СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно - нравственное воспитание школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для достижения более высоких результатов в воспитательно-образовательном процессе педагогический коллектив нашей школы работает по программе: «Воспитание и социализация активной личности обучающегося». Мы, педагоги, продолжаем комплекс работ, направленных на социализацию учащихся через творческую, коллективную, индивидуальную, спортивную деятельность, а именно участие в фестивалях, конкурсах, различных акциях, проектной деятельности, выездных мероприятиях. Мы, как классные руководители в начальной школе, стремясь к формированию таких ценностей как: духовные, личностные, общечеловеческие, отражающие культурно-историческую память, считаем, что наша работа по этой теме даст возможность учащимся начальных классов наиболее полно реализовать такие качества как: культура общения в коллективе, трудолюбие, проявление способностей к сопереживанию, уважительное отношение к ценностям семьи, уважение к, культуре, традициям народа. Основные задачи, которые мы ставим перед собой: воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, истории, святыням, традициям народа; создать условия для проявления милосердного отношения к окружающим; познакомить детей с основами православных праздников, показать их тесную и связь с народной жизнью; формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение; воспитать желание жить по совести и в любви к ближнему. В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания детей и молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…». Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Духовные ценности закладываются в детстве. Сегодня размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, пропаганда насилия, эротики, жестокости, алчности, отрицание семейных ценностей, предлагаемые нашим детям, нелегким бременем ложатся на неокрепшую душу ребенка. В этой жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит создать духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо на мой взгляд немного - пробудить желание творить добрые дела. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально. Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от духовности самих педагогов. Уже не один год в моём классе и на параллель я провожу мероприятия такие как: «Рождество Христово», «Крещенские вечера», «Пасха в русской семье». Участие в них это изучение культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Воспитание духовной личности возможно только с совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения и семьи. Развитие по духовно-нравственному воспитанию предусматривает работу по трём направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с учителями.

Формы работы с детьми: коллективная и индивидуальная работа; благотворительность; творческая художественная деятельность детей; проектно-исследовательская деятельность учащихся; экскурсии; тематические классные часы и творческие вечера, чаепития.

Коллективная и индивидуальная работа Существует добрый православный телеканал «Союз», когда телевидение действительно на благо. На этом канале ведутся детские передачи «Доброе слово», «Вечер в Шишкином лесу» и «В гостях у Дуняши». Одна из таких передач с подвигла меня на прочтение и обсуждение с ребятами рассказа о том, как мальчик после своего обеда выбрасывал хлебные крошки, и как однажды во сне он превратился в маленького, взъерошенного воробья. Как же трудно ему было там, за окном, без воды, в холоде и без крошечки хлеба! Ребятам был задан вопрос: как же вы используете свои оставшиеся крошки хлеба? Ответы моих детей были разные. Кто-то выбрасывает их в мусорное ведро(к сожалению таких было большинство), кто-то кидает в окошко…Перед ребятами была поставлена жизненная ситуаций, требующая нравственного выбора. Много говорили, обсуждали. Был сделан вывод: что рядом с нами живут те, которым очень нужна наша помощь, забота, тепло и любовь. Возникло желание сделать кормушки и развесить их в нашем школьном дворе. Конечно же мы не обошлись без помощи наших мам и пап, бабушек и дедушек. К работе были привлечены все. И радости детей не было конца, когда тот взъерошенный воробей из рассказа первым прилетел к нашей кормушке. После такой работы я заметила, что поведение моих ребят в столовой, отношение к продуктам и хлебу несколько изменилось. Слышу высказывания ребят, что упавшее печенье отнесём муравьям. Для меня это ценно, ведь всё начинается с малого.

Проект Е.Г.Студеникина МБОУ лицей «МОК №2», г.Воронеж

но-исследовательская деятельность учащихся.

Дети и родители очень любят такую форму работы как экскурсия. Мы много посетили достопримечательностей Воронежа, святых мест Воронежской области. В Задонске нам посчастливилось побывать в трапезной мужского монастыря, где нас угощали вкусным чаем, сушками и подсушенным чёрным хлебом. Отец Дмитрий, который проводил с нами экскурсию, обратил внимание детей на отношение к своим родителям, на послушание, почитание и уважение к старшим. На ребят это произвело огромное впечатление. Позже ребятам было предложено провести проектно-исследовательскую деятельность. Дети разбились на группы, выбрали себе темы самостоятельно, распределили обязанности. Темы которые выбрали ребята: «Рецепты приятного чаепития», «Древо моей семьи», «Православный журнал для детей», «Журнал моих впечатлений».

Формы работы с родителями: родительские собрания на духовно-нравственные темы; информационные стенды для родителей; совместно организованные с родителями праздники; изготовление сюрпризов к праздникам.

Форма работы с учителями начальных классов: круглые столы; поездки по святым местам; подготовка и проведение праздников на параллель.

Промежуточный результат: после проведенных мероприятий, бесед, встреч, дети стали дружнее, добрее, бережливее, более отзывчивей к неудачам своих одноклассников. Ребята стали больше интересоваться русскими традициями.

Подводя итог, нельзя не вспомнить о том, что все мы сегодня являемся свидетелями духовного возрождения России, возвращения людей к своим исконным традициям, патриотизму, любви к Родине, культуре и нравственным началам, милосердию и семейным ценностям.

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы до века

Творим по мере наших сил…. »

(Н.А. Заболоцкий)

17.05.2015 14:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!