СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Духовно – нравственное воспитание и образовательный туризм
младших школьников
(из опыта работы с учащимися 2 - 3 классов во внеурочное время)
Шарыпова Т.А.
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 43 г. Томска
В федерально государственных образовательных стандартах общего образования II поколения,
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России важнейшей целью и приоритетной задачей общества и государства обозначено воспитание,становление и развитие высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России.
Духовно – нравственное воспитание предполагает становление отношений ребёнка к Родине, обществу, людям,к своим обязанностям, к самому себе,и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Прошлое столетие – это взлёт научно-технического прогресса.
Современного человека явно преследует дефицит времени. Технические искушения как телевизор, компьютер и сотовые телефоны стараются сократить количество времени на живое общение их с родителями, сверстниками.
В начальной школе мы много говорим о любви к Родине, о любви к ближнему, о душе человека.
Детский возраст – наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному и духовно нравственному и духовно – нравственному развитию. Формирование духовно – нравственных качеств немыслима без приобщения к ценностям духовным, а значит религиозным той религии, в условиях которых и формируется как отдельная личность, так и в целом государство и его культура. В образовательном туризме важно выбрать материал, методы и приёмы работы, которые могут вызвать интерес и приобщить ребёнка к исследовательской или познавательной деятельности, задеть не только разум, но и душу, сердце.
Образовательный туризм может стать такой точкой соприкосновения прекрасного и неизвестного для ребят. Цель таких поездок:
Вспомнив народную мудрость: « Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать» на родительском собрании решили поехать с детьми на осенние каникулы в Санкт – Петербург. Встретились с представителем экскурсионного бюро, подобрали экскурсии соответствующие возрасту. Дети с нетерпением ждали этой поездки.
Появилась проблема, чем вовремя поездки занять детей в поезде. Решили провести шахматно – шашечный турнир, научили играть в игру «Садовник», попросили взять с собой книги, игрушки.
И вот мы приехали! Провели обзорную экскурсию по городу. Нас расселили в гостинице.
Начались экскурсии. Мы посетили «Храм Спас – на - Крови», Петропавловскую крепость, школу Филиппка, Свято – Троицкую Александро– Невскую Лавру, музей воды, Эрмитаж, побывали на балу во дворце Марии Фёдоровны.
Интереснейший храмСанкт – ПетербургаСпас – на – Крови. Красивейшая яркая церковь, основанная на месте, где был смертельно ранен российский император Александр II.Именно этот государь, воспитанный в идеалах добра и справедливости, освободивший крестьян от крепостной зависимости испытал на себе ужас революционного террора.Атмосфера этого музея вызвал восторг у детей.
В Петропавловской крепости они услышали историю этой крепости, узнали о монетном дворе, о храме, который находится на территории крепости. Ребятам довелось услышать выстрел пушек, посмотреть военный парад. Испытать чувство гордости за своих ребят, ведь рядом была слышна иностранная речь.
А сколько было волнений перед сбором на бал. Познакомились с правилами поведения светского общества на балах, узнали язык веера. Им повезло, их надевали на бал, так же как когда-то собирали девушек и маленьких девочек на бал. В зале для танцев с ними разучили несколько танцев, и они танцевали их с «нашими гусарами». Мальчики узнали о манерах поведения гусар
Перед Казанским собором находится памятник Кутузову. Экскурсовод рассказал им об этом полководце и что он был погребён в склепе собора в 1813 году, здесь же были помещены 107 французских знамён, 93 ключа от французских крепостей и городов, захваченных русскими войсками.
В Зимнем дворце находится музей Эрмитаж. Там представлены интереснейшие коллекции памятников культуры и искусства античного мира, Западной Европы, России, стран Востока, археологические и нумизматические собрания.
Учитывались и интересы детей, посетили по их просьбе зоологический музей, совершались вечерние прогулки. Во время поездке внимание уделялось и здоровью детей. Посетили аквапарк, где была видна забота друг о друге, и как они оказывали помощь.
Очень понравился музей воды.
В школе Филиппка дети узнали о жизни крестьян в деревне, о трудной доле детей. Удивились, что игрушки были деревянные и им их делали родители. Поиграли этими игрушками. Посидели и за партами городской школы. Узнали, что раньше были школы для девочек и мальчиков.
Ребята первой туристической экскурсией были довольны. У них было столько впечатлений. Они фотографировали сами, и их фотографировала наша учительница Горбачёва О.Л., учитель математики. Родителям тоже понравилась наша поездка (по рассказам детей и фотоотчёту,предоставленному каждому родителю)
После поездки дети писали сочинения,вместе со мной,уителем математики Горбачёвой о. Л. И родителями готовили презентации и выступали на различных конференциях.
На летних каникулах я с небольшой группой ребят и мамой Евгении совершили перелёт в Москву.
