СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи музыкального искусства в коррекционной школе-интернате VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья опубликована в сборнике "Опыт решения проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в Воронежской области" (материалы Пятых и Шестых областных педагогических чтений. Воронеж-2015) Статья указывает на музыкальное искусство как на источник духовно-нравственного воспитания учащихся с ОВЗ, акцентируя внимание на этапы формирования чувственного опыта у младших школьников.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ПОМОЩИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА.

Н.В. Анпилогова, учитель музыки и пения КОУ ВО « Верхнемамонская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Воспитание духовности у детей с ограниченными возможностями здоровья как способа жизнедеятельности человека, как своеобразного состояния социальной активности, как качественной характеристики сознания с его господствующим типом ценностей представляется довольно не простым.

Во-первых, ученики коррекционной школы-интерната VIII вида – дети с врождённой патологией, а это значит, с недоразвитием познавательной сферы ( отличаются инертностью в познании мира, овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории им не удаётся ); недоразвитие эмоционально-волевой сферы выражается в неспособности подавлять свои влечения, в недостаточном обдумывании последствий своих поступков, а также в импульсивности поведения, повышенной внушаемости.

Второй причиной, вызывающей затруднения в решении вопросов духовно-нравственного воспитания учащегося, являются низкие моральные устои семьи, в которой родился и воспитывается ребёнок. Подавляющее большинство родителей наших школьников злоупотребляют спиртными напитками, содержат дом в неопрятности, дети имеют разных отцов.

На помощь духовно-нравственному воспитанию приходят уроки и внеурочные мероприятия эстетического цикла.

Музыкальное искусство всегда признавалось мощнейшим источником духовно-нравственного развития личности. Музыкальная культура считается величайшей сокровищницей духовного опыта общества. Борис Михайлович Теплов (советский психолог) предлагал признавать основным содержанием в музыке её чувство и настроения, подчёркивал мысль о специфической способности музыки воспроизводить внутреннюю структуру эмоций, вторгаться в чувственную сферу школьника, стимулируя процессы познания и освоение духовно-нравственных ценностей. То есть, музыка способна вызывать настроения ( любовь, восторг, сопереживание ), целенаправленные волевые устремления ( решимость, героизм ). В этом случае музыка способна не только выразить, но и усилить, развить, активизировать нравственные качества: мужество, душевная щедрость, доброта и др.

В последнее время в педагогике имеет место мысль о единении народной, религиозно-православной, светской композиторской музыки. Единение народной, религиозно-православной, светской композиторской музыки предполагает вызывать резонанс фундаментальных потребностей, характеризующих духовно-нравственный образ человека.

В силу возрастных особенностей детей музыка оказывает особое влияние на младших школьников

«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов», автором которой является И.В.Евтушенко, сориентирована на просвещение учащихся начальных классов средствами народной и светской композиторской музыки.

Но духовно-нравственное воспитание не может ограничиваться только рамками урока. Широкие возможности открывает внеурочная деятельность. Учащиеся два раза в неделю посещают молодёжный духовно-просветительский центр, настоятель верхнемамонского Свято-Митрофановского храма - частый гость в нашей школе, в школе имеется молитвенный уголок.

Одной из основной задач духовно-нравственного воспитания в коррекционной школе посредством музыки является духовное обновление школьника.

Структурной единицей духовно-нравственного воспитания является чувственный опыт. И именно младший школьный возраст – сензитивный период для приобретения такого опыта.

Выделим этапы формирования чувственного опыта у младших школьников посредством музыкальных впечатлений

  1. Определение информационного и чувственного опыта ребёнка по заданному вопросу.
  2. Знакомство с музыкальным произведением.
  3. Анализ музыкальных особенностей.
  4. Повторное слушание музыкального сочинения
  5. Описание своих переживаний. Осмысление пережитого при слушании.
  6. Пластическое интонирование. Создание музыкального образа в движении
  7. Упражнение в переживании: слушание других музыкальных произведений, вызывающих такие же чувства и настроения.
  8. Создание сюжетного эпизода.
  9. Драматизация сюжетного эпизода. Выход переживаний не только в движениях, но и в мимике, интонации голоса, взаимодействии с другими персонажами.
  10. Формирование взаимоотношений и отношений, взглядов, нравственных качеств.

В начале 2014-2015 учебного года было проведено исследование уровня личностных особенностей учащихся 1-4 классов коррекционной школы-интерната VIII вида. В исследовании был использован тест Р.Б.Кеттела, Р.В.Коана. В тестирование были включены вопросы семи факторов: А (холодность-доброжелательность), С (эмоциональная неустойчивость-стабильность), D (уравновешенность-возбудимость), Е (покорность-независимость), F (озабоченность-беспечность), G (низкая-высокая добросовестность), H (робость-смелость).

Оценка личностных особенностей производилась по 5-балльной шкале. Баллы, полученные учащимися, суммировались и делились на количество испытуемых. Таким образом, класс испытуемых получал среднеарифметический балл уровня личностных особенностей.

Данная диагностика показала результативность воспитания некоторых нравственных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Так можно наблюдать, как меняется общительность: обособленность, отчуждённость первоклассника постепенно, с каждым годом обучения, сменяется на всё более дружественное поведение ( фактор А), а неловкость, неуверенность – на более охотный контакт со взрослыми людьми (Н, G). Первоклассник заметно отличается от других учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида капризностью, уклонению от трудностей, переменчивостью в отношениях и интересах (С). Стабильный показатель фактора Е говорит о стремлении младшего школьника доминировать в играх, быть в центре внимания, хотя владение способами доминирования отсутствует. Младшие учащиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются беспокойством, чрезмерным реагированием на внешние раздражители, особенно первоклассников легко вывести из рабочего состояния, они обижаются на замечания, бурно реагируют на малейшие неудачи (D). Фактор F говорит о самоуверенности учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». И хочется верить, что то доброе, светлое, чистое, поданное с помощью музыкального искусства, становится частью души ребёнка.

15.10.2016 21:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!