошло много событий в степи и в жизни самого Уалиханова, что и получило отражение в этом письме. В этом письме чувствуется настроение: усталость и разочарование. Вызвано это было тем, что Ш. Уалиханов проиграл на выборах на должность старшего султана Атбасарского уезда. Проиграл лишь потому, что не хотел и не умел давать взятки. Что дальше делать? И на этот вопрос Шокан спрашивает ответ у Ф. Достоевского, совета как же поступить. До сих пор неизвестно, был ли ответ Ф. Достоевского на это подробное письмо. Если был, то видимо, утерян после смерти Уалиханова, как и многие другие письма и бумаги.

Почти два месяца спустя, после этого письма Достоевскому, Уалиханов пишет письмо А. Н. Майкову, где есть строки и о братьях Достоевских: «Что делают Достоевские? Они редко пишут, в чём я, впрочем, сам виноват, потому–что редко отвечаю. Как их журнал идёт? Кажется хорошо, судя по объявлениям на продолжение издания.».[6. C. 46] На основе этого можно сделать вывод, что Уалиханов никогда не терял из вида Достоевского, всегда интересовался его делами.

Когда Гутковский, весной 1863 г., получив отставку, собирался в Петербург, Шокан решил через него передать рекомендательное письмо – записку Ф. Достоевскому. Вот его текст: «Давно не имею от тебя никаких сведений, любезный Федор Михайлович. Жив ли ты? Впрочем, если бы ты умер, то написали бы о том в газетах. Поэтому надо полагать, что ты жив, но забыл нас, живущих и вопиющих в пустыне киргизской. Я буду в Петербурге с первой зимней дорогой. Кланяюсь Михайле Михайловичу с его семейством, Исаковым, Майковым и всем, которые меня помнят». [6. C.47]

Это последнее, дошедшее до нас письмо Ш. Уалиханова Ф. Достоевскому. Возможно, были ещё письма, такое предположение можно сделать из выдержки ещё одного письма, в этом случае А. Е. Врангеля Ф. Достоевскому, которое датировано 10 ноября 1864 г. из Копенгагена «…где Валиханов? – дайте мне его адрес; … передайте привет Полонскому и Майкову». [1. С.61] На основе этого можно предположить, что в конце 1864 г. Ф. Достоевский и Ш. Уалиханов поддерживали связь.

В апреле 1865г. Шокана Уалиханова не стало. Так не сбылась его мечта ещё раз поехать в Петербург, болезнь и не понимание родных, произвол чиновников привела Уалиханова к такой преждевременной и такой ранней смерти. Шокан Уалиханов прожил до обидного мало, всего 29 лет. Но оставил после себя кладезь ярких мыслей и суждений. Как правильно и точно назвал его С. Муканов – промелькнувший метеор. «Полет» Шокана Уалиханова был коротким, но он оставил большой след в истории не только своего народа, а во всей мировой истории.

Если попытаться ответить на заданный вопрос, что могло связать Ш. Уалиханова и Ф. Достоевского, совершенно разных на первый взгляд людей, то сразу находишь ответ – гуманизм, любовь к Родине, стремление к знанию и самопознанию. Смыслом жизни для них было служение народу. Как перекликаются и взаимно дополняют друг друга их мысли «…Для правильности роста и развития народа необходимы, прежде всего, свобода и знания.» (Ш. Уалиханов), «Поручение», которое жизнь дает каждому человеку, высшая цель, которой обязан служить каждый человек, в сущности, проста: пройти свой путь так, чтобы добыть счастье всем людям, нынешним и будущим». (Ф. Достоевский)

Список использованных источников

  1. Белов, С. В. Федор Михайлович Достоевский: Книга для учителя / С. В. Белов. - М.: Просвещение, 1990.
  2. Валиханов, Ш. Наш Чокан / Ш. Валиханов // Казахстанская правда. – 2003. - 17 января. – С. 5.
  3. Валиханов, Ч. Полное собрание сочинения Т. 5 / Ч. Валиханов. - Алматы : «Ғалым», 1968
  4. Марков, С. Идущие к вершинам / С. Марков. - А-А. : «Жазушы», 1981
  5. Муканов, С. Промелькнувший метеор / С. Муканов. - Алма-Ата : «Жазушы», 1958
  6. Сатпаев, Ш. К. Чокан Валиханов и русская литература / Ш. Сатпаев. - А-А. : «Жазушы», 1986
Категория: История
18.10.2016 17:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!