СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Статья опубликована в сборнике "Опыт решения проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в Воронежской области" (материалы Пятых и Шестых областных педагогических чтений. Воронеж-2015) Статья указывает на музыкальное искусство как на источник духовно-нравственного воспитания учащихся с ОВЗ, акцентируя внимание на этапы формирования чувственного опыта у младших школьников.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ПОМОЩИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА.
Н.В. Анпилогова, учитель музыки и пения КОУ ВО « Верхнемамонская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Воспитание духовности у детей с ограниченными возможностями здоровья как способа жизнедеятельности человека, как своеобразного состояния социальной активности, как качественной характеристики сознания с его господствующим типом ценностей представляется довольно не простым.
Во-первых, ученики коррекционной школы-интерната VIII вида – дети с врождённой патологией, а это значит, с недоразвитием познавательной сферы ( отличаются инертностью в познании мира, овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории им не удаётся ); недоразвитие эмоционально-волевой сферы выражается в неспособности подавлять свои влечения, в недостаточном обдумывании последствий своих поступков, а также в импульсивности поведения, повышенной внушаемости.
Второй причиной, вызывающей затруднения в решении вопросов духовно-нравственного воспитания учащегося, являются низкие моральные устои семьи, в которой родился и воспитывается ребёнок. Подавляющее большинство родителей наших школьников злоупотребляют спиртными напитками, содержат дом в неопрятности, дети имеют разных отцов.
На помощь духовно-нравственному воспитанию приходят уроки и внеурочные мероприятия эстетического цикла.
Музыкальное искусство всегда признавалось мощнейшим источником духовно-нравственного развития личности. Музыкальная культура считается величайшей сокровищницей духовного опыта общества. Борис Михайлович Теплов (советский психолог) предлагал признавать основным содержанием в музыке её чувство и настроения, подчёркивал мысль о специфической способности музыки воспроизводить внутреннюю структуру эмоций, вторгаться в чувственную сферу школьника, стимулируя процессы познания и освоение духовно-нравственных ценностей. То есть, музыка способна вызывать настроения ( любовь, восторг, сопереживание ), целенаправленные волевые устремления ( решимость, героизм ). В этом случае музыка способна не только выразить, но и усилить, развить, активизировать нравственные качества: мужество, душевная щедрость, доброта и др.
В последнее время в педагогике имеет место мысль о единении народной, религиозно-православной, светской композиторской музыки. Единение народной, религиозно-православной, светской композиторской музыки предполагает вызывать резонанс фундаментальных потребностей, характеризующих духовно-нравственный образ человека.
В силу возрастных особенностей детей музыка оказывает особое влияние на младших школьников
«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов», автором которой является И.В.Евтушенко, сориентирована на просвещение учащихся начальных классов средствами народной и светской композиторской музыки.
Но духовно-нравственное воспитание не может ограничиваться только рамками урока. Широкие возможности открывает внеурочная деятельность. Учащиеся два раза в неделю посещают молодёжный духовно-просветительский центр, настоятель верхнемамонского Свято-Митрофановского храма - частый гость в нашей школе, в школе имеется молитвенный уголок.
Одной из основной задач духовно-нравственного воспитания в коррекционной школе посредством музыки является духовное обновление школьника.
Структурной единицей духовно-нравственного воспитания является чувственный опыт. И именно младший школьный возраст – сензитивный период для приобретения такого опыта.
Выделим этапы формирования чувственного опыта у младших школьников посредством музыкальных впечатлений
В начале 2014-2015 учебного года было проведено исследование уровня личностных особенностей учащихся 1-4 классов коррекционной школы-интерната VIII вида. В исследовании был использован тест Р.Б.Кеттела, Р.В.Коана. В тестирование были включены вопросы семи факторов: А (холодность-доброжелательность), С (эмоциональная неустойчивость-стабильность), D (уравновешенность-возбудимость), Е (покорность-независимость), F (озабоченность-беспечность), G (низкая-высокая добросовестность), H (робость-смелость).
Оценка личностных особенностей производилась по 5-балльной шкале. Баллы, полученные учащимися, суммировались и делились на количество испытуемых. Таким образом, класс испытуемых получал среднеарифметический балл уровня личностных особенностей.
Данная диагностика показала результативность воспитания некоторых нравственных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Так можно наблюдать, как меняется общительность: обособленность, отчуждённость первоклассника постепенно, с каждым годом обучения, сменяется на всё более дружественное поведение ( фактор А), а неловкость, неуверенность – на более охотный контакт со взрослыми людьми (Н, G). Первоклассник заметно отличается от других учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида капризностью, уклонению от трудностей, переменчивостью в отношениях и интересах (С). Стабильный показатель фактора Е говорит о стремлении младшего школьника доминировать в играх, быть в центре внимания, хотя владение способами доминирования отсутствует. Младшие учащиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются беспокойством, чрезмерным реагированием на внешние раздражители, особенно первоклассников легко вывести из рабочего состояния, они обижаются на замечания, бурно реагируют на малейшие неудачи (D). Фактор F говорит о самоуверенности учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». И хочется верить, что то доброе, светлое, чистое, поданное с помощью музыкального искусства, становится частью души ребёнка.
© 2016, Анпилогова Наталия Васильевна 935