СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание детей на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно – нравственное воспитание обучающихся МОУ «Лужбелякская основная общеобразовательная школа» на уроках математики

Воспитание молодого поколения — исключительно серьезное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы системы воспитания сегодня все более настойчиво внедряются принципы гуманизма, а в современном образовании и воспитании реализуются тенденции гуманизации и гуманитаризации образования.

Всё лучшее в человеке даётся воспитанием. Воспитание - великое дело: им решается участь человека. (В.Г. Белинский) Каждый человек - это личность, каждая личность это целый огромный мир. Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности.

Цель: показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление духовно-нравственного воспитания.

Задачи: - Сохранение духовно- нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, истории малой Родины и страны.

-Организация жизнедеятельности обучающихся.

-Изучение истории, культуры, природо – экологического своеобразия Республики Марий Эл, России.

-Оказание помощи пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны, шефство над младшими.

Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В школе разработана программа внеурочной деятельности, которая направлена на разностороннее развитие обучающихся. Она включает в себя направления (Общеинтеллектуальное, духовно – нравственное, художественно – эстетическое, спортивно – оздоровительное)

К средствам духовно - нравственного воспитания относятся книги, живое слово учителя, участие в мероприятиях. Изучение личности осуществляем через анкетирование, классные часы, групповые, индивидуальные беседы. Далее важно в воспитании положительное отношение к ребенку, как со стороны семьи, так и со стороны учителя. В результате изучения личности в воспитании складывается личностный подход, который позволяет каждому ребенку занимать активную личностную позицию в деятельности класса. Классные руководители много времени уделяют беседам о доброте, милосердии, сострадании, счастье. На классных часах проводятся духовно – нравственные беседы. Например: «Мудрые о вечном» (9 класс, 7 класс), «Быть человеком» (8 класс), «Будьте добрыми и человечными» (5 класс, 6 класс). Классные руководители на классных часах знакомят обучающихся с традициями своего народа. С обучающимися проводим анкетирования по духовно-нравственному воспитанию. Не только на словах ребята учатся трудолюбию, милосердию, состраданию, взаимопомощи, но и показывают на деле. Проводим операцию «Забота», посвященную дню престарелых людей, неделю Добра, шефствуем над малышами детского сада «Улыбка».

Обучающиеся 4 класса изучают новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», где знакомятся с основами православной культуры, её ролью и значением в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям. Кружок «Крылья» по религиозной культуре посещают обучающиеся 4 - 5 классов, которые активно принимают участие в районном православном фестивале «Свет Христова Рождества», «Пасхальные радости». Под руководством руководителя кружка Клёновой Лидии Николаевны и Абрамовой Ларисы Яковлевны посетили Мироносицкий женский монастырь село Ежово, побывали в Шереметевском замке. Принимаем участие в конкурсе рисунков «Христос Воскрес», проводим праздник «Кугече пайрем»(26.04.2011г), принимаем участие на крестном ходе п. Оршанка – д. Большая Орша. Иванова Диана вышила крестом - икону Божьей Матери. В 2013 году провели КТД «Вербное воскресенье». Обучающиеся всех классов и родители приняли активное участие: девятиклассники выполнили буклеты по истории праздника, по народным приметам; шестиклассники изучали обычаи, традиции Вербного воскресенья; обучающиеся 7 и 8 классов разучивали песни, танцы; пятиклассники и обучающиеся начальных классов выполнили проект «Пасхальное яйцо», разучивали игры, рисовали рисунки.

Ежегодно оказываем помощь в благоустройстве родника в д. Малый Кугланур, сотрудничаем с церквью прпп. Зосима и Савватия, участвуем в конкурсе детского творчества «Красота божьего мира», в конкурсе рисунков «Мой родной храм», конкурс фотографий «Доброта глазами детей», Пуртова Юлия – победитель конкурса фотографий «Природа глазами детей» в номинации «Уголок родного края», Пирогова Анна в номинации «Редкий кадр» - призёр.

Становлению общечеловеческих ценностей в сознании обучающихся способствуют мероприятия, посвященные Дню великой Победы. Не забываем ветеранов Великой Отечественной войны и тыла, организовываем по возможности встречи с ними как в школе, так и с выходом к ним домой. На праздники и торжественные даты возлагаем венки, гирлянды к памятнику воинам и на могилу участника Афганской войны Пайметову Виталию Филлиповичу. В школе в честь воина – интернационалиста установлена мемориальная доска.