В Москве мы побывали в Кремле, на Красной площади, посетили собор Василия Блаженного, побывали в Царицыно,
Московский Кремль - древнейшая часть
Яркий и нарядный, Покровский или Собор Василия Блаженного является символом столицы и страны в целом, а также объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Находится он на Красной площади города Москвы.Архитектурная композиция дополнена выложенными из белого камня крылечками. Все церкви объединены двумя галереями: внешней и внутренней, которые в 17 веке были расписаны растительным орнаментом, символизирующим виноградные лозы Райского сада. Строили храм русские зодчие – Постник и Барма (существует версия, что это один и тот же человек Постник Яковлев, имевший прозвище Барма). Существует еще одна легенда, согласно которой Иван Грозный велел ослепить Постника, дабы он нигде и никогда больше не смог построить такой же красоты. Но это вряд ли является правдой, поскольку имеются документы, согласно которым Постник принимал участие в создании Казанского кремля уже после строительства Собора Василия Блаженного.
Структура собора состоит из восьми храмов, которые сгруппированы вокруг столпообразной 65 метровой церкви находящейся в центре композиции. Престолы восьми храмов освящены в честь православных праздников, приходившихся на дни побед в битве за Казань. Центральная церковь освящена в честь Покрова Божией Матери. Все эти девять храмов построены на одном фундаменте, имеют створчатые внутренние переходы, и увенчаны луковичными куполами.
В 1588 году к Покровскому собору была пристроена церковь над местом захоронения Василия Блаженного. Он был похоронен здесь еще в 1552 году на кладбище Троицкой церкви. Так появилось, распространенное сегодня, второе название собора. К церкви Василия Блаженного примыкает еще один небольшой придел Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом с собором в 1670 годах была построена шатровая колокольня с куполом. Таким образом, Собор Василия Блаженного имеете всего десять куполов.
Внутри находятся шедевры иконописи и монументальной живописи: фрески, росписи, масляные рисунки, древние иконостасы.
Ребята слышали церковное пение мужской капеллы. Их поразило исполнение, не хотелось уходить.
Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно» — выдающийся памятник истории и культуры XVIII-XIX вв. Это единственный в России столь масштабный ансамбль, построенный в стиле нео- или псевдоготики, в котором в сложном и гармоничном единстве соединены черты архитектуры Московского кремля, древнерусских монастырей, западноевропейского средневековья и Возрождения.Одна из самых
В усадьбе дети увидели «
В парке дети поиграли, отдохнули и довольные отправились в гостиницу.
Музей-заповедник Коломенское – это царская усадьба с древними архитектурными памятниками и обширный парк, одно из самых интересных мест в Москве. С ним связано множество страниц и событий русской истории. С севера к парадному входу примыкает Приказная изба – царская канцелярия. С юга – Полковничьи палаты, где располагалась охрана и Сытный двор, служивший кухней и хранилищем для припасов.
От Задних до Передних ворот можно пройти по аллее и полюбоваться на домашний храм царя – церковь Казанской иконы Божьей матери. Он очень нарядный, с золотыми звездочками на луковках. Здесь находится одна из самых почитаемых на Руси икон – чудотворная «Державная Богоматерь».
За пределами Государева двора на высоком склоне берега Москвы-реки стоит жемчужина царской усадьбы – белоснежная Церковь Вознесения в Коломенском.
Совсем рядом с Вознесенской церковью возведен храм Георгия Победоносца и круглая Георгиевская колокольня.
В парке Коломенское есть много исторических ценностей, в разное время привезенных со всех концов России. Вот, например, каменная Половецкая баба (летняя фотография), памятник над могильным курганом половца, датируемая концом 11-го – началом 12-го вв. Это не женщина, как может сначала показаться. В переводе с тюркского, баба – это отец.
Гранитный «Борисов камень» – пограничный знак владений полоцкого князя Бориса в верховьях Северной Двины. Датируется 12 веком. На камне выбита надпись: «Господь, храни раба твоего Бориса»
В 1934 году в парк в Коломенское перенесен Домик Петра Первого, изначально построенный в устье Северной Двины. Петр жил в нем 2,5 месяца, наблюдая за строительством кораблей и Новодвинской крепости.
Дети после поездки тоже приготовили вместе со мной презентации, выступили на житейных чтениях в этом году, получили так же дипломы, сертификаты.
Детям очень нравятся такие поездки,проявлять самостоятельность, узнавать новое.
Жалко, что времени рассмотреть красоту, архитектуру, храмы исторические памятники и познакомиться с историей страны, было отведено мало. Нам не хватило 5 дней, цены на путёвки не позволяют задерживаться в наших городах.
Окончательным результатом таких экскурсий должно стать обогащение учащихся знанием родной истории и культуры, формирование образованной, духовно развитой личности, способной принять духовные ценности народа, его культуру, историю и проявить к ним уважение. У детей должен проявиться познавательный интерес.
© 2015, Шарыпова Татьяна Александровна 1055