Составляя беседы и классные часы к Победе в Великой Отечественной войне творческая группа детей и педагогов создали фильм о ветеране Игнатьеве Василии Степановиче «Один из ста одиннадцати». Фильм инициирует детей на выражения своих положительных эмоций и благодарности ветерану за мирное небо над головой. Ложкина Ольга Фёдоровна с обучающимся 7 класса провела классный час «Помним и гордимся», где дети рассказывали о своих дедах. Исследовательскую работу о ветеране Игнатьеве Василии Степановиче выполнила обучающаяся 8 класса - Пушкина Алина. Изготовлены штендера дедов, прадедов обучающихся. В реализации проекта «Помним и гордимся» Айбердин Альберт Аликаевич выступил с презентацией «Время выбрало нас», посвященной воинам – интернационалистам Оршанского района, а с песнями – хор ветеранов «Ивушка».

Обучающиеся выполняют проектные и исследовательские работы, с которыми выступают на районных и республиканских конкурсах. «Моя страна – моя Россия» республиканский конкурс, где стали призёрами, «Спорт, здоровье, красота» - призёр, проект «Наш цветущий двор» - в районе - победитель, объявлена благодарность за активное участие в районном конкурсе социальных проектов «Я – гражданин России» (по оформлению школьного стенда, посвященного воинам – интернационалистам.)

Быть патриотами своей нации и своей страны, защищать Отечество. Данное нравственное правило поможет детям любить свою Родину, свой народ; оно направлено на внедрение в сознание чувства гордости за принадлежность именно к этой стране. Через соблюдение этого правила дети должны вырасти патриотами, готовыми защищать свое Отечество при любых условиях. У детей должны быть развиты такие нравственные добродетели, как чувства чести и достоинства. В нашей школе патриотическое воспитание осуществляется по этому нравственному правилу. Февраль месяц – месячник военно-патриотической работы «Защитники Отечества». Традиционно в школе проводятся праздники и конкурсы ко дню защитника Отечества «Сразимся, джентельмены». Обучающиеся участвуют в конкурсе юных чтецов «Живая классика». В районном конкурсе победителями стали обучающиеся 4 класса Кладовикова Дарья, Сметанин Николай, Русинов Илья с инсценировкой «Солдатская каша». Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию в наших детях высоких нравственных качеств: патриотизм, гражданственность, доброту, отзывчивость, благодарность, ответственность.

Считаю, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, среди подростков процветает курение, наркомания. Поэтому на духовно-нравственное воспитание надо уделять большое внимание не только в воспитательной работе, но и на каждом уроке, в том числе и математике. Я на своих уроках реализую данное направление через решение практических задач. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого, сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение. Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге нашего народа. Под понятие «нравственного здоровья» можно составить различные уроки на тему «Вредные привычки» с заданиями на проценты, «Урок-спорт» с заданиями по данной теме, связанные с известными именами спортсменов, датами, событиями. Формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию. Многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае, стране, ее законах. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания вообще, нравственного и трудового в частности. Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи помогают ученику усвоить теоретический материал, делают курс математически более интересным, вызывают потребность в новых знаниях и умением самостоятельно их приобретать. Наряду с решением готовых текстовых задач обучающиеся должны учиться преобразованию и составлению, т.е. творческой работе над задачей. При этом текст задачи целесообразно дополнять краткой информацией по теме, отраженной в условии задачи.

5 класс. Тема: «Действия с дробями». Задачи, посвященные Победе в Великой Отечественной войне:

Задача 1: От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и ночей. Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева кургана?

Одним из ведущих направлений формирования духовно-нравственного сознания детей является краеведение. Школьное краеведение помогает воспитывать у обучающихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение - это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный. Остановлюсь на возможности использования краеведческого материала на уроках математики. В краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа - это уже прерогатива математики. Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Мы любим нашу Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Как относится народ к своему Отечеству, видно из такого жанра, как устное народное творчество.

Выполнив задание, вы прочитаете пословицу

а) 0,71 + 0,8; д) 1,8 +0,1; и) 22,9 8– 2,4; н) 8 – 2,7; с) 6,86 * 3;

б) 2,3 + 2,2; е) 17,02 + 3,56; к) 5,35 – 3; о) 3,5 -1,7; т) 1,9 * 1

в) 5,4 + 1,3; ж) 12 + 1,2; л) 3,78 – 1,78; п) 9,863 -0; у); 0,3 * 6;

г) 0,32 + 0,47; з) 3,09 + 2,21; м) 1 – 0,3; р) 18,62 -18,62; ф) 0,18 * 10;

х) 0,52 * 100; щ) 18 : 4;

ц) 5 * 0,9; ы) 12,3 : 3;

ч) 60 * 0,4 э) 9,4 : 4;

ш) 4,7 : 2 ю) 1,4 : 0, 7

0,7

1,8

5,3

2

2,35

13,2

134,31

20,58

0,79

1,9

20,58

6,7

4,5

1,51

У

Е

М

Ь

Т

-

М

А

И

Н

А

Д

О

Р

24

4,5

2,35

1,8

4,1

2

2,35

4,5

20,58

52

1,8

1,9

9,863

0

С

О

Т

Е

Я

Ь

Т

О

А

П

Е

Н

Й

З

Ответ: Родина – мать, умей за нее постоять.

Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

Для примера можно рассмотреть такую задачу: «Один гектар зеленых насаждений способен отфильтровать за год из воздуха 70 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтруется за год на площади в 10 га? 100 га? n га? Узнайте:

а) площадь зелёных насаждений школьной территории?

б) сколько тонн пыли они могут очистить из воздуха вокруг вас?»

Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

На своих уроках я использую такие задачи:

В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?

Вторые вопросы в данных задачах формулируются с воспитательной целью.

«Человек на то имеет разум и науку, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия» К.Э. Циолковский

Также на своих уроках провожу работу по борьбе с вредной привычкой подростков - курением. 5 класс Повторение

1. Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут. Сколько дней из каждого года теряет человек, выкуривающий в день 20 сигарет? ОТВЕТ:30 дней 10 часов

2. Если средняя продолжительность жизни в России около 60 лет, то на сколько ее сокращает курильщик, выкуривающий в день 20 сигарет? ОТВЕТ: минимум на 6 лет

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Если кто-то из ваших близких курит, выясните, сколько сигарет они выкуривают в день и на сколько они укорачивают свою жизнь.

3. Какую сумму мог бы сэкономить человек, бросивший курить только за один год, если стоимость одной пачки сигарет 25 рублей, а выкуривает он ее за два дня? ОТВЕТ:4562,5 руб

4.При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40-60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,9 мг? Сколько сигарет необходимо выкурить, чтобы в организм попала смертельная доза яда?

Решите примеры и расшифруйте, какие отравляющие вещества попадают в организм вместе с табачным дымом.

0,2 7,28х50

91,6х4х0,25

0,125х8х5,49

0,4х7,2х5х0,02х25

0,5х12,5х0,538х20х0,8

2,3х7,9+7,7х7,9

14,5х3,8-14,5х1,8

17,2х8,5+17,2х91,5

64,08х0,02-4,08х0,02

44,16х6,08+6,08х55,84

91,6-ацетон, 608-цианид водорода, 172-РТУТЬ, 29-кадмий, 538-мышьяк, 72,8-окись углерода, 1,2-аммиак, 5,49-свинец, 79- формальдегид, 7,2-толуол

Прочитайте выражения, найдите их значения и узнайте самые распространенные внешние проявления курения.

(х+у)2,если х=5,84, у=7,06

Х22,если х=4,7, у=3,2

Х33,если х=0,7, у=0,3

(х-у)3,если х=5,8, у=4,9

0,729-разрушение зубов; 11,64- подвижность;0,316-неприятный запах изо рта;

3,16-румяные щеки;116,41-ранние морщины; 1,85-выносливость ;11,85-серый цвет лица

6 класс Повторение

1. Неразумный молодой человек выкуривает в день пачку сигарет по цене 40 руб. Какой процент своего месячного заработка он тратит на сигареты, если он зарабатывает 8 000 рублей в месяц?

2. 0,4 из 30 учащихся шестого класса считают, что курение приносит сильный вред организму, 5/9 оставшихся не собираются никогда в жизни пробовать курить, еще шестеро испытывают неприязнь к курящим. Сколько человек из шестого класса не сформулировали свое отношение к табаку? К какой группе отнесешь себя ты?

3. Одна сигарета содержит до 2,1 мг. никотина, яда более сильного, чем стрихнин. При курении дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда-40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе этой комнаты?

ОТВЕТ:14 мг; 35%

Педагогический коллектив школы стремиться создать благоприятные условия для всестороннего развития личности каждого ученика, отводя определенную воспитательную роль учебно-познавательной деятельности. На уроках, в учебной деятельности, учителя-предметники формируют научное мировоззрение обучающихся. Это находит продолжение и во внеклассной работе, во внеурочных занятиях. Традиционными стали в школе предметные недели, декады. В рамках, которых учителя используют различные формы внеурочной деятельности: предметные олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, устные журналы, выпуск газет и т.д.

Категория: Математика
09.03.2015 19:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!